Похмели- болею..

                Северные истории.

Эту фразу я слышала десятки раз. Придут и стоят: "похмели, болею". И вроде отказать неможно, помрут еще  (так и говорили в деревне, мол, может умереть, если не дать). Не клянчили, ничего, а строго два эти слова. Как пароль, как код.
Как-то гуляли наши соседи (по деревянному дому, на краю большого села, на краю Земли)- родня к ним  приехала, да из города. Из города - это значит на вертолётике, на оленях долго. (Шутка).
Мы знали - будем званы! А уж что такое гулять в посёлке  -  знали непонаслышке. Вся деревня частенько гудела. Уууу.... И не спрячешься от этого никуда, вытащат с под кровати за ноги, станцуют тебе, споют, и за стол без тебя не сядут  - словно без тебя в горло не лезет, и гулянка - не гулянка.
А тут соседи, свои, за стенкой, рыба наловлена, навялена, нажарена. Икра чёрная на столе, пюре картофельное из порошка, пельмени с лосятиной, да из щекура, брусника с сахаром, и несколько ящиков водки, этого добра в посёлке завсегда. Да и гнали сами, не ленились.
Наши соседи нас, сказать честно, любили искренне, (молодых "студентиков", как они нас звали), подкармливали нас, подпаивали бражечкой по праздничкам, рыбкой угощали, пельменями.
В этот день Галя раз 10 забежала, - давайте-давайте, все уже кипит- парится! (Мне Галя поручила торт сделать,  "семистаканник", всего по стакану, то есть. Я была на селе знатная тортистка, потому что у меня  была электротортовница. А как его сделаешь, если в магазине ничего нет?  Так научили - стакан  яичного порошка, стакан крахмала , стакан муки, воды, ну, и т. д - 7 раз).

Гостей городских я в окошко увидела, аж с самого Салехарда родня была.
А вот дальше просто по-Шукшину все пошло.
Сидим мы за столом, водку пьём, рыбой закусываем - а гость городской, пьёт да все моего молодого мужа сверлит взглядом. В коричневом костюме, с широким галстуком в крупную полоску по диагонали,  голубоглазый такой, губастенький. Жена рядом, в бусах. (В костюме мужик в деревне - это уже минимум профессор).
И тут мой молодой супруг сказал слово какое-то , кажется - "достаточно".  Вот черт его дернул! Нет, чтоб просто ответить - "чуть позже, паря", или, "пропущу, чувак", или что-нить в таком духе. Нет, -"достаточно", и все, и процесс пошёл.  Не понравилось это слово городскому гостю. Затаился он. Пьянея на глазах, стал гость городской наливаться, глаз поплыл, и все за моим наблюдает. Смирный такой вроде сидит, пьёт - а наблюдает, наблюдает. Улыбается...
И вот вышли уже все во двор, на брёвна сели и гульба продолжается, все кричат, кто-то поёт уже, Галя руками машет, на нас подглядывает - хорошо ли нам, - да подливает... (Вот интересно у них, не допьёшь в рюмке - скажут "Ты че не держишь? Держи!" Допьёшь - тут же новую наливают! Держи! "Пей" - не говорили, говорили -"Держи!!!" "Че не держишь?" "Держи давай"!)

В общем гуляем, и тут гость что-то моему мужу опять говорит, а муж не расслышал, по видимому, и опять, дескать, спасибо, не хочу.   Не знаю что там точно было. Но стало это  последней каплей.
Хватает Гость большую, отороченную гвоздями, доску, прислонённую к забору - и как давай её вертеть, туда-сюда, да нападать, слюни брызжут, сопли во все стороны, взвизгивает, возбужденный, и - ну, как-будто танец какой исполняет, движения такие, вековые,  отточенные,  то отскочит - то наоборот, грудь выгнет - как петухом идёт! Да все быстро так, никто поначалу ниче и  не понял. Стоим как заколдованные, на сей танец ритуальный смотрим.  А он рычит, губу  то в трубочку вытянет, то в себя затянет.

 Скрутили гостя мужики. Связали городского веревками, на лавку положили,  жена его держит, ей неловко - и бусы ещё посыпались. Мы все собирали, кто ещё на ногах держался. Побился немножко Гость и успокоился, поплакал да уснул.

