Галка Иволга. Часть 2

 начало истории здесь: http://www.proza.ru/2014/06/24/884
----------------------------------------------- 

     Вот и осталась позади бывшая русская землица Алясочка. «Цессна» медленно шла над Беринговым проливом. Внизу расстилалась почти бесконечная свинцовая серость воды, холодной даже на вид. Подошли на траверзе острова Диомиды, помаячили немного и скрылись позади – а это означало, что самолет благополучно вошел в воздушное пространство Галкиной родины. Самое время сменить не только частоту, но и язык радиообмена. Никакого приступа умиления она, впрочем, не ощутила: уж очень гадкий попутно-боковой ветер дул здесь, на высоте. И выше-ниже не уйдешь, коридор же! Галка устала парировать бесконечные внезапно возникающие крены, плюс к тому она всего лишь четверть часа назад закончила рассказывать новой дюралевой подружке печальные истории из вдовьей жизни. Говорила вслух, стесняться в пустой кабине было некого. И вот что удивительно: привычного страха не было вовсе! Может быть оттого, что маленькая «Цессна» оказалась очень активным слушателем: переспрашивала, уточняла неясные моменты, охала в нужных местах и хихикала на особо удачных оборотах и пике стиля своей новой хозяйки. К слову, смех у «Цессны» был такой же скрипучий, как и голос, поэтому звучал в мозгу несчастной Иволгиной ехидно и провоцировал на дальнейшие саркастические шуточки.
- Ты, кстати, мне так и не рассказала, откуда у тебя эти книжки на украинском языке в памяти засели, - напомнила Галка, чуть повернув голову вправо, будто бы к собеседнику, занимающему правое сиденье и вытаращилась вдаль…
- И биться сердце перестало… - прокомментировала ошарашенная Иволгина. – Это че еще за хрень?!

      Стремительно приближающаяся хрень на два часа не могла оказаться ничем иным как самолетом. Военным. Галка не особо хорошо разбиралась в их типах: так, «Мигаря» от «Сухого» вблизи отличила бы – и только. Но серая туша с короткой острой мордой и огромными скошенными воздухозаборниками двигателей мало того, что возникла на горизонте внезапно как понос, так еще и пересекла линию пути маленькой «Цессны», а теперь недвусмысленно покачивалась с крыла на крыло. Спасибо хоть держалась на приличном расстоянии, а то маленький поршневой высокопланчик просто сдуло бы! Лениво мигнули бортовые огни, хорошо различимые на сером фоне. Ситуация в комментариях не нуждалась. Перехват.

- Неласково встречает родина, однако, - хмыкнула Галка, дав в ответ несильный крен влево-вправо и пощелкав тумблером БАНО*. – Чего случилось-то? Может, война какая началась? А, болтушка? Как думаешь?
      Дюралевая птичка молчала, то ли сочтя вопрос риторическим, то ли тоже за компанию охреневая от происходящего безобразия. Получив подтверждение от перехваченной «Цессны» о ее готовности следовать за перехватчиком, серая туша Миг-31 медленно крутанулась почти на месте и начала удаляться. КВC Иволгина развернула «Цессну» на указанный курс и потарахтела следом, стараясь держаться как можно выше спутной струи.
      Разница в скорости была настолько велика, что очень скоро Миг просто растаял в голубой дали, внушив было Галке искушение по-тихому смыться. Но он, конечно же, вернулся, подобно тому как возвращается брошенный бумеранг: просто пересек линию пути и снова покачал крыльями.
      Все это время Галка пыталась выяснить у диспетчера, почему военные оказались не в курсе поданного ею флайт-плана, куда ее тащат истребители и какого, собственно, ананаса ей теперь делать. Не то чтобы Иволгина была принципиально против приключений, но остаток топлива заставлял задумываться, сколько еще ей придется следовать за детищем ОКБ Микояна. Наконец, дисп сжалился над убогими умственными способностями КВC Иволгиной и предложил ей связаться с военными на аварийной частоте.
Ничего другого делать и не оставалось. Галка накрутила кремальеркой нужные мегагерцы, и сразу же услышала ужаснейший английский, явно доставлявший говорившему невыносимые мучения:
- Follow me November 09152, follow me! You...is...ээээ...о бля... are intercepted, November 09152!**
Иволгина собралась с мыслями и вдавила тангенту внешней связи:
- November 09152, перехвачена, следую за вами. Только у меня топлива впритир до Анадыря-Угольного. Повторяю, топлива мало. До Анадыря-Угольного.
      В эфире повисла недолгая пауза, заполненная лишь треском помех. Где-то там в глубине «Мигаря» и своего заднего кресла штурман-оператор скрипел извилинами, переваривая информацию, полученную от американца мало того что женским голосом, так еще и на чистейшем русском языке.
- November 09152, установите частоту 124,0 – наконец отмер перехватчик, приятно радуя слух Галки легкой картавинкой на звуке "р".

