1. Вторая клубная конференция

НА СНИМКЕ: Вырезка из нашей газеты с отчётом о клубной конференции.

На клубной конференции отчитывалось правление ДК «Академия» и избирался новый состав правления. Отчётный доклад о работе правления сделал его председатель член-корреспондент АН СССР Валентин Александрович Аврорин. Приведу его отчёт так, как он был напечатан в газете «ЗНВС» [1]:

Замечу, что до декабря 1967 года ко всем этим делам я им ел самое прямое отношение. Теперь же отделом культуры в Объединённом комитете профсоюза СО АН занимался И.И. Комогорцев. Практически всё, о чём шла речь на клубной конференции в Академгородке, было связано в большей или меньшей степени с В.И. Немировским и со мной. Но были и кое-какие новости, которые я с удивлением обнаружил.

Но продолжу

«Дальнейший рост культурных потребностей населения Академгородка требует новых поисков и решений в организации культурно-массовой работы. Эти вопросы были обсуждены на второй профсоюзной клубной конференции Академгородка, которая состоялась 29 марта», - пишет автор материалов в газете.

Кстати, запомним и дату её проведения – 29 марта 1968 года

«Знаменательная дата – 50-летие Советской власти и 10-я годовщина со дня создания СО АН определяли конкретную деятельность правления и коллектива сотрудников Дома культуры «Академия» за отчётный период. Эта деятельность была направлена на выполнение одного из главных требований Программы КПСС: на всестороннее и гармоническое развитие и воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, на повышение коммунистической сознательности трудящихся, формирование в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков.

Для выполнения этих грандиозных задач правление и сотрудники Дома культуры стремились использовать все имеющиеся в их распоряжении средства: лекционную пропаганду, кино, художественную самодеятельность, театр, концерты, выставки, массовые праздники.

                Лекции
Главным рычагом идеологического, морального и эстетического воздействия правление считало лекционную пропаганду, которой и уделяло первоочередное внимание. Лекции проводились по трём основным циклам: Октябрьские чтения, сибирские и эстетические чтения. Некоторые неудачи с местными лекторами в прошлом побудили нас пойти на широкое приглашение высококвалифицированных специалистов из Москвы, Ленинграда и других городов. Это особенно повысило интерес населения к лекциям на темы, связанные с международными отношениями и историей великой Отечественной войны.

Особо следует отметить лекции о событиях в Юго-Восточной Азии, встречи с участником испанских событий 1936–1939 годов Эйснером, лекции видных военачальников: генерал-полковника Батова, адмирала флота Кузнецова, генерал-лейтенанта Поздняка, а также лекции философов и историков общественной мысли: Корякина, Юдина и Горфункеля. Посланы приглашения маршалам Советского Союза Жукову, Рокоссовскому, Коневу, Василевскому, Баграмяну, философам Мотрошичовой, Батищеву, Бестужеву и другим.

Цикл сибирских чтений рассчитан на пропаганду научных знаний, в первую очередь, на ознакомление с теми актуальными проблемами, над которыми работают ведущие учёные Новосибирского научного центра.

Особенно успешно прошла серия лекций по общественным наукам. Возможно, это объясняется тем, что общественные науки ещё не заняли подобающего им места в системе учреждений СО АН СССР, и у нас, в Академгородке, гуманитарная проблематика для многих явилась своего рода откровением.

Большую аудиторию собирали лекции по вопросам экономики Сибири доктора экономических наук Б.П. Орлова, лекции о происхождении изобразительного искусства члена-корреспондента АН СССР А.П. Окладникова, встречи за круглым столом по вопросам социологии с докторами наук Т.И. Заславской, В.Д. Шляпентохом и В.Н. Шубкиным. Сибирские чтения проводятся уже не первый год. Польза и популярность их для всех очевидны.

Столь же большой интерес у нашего населения вызывают эстетические чтения, как правило, сопровождаемые демонстрацией лучших образцов различных видов искусства. Следует отметить, что лекции по древнерусскому изобразительному искусству, по французской живописи XIX–XX веков, по теории и истории музыки, о советской и мировой литературе.

Бесспорно, полезными были творческие дискуссии по поводу художественных выставок, кинофильмов и литературных произведений, а также встречи с представителями редколлегий «Литературной газеты» и новых журналов «Журналист» и «Русская речь».

                Кино
Вторым важнейшим каналом почти повседневного массового идеологического и эстетического воздействия было кино. Следует признать, что в количественном отношении кинообслуживание населения и до сих пор оставляет желать лучшего.
Репертуар же кинофильмов определяется, с одной стороны, не очень богатыми возможностями Новосибирского кинопроката, а с другой – запросами и вкусами нашего зрителя, который имеет своего весьма квалифицированного представителя в лице киноклуба «Сигма». Именно этому клубу мы обязаны тем, что если на нашем экране и появляются слабые в художественном и идейном отношении фильмы, то бывает это крайне редко. Не без серьёзных трудностей нам удаётся добиваться того, что многие хорошие фильмы у нас идут почти первым экраном. И всё же положение с кинообслуживанием населения, особенно детей, у нас ещё очень отстоит от идеала.

