8. ЦК влксм информирует ЦК кпсс

Обеспокоились и комсомольские органы.

Видимо, райкомом и обкомом ВЛКСМ были поданы справки о фестивале бардов, которые пока не опубликованы.

И уже через неделю, 29 марта, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Сергей Павлов направил в ЦК КПСС многостраничное секретное письмо № в-01/185с, посвящённое фестивалю бардов.

Как видите, в ЦК ВЛКСМ сработали весьма оперативно. Это письмо я публикую целиком без купюр.

Секретно
ЦК КПСС

Информируем ЦК КПСС о состоявшемся в Новосибирске так называемом «всесоюзном фестивале-празднике самодеятельной песни».

«Фестиваль» проходил с 7 по 12 марта и был организован без ведома партийных, советских и комсомольских органов [1] советом самодеятельного [2] кафе-клуба «Под интегралом» в Академгородке.

Программа «фестиваля» предусматривала массовые [3] концерты, дискуссии «о новом жанре искусства – поэтической песне».

Организаторы и участники «фестиваля» стремились придать ему характер «всесоюзного учредительного съезда бардов», выработать положение или устав [4].

«Фестиваль» в Новосибирске тщательно готовился его организаторами, причём его ярко выраженный политический характер сохранялся в тайне до самого открытия [5].

29 участников этого «учредительного съезда [6] бардов» приехали из 9 городов: из Москвы (10 человек – Галич, Бережков, Волынцев, Чесноков и другие); из Ленинграда, Красноярска, Свердловска, Казани, Севастополя, Томска, Минска и Новосибирска.

Участников фестиваля приветствовали телеграммами Высоцкий, Ким, Анчаров, Окуджава, Матвеева.

Состав участников был весьма неоднородным как по уровню исполнительского мастерства, так и по идейному содержанию.

В большинстве своём выступления в концертах и на дискуссиях носили явно тенденциозный характер, были проникнуты духом безыдейности, аполитичности, клеветы на советскую действительность [7].

Об этом свидетельствует репертуар А. Галича, который содержал такие песни, как «Памяти Б.Л. Пастернака», «Баллада о прибавочной стоимости», «Ошибка», «Песня про генеральскую дочь», «Закон природы», «Про товарища Парамонову» и другие.

Жанр их по определению самого автора – «жанр пародийной песни», идейная направленность – «шагать не в ногу», их герои, как правило, руководящие работники, которых автор рисует лишь в чёрных тонах.

Так, герой песни «Баллада о прибавочной стоимости» – «марксист, почти что зам., почти что зав.», знающий марксизм «от сих до сих» по «Анти-Дюрингу» и «Капиталу», но продающий свои убеждения и Родину за богатое наследство «тётушки из страны Фингалии».

Автор, обращаясь к залу, постоянно подчёркивает мысль:

– «Все мы такие».

В песне «Памяти Б.Л. Пастернака» звучат озлобленность и угроза:

«Мы поимённо вспомним всех, кто руку поднимал...» [8] .<...>

Некоторые из участников, например, Галич, Бурштейн, Фрумкин, Чесноков, в своих выступлениях акцентировали внимание слушателей на проблемах взаимоотношений между национальностями, когда, по их мнению, «выпячивается» культура одних народов и «искусственно подавляется» культурное наследие других.

В частности, назывались «незаслуженно забытые» песни и мелодии из «народного [10] еврейского»  творчества, которые здесь же, на концертах, предлагалось разучить всем слушателям.

В песенном цикле «Об Александрах» Галич откровенно издевается и над интернациональной политикой нашего государства, высмеивая помощь Советского Союза народам Африки.

Судя по всему, член Московского отделения Союза писателей А. Галич (Гинзбург А.А. [11] ) претендует на роль идейного вдохновителя «бардов».

И если ранее его песенное «творчество» распространялось только в магнитофонных записях, то в Новосибирске его песни зазвучали с открытой эстрады.

Перед каждым концертом, а также в дискуссиях, аудитория усиленно «обрабатывалась».

Галича представляли [12] как «замечательного поэта, известного сценариста и драматурга», сравнивали с Салтыковым-Щедриным, Зощенко и Маяковским.