Дальнейший разговор на частоте государственной авиации продолжался на все тех же нотах бесконечного удивления.
- 09152-ой! Тип ваш? – не унимался штурман.
- Цессна-150, – буркнула Галка и, подумав немного, добавила, – и КВC Иволгина. Флайт-план и разрешение на пересечение границы есть. Какого хрена, товарищи?
- А на локаторе вы отображаетесь как O-2 Skymaster***, 152-ой… - мужской голос быстро исправился, - 152-ая.
- Для Скаймастера на мне движков маловато, нет? – иронично заметила Галка. Но ее проигнорировали. Очевидно, под фонарем 31-го сейчас кипела нешуточная дискуссия на тему того, каким образом вражеский самолет-корректировщик на поверку оказался мирной маленькой "Цессной" с русской бабой за штурвалом. Перехватчик снова ушел вперед и снова вернулся, описав круг.
- Новая вводная, 09152! Возвращайтесь на исходный курс и следуйте за нами.
- Все-таки Анадырь? – с облегчением выдохнула Иволгина.
- Ну до Елизово**** ты же явно не дотянешь, - хмыкнул перехватчик. – Дуй за мной.
      И 31-ый, также известный как «Foxhound» - спасибо, «Цессна» просветила любезно! – грациозно дав глубокий правый крен, отвернул к северо-западу. Иволгина поморщилась: с точки зрения ее собственных характеристик, «Мигарь» действовал назло законам аэродинамики. Маленькая «Цессна», естественно, такого и в лучшие годы не умела.
      Остаток пути протекал спокойно: датчики топливомера показывали, что до Угольного дотянуть удастся за счет положенного на зону ожидания 30и-минутного запаса. Но пристроившись за «Мигарем», Галка мстительно порадовалась, что согласовывать схему захода и вести все переговоры теперь будет обладатель грассирующего «р». А уж перехваченное воздушное судно в любом порту обязаны принять без задержек и вне очереди на посадку. Командиру Иволгиной, например, было очень лестно слушать, как голос диспетчера подхода с подачи штурмана-оператора бодро загоняет большие пассажирские самолеты обратно в зону ожидания, чтобы дать возможность крошечному двухместному самолетику сесть на свободную полосу.
      Как ни ломали схему захода, но с прямой сесть не удалось из-за ветра. Ориентируя третий разворот коробочки по траверзу какого-то большого темного озера, формой похожего на рукавицу, Галка снова услышала картавый баритон:
- Иволга, давай! Разрешили тебе!
      Только коснувшись колесами бетона, Галка ощутила свои крошечные габариты: таких, как ее «Цессна», в ряд крыло-к-крылу можно было бы поперек полосы поставить штук восемь, не меньше! Теряясь в просторах ВПП, и пружиня на своих тоненьких ножках, высокопланчик катился и катился буквально на остатках бензина, а Галка умоляла свою дюралевую подружку не заглохнуть на середине трехкилометровой полосы. Та молчала. Маленький самолетик вел себя как смертельно уставшее живое существо, только что язык набок не вывешивал и то, наверное, лишь ввиду отсутствия оного. Двигатель кашлял, задыхался как астматик – это цилиндры принимали и дожигали последние капли, бензонасос работал почти впустую, качать ему больше было нечего. К чести «Цессны», прежде чем заглохнуть, на рулежку свернуть они все-таки успели. Ревущий «Мигарь» зашел на посадку сразу за «Цессной», словно бы галантно уступая даме дорогу. В реальности, разумеется, дело было вовсе не в хороших манерах, а в спутном следе мощного истребителя, после которого воздух еще долго возвращается в спокойное состояние.
      Перехватчик еще несся по бетону и оттормаживался, а за маленькой «Цессной» уже приехал большой квадратный тягач, подцепил водилом за переднюю стойку и поволок куда-то в западную часть аэропорта. Крылатая болтушка молчала, и если бы сравнивать ее с домашним питомцем, то можно было сказать – была без сознания. Умом Галка прекрасно понимала, что тишина – исключительно технического происхождения, но все же ей теперь казалось, что тягач тащит за ногу измученное до полусмерти животное, которое уже и встать-то само не может. И от этого становилось жутко и жалко.

