Наука опыта

– Всё в мире перепутал человек,
всё переврал: предметы и явленья –
все получили вид и смысл другой,
как в зеркале разбитом. "Как же так, –
воскликнет зритель, – я же вижу это!
Мои глаза ясны, рассудок чист.
Рукой коснулся: призрак бы растаял,
а это – нет..."
Нет здоровее бреда,
чем бред здоровых. Им любой кунштюк
представится явлением природы.
И в банке с формалином – тоже вечность.
Одна из многих, форма. Вне себя,
вне сущности своей – ты пребываешь
обычно. Чтобы выпрыгнуть в себя,
Сократ потребуется, – помнишь "Диалоги"?
Он белый кролик,
он, конечно, дух.
Он возвращает внешнее в начало.
И, вынимая, погружает вновь.
Туда, где солнце, звёзды и планеты –
лишь созерцание, фигура на словах.

– Но нет меня и здесь. Единство мира
в разорванности; настоящий центр –
периферия, там меня ищите!
Разорванный вакханками Орфей.
Дух примиряет нас и то, что наше.
Святое назначение моё –
предаться смерти,
чтобы стать бессмертным.
Величию сияющих начал –
Nil admirari противопоставить.
Убежище ещё почище бочки.
Узнаешь все ходы нюрнбергских шашек.
Ещё раз говорю тебе: Сократ.
Садись со мной, мы уберём с доски
всё лишнее. Познай меня как сущность
реальную, лишённую "потрогать".
И "передвинуть". Всё в своих местах.
Всё – как тогда, в начале.
Тотальное единство – бытия
и принципа. Тогда не доиграли.
Я... вышел. Или, может быть, не я...
Всё познаётся там, где есть граница.
И проверяется. Всё познанное – вон,
мэ он, ук он, – что в центре?
Всё, что хочешь.
Или, точнее – всё, что хочется...
Себя с неё распятого сволочишь.
По Гамлету. И ободок не сточится.

Ты, как обычно, перепутал всё.


* "Нюрнбергские шашки" – интеллектуальная игра-головоломка
для одного игрока.


27 сентября 2018 г.


Рецензии