Утром следующего дня спал Гость. И мы спящими прикинулись, только чтоб нас не трогали. Так они все пришли и над нашими телами давай обряды свои совершать, с песнями, да дробушками. С постели подняли, с "кренделями",  (по двое подходили), повели нас, с песней, под руки, на доски, положенные на табуреты, во главе стола посадили, как молодоженов. Я говорю, мы пить не будем - "хоть убивайте!"
А второй день гульба-то. Они грамотные в этом деле, ну как соседей молодых, неопытных, не похмелить? Не по-человечески! Налили они нам по стопке. Мы сидим, как кони - голову вниз - не можем, говорим, "помрем"! Нет, говорят, выпейте одну - лучше станет!!    И опять, гармошка, частушки, дробушки. Тут уж и остальные над нами нависли - "Ну одну! Ну одну!" - хором. Галя честно держит алюминиевую кружку - мне запивать, а  вокруг все шевелится, поёт, гудит и  пляшет. Я с ужасом понимаю - что это не кончится.

- Одну!, - только кричу я.

Я беру рюмку, сжимаюсь и - пью  залпом.

"За-пить! За-пить"! - скандирует уже вся деревня, Галя  мне тут же  кружку, и я делаю оооогромный глоток.

Это был самогон.
С тех пор ни-ни,  не поддаюсь, учёная.
Не пью, говорю... Беременная.

                п.Сосьва, 1981-83гг.


Рецензии
Уж,да,пьянки в деревнях дело такое,это не встарые времена.Быстро учат.

Матвеева-Сергеева   27.09.2018 18:34     Заявить о нарушении
А мне повезло больше. По распределению попала в деревню - рафинированная городская девочка - в глушь. Никто не принуждал и не приглашал. Замуж смешно вышла. На Троицу. Гуляние на берегу реки на большой поляне. Ну и мы. Молодые учительницы. И вдруг вызов - кто быстрее вокруг острова сплавает. И смеются, что мы не умеем. Вот и поплыла я. А плаваю - как дышу, на берегу Амура родилась и выросла. С плотов ныряла и плавала чуть ли не на середине реки. И с будущим мужем в лидеры попала. Всех обогнали и завернули за остров. Ну я и предложила выйти на берег и пересечь остров бегом,а там опять в воду и выплывем. ВСе равно ведь нас не видно. Зря я так поступила. Потому что вышла из воды, а ведь все беленькое и мокрое стало просто прозрачным. С ума свела своим видом. Разбудила плохие желания. Всю жизнь смеялся и сыну потом рассказал, какая я была красивая и как он устоял, но все равно везде стала казаться и он тогда пришел и женился.
Ну не подумала я, честное слово. Так вот я в деревне на всю жизнь и осталась. Он - агроном от Бога. Куда его было от земли отрывать. И когда я тяжко заболела и рука плетью повисла - единственное - мы поближе к городу переехали - и он меня по полям возил. И я теперь всходы ячменя и пшеницы и ржи (на зеленую подкормку скоту сеяли, а на зерно - не вызревает, влаги мало) отличаю и знаю о растениях все о злаковых. Как цветут, какие красивые пыльники выпускают, как в стадии восковой спелости почему-то морем пахнут, как рожь колется больно.
Деревню полюбила. Получилось. И вот так здесь и живу. зЕМЛЯ ВОКРУГ В ПУСТЕ ЛЕЖИТ. пОЛЯ МЕЛКОЛЕСЬЕМ ЗАТЯГИВАЕТ. Родимого уже шестой год нет на свете. Какая-то пустота. Спасибо за радость общения вам всем, кто меня читает и пишет отклики. МОя отдушина. Кланяюсь. А рассказ у Вас хороший.

Валентина Телухова   04.10.2018 03:01   Заявить о нарушении
Валентина, дорогая, а я ведь только сейчас прочитала, и совершенно случайно.. Ооох!!... Вы изумительно пишите. Вы должны это рассказывать и читать детям, там где Вы сейчас живете, и я чувствую, в запасе у Вас- много, очень много.. У меня муж тоже агроном, но самоучка, сам закончил ГГФ в универе, потом тоже переехали в деревню, и стали заводить туда- сюда, а потом он стал производить корма различные..
Я очень скучаю по деревне, по петухам, которые пели в деревни первыми, по курочкам, людям, детишкам.. У Вас интереснейшая жизнь, просто Вы чудо, чудо.. Пожалуйста, не болейте, всегда буду Вас читать.. С ув. Марина.

Марина Аржаникова   13.10.2018 02:34   Заявить о нарушении
Родимое имя. У меня дочь так зовут. А я в город почти вернулась. Жили в пригородном хозяйстве. В двух км от города. А потом все раскупили земли и коттеджей настроили. Поклон за такой прекрасный отзыв. Стараюсь я, но со здоровьем плохо получается. А так - радости еще много.
Будьте и Вы здоровы. С поклоном.

Валентина Телухова   13.10.2018 14:03   Заявить о нарушении