      Аэродром Анадырь-Угольный был не простой, а совместного базирования, и особенно явственно это оказалось заметным в той его части, где военные свили себе гнездо. Резко кончились стекло и пластик, яркие вывески и светлые тона: тягач приполз в царство серого и хаки с небольшими вкраплениями бело-красных полос на спецсооружениях. Размах некоторых построек наводил на мысль о том, что раньше гнездо это было посерьезнее. Впрочем, впечатлений и так хватило, особенно когда вдали показался огромный рулящий на стоянку 31-ый. Засуетились техники в пятнистых куртках, покатили высокую стремянку. Злостная нарушительница государственной границы вылезла на перрон и, опершись задницей о подкос крыла, с интересом следила за происходящим. Ей уже виделось, как ее прямо из «Цессны» извлекут за воротник «Дугласа» неулыбчивые ФСБшники и наручниками пристегнут к тому же самому подкосу. Не со зла, а просто чтоб не мешала документы проверять.
- Смотри-ка, на меня ноль внимания вообще! – зазвучал знакомый скрипучий голосок в Галкиной голове. - Где русское народное гостеприимство: хлеб, соль и стеклоочиститель? Мы же герои, через океан перелетели! А вместо этого все суетятся, «Миг» какой-то тупомордый встречают, будто бы это он герой дня. Тоже мне, микоянская колбаса, 500 рублей за кило…
- Ты жива?! – Галка почувствовала неописуемое, почти до слез, облегчение. Порывисто коснулась рукой капота, провела пальцами по обшивке. – Бедная ласточка…
- Я теперь Иволга! – гордо проскрипел самолетик, - чтоб ты знала.
- Че это так… В честь меня, что ли? – смутилась КВC Иволгина.
- А ты помнишь, как нас с тобой на посадку заводили?
Галка не успела ответить, потому что через весь перрон до нее донесся вопль, многократно усиленный мегафоном:
- Новембер 09…как тя там? Цессна! Сюда подойди!!!
      Ворча над гопницкими повадками анадырских наземщиков, девушка оттолкнулась от подкоса, пошарила под сиденьем в поисках сумки с документами и легко зашагала по бетонным плитам перрона к небольшой группе мужиков, размахивающих руками и бумажками. Среди них выделялись две фигуры в васильковых комбинезонах и с белыми шлемами в руках: экипаж перехватчика.
      Для Галки навсегда так и осталось за кадром, как именно разбиралсь в этой идиотской ситуации сводный хор мозгов диспетчера, командования ПВО округа, погранцов и других заинтересованных лиц. Ворчала она зря, как выяснилось: в столь подзаборных выражениях Галку позвали чтобы... извиниться.
- Ваш флайт-план был составлен верно и подтвержден, нам его тоже передали. – сообщил толстый дядечка в пятнистой ДСке и с какими-то распечатками в руках. - К вам претензий не было, вас ждали. И вдруг на локаторе на вашем эшелоне вместо вас появляется метка военного американского самолета. Естественно, мы на уши встали!
Нить разговора перехватил пилот «Мигаря», как гласил бейдж на комбезе, «майор Морозов А.Ю» - невысокий длинноносый мужчина лет сорока, с обветренным лицом и бесцветными бровями:
- Смотрим, О-2 идет низко, сбивать не стали – зря БК тратить. Подлетели поближе посмотреть, а там вот эта табуретка – он небрежно указал на «Цессну», скромно стоящую на самой дальней стоянке.
