Порода или нация?

Уклонюсь от определения дефиниций, употреблённых в заглавии, но уточню их смысл применительно к предлагаемому тексту.
В «породе» (если говорить о людях) усматривают два «смысла»: 1)когда в ком-то «чувствуется порода (породистость)»; 2) когда замечают «разницу в породе». При этом дается примечание, что говорить о породе применительно к людям — не корректно. С учётом именно этого, я буду говорить о «разной породе людей», как бы о типах поведения, абстрагируясь от иных факторов «разности» (тип характера, происхождение, воспитание...).
В народном сознании различение людей (односельчан, сослуживцев) «по породе» - не редкость, и словами это выражается по-разному, в том числе и так: «Нация у него такая!» Слово нация при этом употребляется, зачастую, даже без знания слова «национальность» и без понимания «общепринятого» значения слова «нация», а понаслышке и чисто синонимично к «породе». Следовательно, разительные особенности в поведении имеют место, а в обиходе это кратко формулируется как «такая порода». При этом различие «по породе» может проявляться в территориальной или производственной группе, в стране в силу её разделенности на «самобытные» местности, в «международном» пространстве. (Например, между Миланом и Флоренцией, или между Италией и Россией).
Так, например, в моей родной деревне на Урале, которой уже за триста лет (заселена была «беглыми» плюс «оргнабор» с разный мест Петровской России), было четыре «породы»: 1) доминирующая по численности, выходцы из-под Новгорода и Архангельска, без добавления «прозвища»; 2) с прозвищем «Курапа» (например, Андрей-Курапа), это, возможно, выходцы с местечка «Курапы» на самом западе страны; 3) с прозвищем «Кержак», возможно, выходцы с бывшей Керженской волости Нижегородской губернии; 4) с прозвищем «Сарана» (есть и такое место в стране), и когда говорят «Фёдор-Сарана» - это не просто конкретный Фёдор, а совершенно особенный: Сарана!.. А все дети у этой «породы» - «саранята», детвора немножко «не как все» (не как у других «пород»), но схожие «между собой»...
Как мне виделись те наши «породы», которые с прозвищами:
«Кержаки» - «карман всегда зашит», упрямые, упорные, рассудительные; «Курапы» - говорливые, открытые, вспыльчивые и даже скандальные; «Сараны» - хитроватые, «себе на уме», общительные, предприимчивые без лишних оглядок.
В материале «Диалектика» мной было сказано, что лучшие «диалектики» (если её понимать как искусство спора) — это выходцы из Украины (хоть в теперешнем её статусе, хоть в статусе республики в составе СССР). Я обещал развить этот посыл, что и сделаю сейчас, плавно подведя читателя к разности «пород» и в «международном смысле».
Вот вам картинка, которую видели многие и многие или, если не видели, могут достоверно представить: армия (то есть служба), командир останавливает солдата и строго спрашивает, почему не выполнено то-то и то-то. Ответ: «Виноват! Не успел.» Но совсем по-другому, как помню, отвечал (1970 год) ефрейтор Фесенко (из Донецка): «Ну товарищ старший лейтенант! Та как же ж я мог это сделать...» - «Молчать! Смирно! Почему не выполнил?!» - «Так я же ж только что сказал... Вы же сами сказали тогда, шо...» - «Два наряда вне очереди!.. Молчать!... Три... Пять нарядов вне очереди! Старшина, уводи...»
«Наряд вне очереди» - это вовсе не перевод «на другое место» в порядке наказания. Это служба, «как все», днём, и выполнение какого-то задания (вместо сна) ночью. Суровое наказание. Фесенко был отличный парень (привет, Фесенко!), но из Донецка, и мы сочувственно увещевали его отвечать строго по уставу, но как мы могли враз переделать его «породу»? И он нет-нет да «хватал» наряды вне очереди исключительно за ответы командирам, а мы заслушивались этими «спектаклями». А часть своих «нарядов» он отрабатывал в «Ленкомнате», с гитарой в руках, как прекрасный знаток и исполнитель шансонных песен («Гитлер это подлая натура, да-да...» и множества других).
Следующий момент: не секрет, что командиры старшиной предпочитали назначить сержанта из Украины. Все ведь знают, как трудно быть начальником «в среднем звене» на производстве. Нужно угодить начальству — и поладить с простыми рабочими (работниками): «как сержанту» - так характеризовали роль «среднего» начальника. А украинец (не буду употреблять иных слов) успешно справлялся с обязанностями старшины роты — с этими важнейшими некогда обязанностями (сейчас эту функцию выполняет прапорщик, ночующий вне казармы, и это сооовсем другой коленкор!). Когда мы проводили на дембель старшину Овчаренко из Запорожья (Вася, привет от начальника радара-высотомера), то над нами, ставшими «стариками», старшиной командир назначил салагу ефрейтора Плахотнюка из Челябинска (привет, старшина! Помнишь твой коньяк в каптёрке за твоё назначение и наше тебе доброе «по плечу»?)
Когда я смотрю по ТВ ток-диспуты, на которых присутствует «украинская сторона», то неизменно вспоминаю Фесенко и его «ну товарищ старший лейтенант!...» - на конкретный вопрос «почему?!» Да и мало ли поговорок на эту тему? - Например, «что русскому хорошо, то немцу смерть»... Трудно, ох как трудно нам соревноваться с украинцами в «диалектике», то есть в искусстве спора. Мы, русские в частности, забываем, что в споре есть ещё и сторона искусства, а искусство вечно и прекрасно...


Рецензии