Взгляды Галича разделяли и активно поддержали в ходе дискуссии В. Фрумкин, член Союза композиторов (Ленинградское отделение), А. Бурштейн, президент клуба «Под интегралом», старший научный сотрудник Института кинетики и горения СО АН СССР, старший преподаватель Новосибирского университета, Ю. Кукин, бывший тренер, с октября 1967 года нигде не работающий, обосновавшийся при самодеятельном клубе «Восход» [13] Ленинграда.

По мнению устроителей и многих участников, собрание их в Новосибирске должно было определить место «бардов» в творчестве народа.

Они заявляли, что собраться было необходимо, так как «в нашем движении много трудностей, зигзагов, царит застой и уныние.

Творчество бардов – народное искусство, народное не только по форме, но и по существу. Песни бардов – новая форма бытия поэзии. Время требует новой формы борьбы с недостатками, консерватизмом и забвением уроков прошлого».

Выступая перед аудиторией более чем в тысячу человек, С. Чесноков, преподаватель Московского инженерно-физического института, предпослал следующее вступление:

«Песня посвящается американской певице, которая, когда её спросили, почему песни бардов, исполняемые плохо поставленными голосами, с плохим музыкальным сопровождением, пользуются такой популярностью, ответила:

«Нам слишком долго врали хорошо поставленными голосами... – «И я (т.е. Чесноков) полностью присоединяюсь к её словам » [14]. <...>

Стихийность, неуправляемость в этом движении, как показал «фестиваль», ведут к тому, что организующую роль в нём берут на себя люди сомнительных, а порою откровенно чуждых нам политических взглядов и убеждений.

И трибуна предоставляется, в основном, не подлинно самодеятельным авторам, работающим на заводах, в геологических экспедициях, в институтах, а полупрофессионалам или людям вроде А. Галича, которые любой ценой стремятся завоевать популярность, имя, да и немалые доходы.

Люди, претендующие на роль организаторов и вдохновителей «нового движения», постоянно ссылаются на опыт заграничных «бардов» (битлов, хиппи и пр.).

Не случайно на сборище в Новосибирске было предложено послать приветственную телеграмму от имени «съезда» всем «бардам» капиталистических стран.

Следует отметить, что организаторы фестиваля в какой-то мере отдают себе отчёт в том, на какой скользкий путь вступают.

Один из главных организаторов упомянутого «фестиваля» А. Бурштейн высказался в том смысле, что действовать надо осторожнее, потому что недавние судебные процессы над Синявским и Даниэлем, а также над «группой» Гинзбурга, вероятно, не последние и надо быть готовым ко всему.

ЦК ВЛКСМ в настоящее время принимает меры для тщательного изучения этого вопроса... <...>

Информируя ЦК КПСС о сборище в Академгородке Новосибирска, ЦК ВЛКСМ считает, что тенденции в развитии так называемого «движения бардов» заслуживают внимания соответствующих государственных и общественных органов.

Секретарь ЦК ВЛКСМ /С. Павлов/ (подпись)

Как видите, секретарь ЦК ВЛКСМ С. Павлов называет фестиваль бардов сборищем. Это письмо иначе как доносом не назовёшь.

Удивительно, как ЦК ВЛКСМ и его областной, городской и районный комитеты ВЛКСМ, числившиеся вначале в числе организаторов фестиваля, быстро перекрасились и превратились по сути в засланного провокатора, который присоединился, выведал всё, что хотел, и донёс.


Примечания:

1.  Это неправда. Все знали – и партийные, и комсомольские органы.
2.  Ещё одна неправда. «Интеграл» не назывался самодеятельным.
3.  Ещё одна натяжка «массовые» – на концертах всегда много народа.
4.  Мне такая попытка неизвестна.
5.  До открытия фестиваля о «политическом характере» фестиваля и речи не было.
6.  Не было никакого учредительного съезда.
7.  И это ложь. Но, заметьте, здесь говорится не о «низком идейно-художественном уровне», а о безыдейности, аполитичности, клеветы на советскую действительность. Навешивается ещё один ярлык.
8.  Правильно: «Мы поимённо вспомним тех, кто поднял руку».
9.  Ну, конечно, без антисемитской направленности не обойтись.
10.  Непременно нужно подчеркнуть, что Галич - еврей.
11.  И это было правдой. Галич и был известным сценаристом и драматургом.
12.  На самом деле, «Восток». Но, заметьте, какой эпитет подобрали – «обосновавшийся».
13.  Не врали бы, не обращали бы внимания на такие выступления.

Продолжение следует:


Рецензии