- Ваще огонь машина, даа! – возмущенно перебил командира чернявый парень явно смешанных кровей, обладатель уже знакомого картавого баритона и… такой красоты, что у Галки, до сих пор еще любившей покойного Костика, сердце замерло от восторга. – Зачем ей бензин ваще? Планер, а не табуретка, дааа, Алесь Юрьич? – заметив, что командир его игнорирует, парень повернулся к девушке.
      Две пары карих глаз встретились и вытаращились друг на друга с нескрываемым восхищением. Штурман-оператор 31-го казался немного моложе самой Галки, был высок и худ, с роскошным носом и еще по-юношески пухлыми губами. Галка почувствовала, что расплывается в улыбке. «Ст.л-т Аскеров А.И.», значит, ага…
- Английский ваш просто огонь! – обаятельно подколола в ответ Иволгина, чувствуя, что если не ляпнуть что-то ехидное, она просто вспыхнет как маков цвет. – В целом, я так понимаю, именно вас надо благодарить, что меня не сбили?
- Ну да, - смущенно улыбнулся в ответ майор, ероша редкие светлые волосы. – Могли же без перехвата обойтись, просто ракетой. Что с ответчиком-то у тебя случилось, проверить бы, а?
Дядя в синей лоснящейся от масла ДСке согласно закивал.
- Ну та щас посмотрим, конечно - успокоил он, выставляя вперед короткопалые волосатые руки. – А то у этих пиндосов черте че там накручено, он показывает ***ту всяку, а девку чуть не сбили свои же! ****ец история! Митрииич! Миитрич!!! – заорал он в мегафон. – Тащи аппаратуру на 18ую! Да, к мелкому!
      Дядька в замасленной демисезонке убежал командовать шаманскими плясками вокруг «Цессны», экипаж Миг-31 отошел к своему самолету. Галка обнаружила, что осталась одна и поежилась: щегольский рыжий «Дуглас» был неважнецкой защитой от холодного ветра с лимана. Пришлось трусить обратно под защиту дюралевого бочка новой подружки. Там вовсю кипела работа: из маленькой кабины торчали чьи-то длинные ноги в грязных кроссовках и тянулись накидные провода от большого черного чемодана с датчиками. Молодой парень, стоя на стремянке, что-то делал с антеннами на верхней части фюзеляжа. Чуть поодаль человек в рукавицах оседлал 200-литровую бочку с горючим, терпеливо дожидаясь, когда электронщики закончат свою тонкую работу и американца можно будет заправить. Иволгина присела на колесо и сунула руки в рукава как в муфту. Ее трясло так, что зубы стучали. Отсюда две фигурки в василькового цвета комбинезонах казались совсем крошечными, и все же – Галка была готова поклясться, что более высокая смотрит сюда, в сторону дальней стоянки и, может быть, даже различает ее саму, сидящую на колесе «табуретки» в рыжей кожанке…
      На плечи поверх фирменной куртки опустилась теплая и пахучая тяжесть, скользнула по щекам овчиной воротника. Чья-то ДСка. Галка хотела было поблагодарить, но тут же в замерзшие руки ей сунули крышку от термоса с чем-то очень горячим. Девушка с удовольствием впилась зубами в край импровизированной кружки, глотая сладкий и крепкий чай. Пожилые техники охали вокруг нее, ужасались худобе и синим ручонкам, подсовывали кто семечки, кто леденцы. А потом и вовсе утащили в вагончик, усадили возле обогревателя и термос оставили. Иволгина сама не заметила как уснула с его опустевшей крышкой в руке. Ее сон оказалось не под силу перебить даже реву турбин Миг-31 на исполнительном старте...

      В целом, в каптерке у техников удалось отлично отоспаться и даже поесть: сердобольный Митрич – тот самый, которого так отчаянно выкликали в мегафон – принес откуда-то горячие котлеты с гречкой, нарезанный ржаной хлеб и соленые огурцы.
- Все проверили, все заправили, - приговаривал он, подкладывая ей из кастрюли на тарелку гарнир. – В бортжурнале посмотришь все, когда пойдешь самолет принимать.
- А с ответчиком что было-то в итоге? – с набитым ртом, спросила покорительница небес. – И почему?
- А пес его знает! Ответчик как ответчик, протестили – работает как надо, тип правильно обозначает. Не смогли воспроизвести ошибку, - развел он руками. – Да ты ешь, ешь давай!
- Да я ем, спасибо, а…
- Щас полетишь уже, да? Тогда с собой возьми еще, в дорогу....

      Сытая и довольная жизнью Галка тронула кок винта, морщась, смахнула с него холоднющую росу. Провела ладонью по лопасти.
- Что, ласточка, не обижали тебя тут дяденьки техники? – улыбнулась она своему самолету, гладя его, точно кошку. – Дяденьки тут хорошие: покормили, куртку дали...
- Ну что, ты взяла у него телефон? – тут же откликнулась «Цессна» в голове девушки. – А свой, свой оставила?
- Какой телефон… - опешила Галка, стремительно краснея. – У кого и кому?
- Не придуривайся! Ну, штурману тому молодому! Че, я зря старалась? Он, между прочим, мой крестный теперь!
- Ты че несешь-то! – возмутилась Иволгина, с досадой шлепнув болтушку по капоту. – Какой нахер крестный? И… где это ты постаралась? – подозрительно сощурилась она.
- А ты думаешь, легко было локатор обмануть, да? Просто?
- Чегоооо?!!
- Того самого! Кто всю дорогу на вдовью долю плакался мне в микрофон? Я тебе во какого парня нашла! Как он на тебя смотрел, а? А ты… Дура неблагодарная!
- Так… так подмена типа на локаторе - это твоих рук… кры… хм, мозгов твоих поехавших дело?! – наконец, прозрела КВC Иволгина. Ее дальнейшая речь была очень громкой и сплошь нецензурной, она даже от души пнула пневматик шасси, но только зря ушибла носок о стояночную колодку. Выпучив от боли глаза, Галка привалилась к дюралевому боку, держа на весу пострадавшую конечность и быстро, по-собачьи, дыша. На глазах выступили слезы.
- Ну че, мир? – скрипучий голосок звучал виновато и сочувственно. - Мы с тобой снова дружим?
- Да куда ж мы нахер денемся, – буркнула в ответ Галка, осторожно переступая на ушибленную ногу и выдыхая в стылое чукотское небо смешок вместе с облачком теплого пара.

продолжение здесь: http://www.proza.ru/2018/10/05/416
__________________
*БАНО (АНО) - бортовые аэронавигационные огни. Используются как для обозначения воздушного судна в воздухе, так и для сигналов в различных ситуациях, в том числе, при перехвате воздушного судна: нарушитель и перехватчик обмениваются неравномерным миганием этих огней.

** "Следуйте за мной, Н 09152, следуйте за мной! Вы перехвачены, Н 09152!"
(авиационно-казарменный пиджен)(англ.)

***О-2 Skymaster - самолет целеуказания (воздушный корректировщик), разработанный американской фирмой Cessna на базе гражданского самолета Cessna Model 337 Super Skymaster. На самолете были установлены подкрыльевые пилоны для НУР и другого легкого оружия. В задачи О-2 входило обнаружение цели, обозначение огнем и корректировка огня.
Имеет два поршневых двигателя: тянущий впереди и толкающий сзади.

**** Елизово - аэродром совместного базирования Елизово (Петропавловск-Камчатский) (около 30 ед. МиГ-31 и МиГ-31ДЗ); там в числе прочих, базируется 865-й истребительный авиационный полк.


Рецензии
Дождался!!!! Ура. Взахлеб и взагрыз читаю дальше

Мурад Ахмедов   02.02.2019 17:23     Заявить о нарушении
Какая прелесть! Взагрыз - это надо же!
Но я рада, естественно.

Къелла   04.02.2019 14:12   Заявить о нарушении
Перечитываю в очередной раз и узнаю родную армию - раздолбайство в обнимку с подвигом))) Особенно аэродромная суета порадовала, во глаза там были у всех...

Приятно, когда не дилетант пишет о таких узкоспецифичных вещах: обороты речи, термины, сама атмосфера и участники.. Прямо фильм перед глазами! Были бы деньги - снял не задумываясь. Думаю, получилось бы не хуже Панфиловцев.

Мурад Ахмедов   24.02.2019 18:06   Заявить о нарушении