                Концертно-театральная деятельность
Большое место в культурной жизни Академгородка занимает концертно-театральная деятельность, которую до конца прошлого года вёл Дом культуры, а затем этот вид работы полностью перешёл в ведение Дома учёных.

Обратите внимание: полностью! Я не был сторонником этого нововведения.

Работа эта направлялась советом по концертно-театральной деятельности при нашем правлении. Во главе совета стоял академик Л.В. Канторович. Несмотря на неоднократные попытки совета установить деловой контакт с дирекцией Новосибирской филармонии, ожидаемого результата мы не получили. Хотя филармония и не выполнила многих своих обещаний, тем не менее, жители Академгородка познакомились с такими мастерами, как Климов, Каплан, Лубоцкий, Флашо, Лотар-Шевченко, Охотникова и другими. За 1967 год состоялось 66 концертов.
С февраля 1968 года Дом учёных организует показ спектаклей театров Новосибирска.

                Праздники под открытым небом
Свою, несколько своеобразную, но всё же заметную долю в культурную и идейную жизнь Академгородка внесли массовые тематические праздники под открытым небом. Они содержали в себе много выдумки, остроумной изобретательности и веселья, пользовались явным успехом и начали входить в традицию. Интересным по замыслу был праздник «Масленица».
Художественная самодеятельность
Большое место в деятельности Дома культуры занимают самодеятельные творческие коллективы. Таких коллективов у нас восемь: Симфонический оркестр под руководством Ионесяна и Левина, оркестр народных инструментов под управлением Швецова, академический хор под руководством Хорошавиной, эстрадный оркестр под руководством Белоглазова, камерный джаз-оркестр под управлением Виттиха, экспериментальный театр-студия под руководством Пономаренко, студенческий сатирический театр под руководством Суховерхова и Вишневского, коллектив современного бального танца под руководством Малькова.

Зрелость этих коллективов, доходящую порой до уровня профессионального мастерства, подтверждают такие факты: на всесоюзном фестивале самодеятельного искусства в апреле 1967 года три наших оркестра были отмечены дипломами, симфонический оркестр и оркестр народных инструментов заняли на областном смотре первые места и заслужили почётные звания народных коллективов.

Экспериментальный театр-студия вынес на суд зрителя две свои постановки: Драму Пушкина «Борис Годунов» и пьесу польского драматурга Шанявского «Два театра». Зритель хорошо оценил эти оригинально поставленные спектакли, которые шли при полных аншлагах. 

Активно, с большой отдачей работал коллектив современного бального танца «Спин». В октябре он провёл второй открытый конкурс исполнителей, в котором приняли участие танцоры других городов страны.

В октябре же Дом культуры провёл праздничный фестиваль творческих коллективов, на котором с большим успехом выступили все наши оркестры, студенческий сатирический театр и солисты. Некоторые из наших коллективов успешно выступали в различных конкурсах за пределами Новосибирска. Джаз-ансамбль привёз диплом первой степени из Таллина, танцевальный ансамбль – из Горького и Ленинграда. Хорошо заявили о себе наши самые молодые коллективы – студенческий сатирический театр и академический хор.

                Дети
Дом культуры и его правление понимают, что находятся в долгу перед младшим поколением жителей Академгородка. Работа с детьми у нас стоит пока ещё не на должном уровне.

Отрицательно влияет на работу с детьми постоянная острая нехватка помещений и денежных средств. Но тем не менее, у нас регулярно функционируют детская балетная студия, детский симфонический оркестр, драматическая студия «Ровесник», юношеский танцевальный клуб, литературное объединение старшеклассников. На выставках 1967 года порадовали своими рисунками учащиеся детской художественной школы.

Несколько пожеланий. Целесообразно, чтобы вся культурно-просветительная работа систематически планировалась каким-то специальным органом при райкоме КПСС [2]. В первую очередь координации требует, как я уже говорил, работа с детьми. Следует рассмотреть вопрос об объединении Детского сектора Дома культуры с Домом пионеров и о создании в ТБК своеобразной детской республики [3].

Вскоре что-то подобное и было создано. Но не мне это оценивать. Шло активное свёртывание профсоюзной деятельности, предпринимались попытка переложить всю детскую работу на органы народного образования.

                клубы
Правление считает, что в Академгородке должна получить дальнейшее развитие и усовершенствование деятельность клубов по интересам. Новые клубы такого рода могли бы возникнуть на базе Дома культуры и через некоторое время получать известную самостоятельность. До этого доросли, по нашему мнению, клубы «Под интегралом» и «Сигма» [3].

Эта реформаторская деятельность привела к ликвидации клуба «Под интегралом».
Киноклуб «Сигма» спасся тем, что перешёл из ДК «Академия» в Дом учёных

                Строительство нового Дома культуры
Очень остро стоит вопрос о помещениях. Дом культуры располагает лишь зрительным залом в кинотеатре «Москва» да несколькими комнатами в Доме учёных, доступными только в течение пяти дней в неделю.

Очевидно, что для полутора десятков творческих коллективов и кружков этого очень мало. Правление считает, что назрела необходимость значительно расширить площади под учреждения культуры, поставить вопрос о строительстве для Дома культуры специального здания.

И последнее. Только совместные усилия правления и коллектива работников Дома культуры, отдела культуры объединённого местного комитета профсоюза, Дома учёных, комиссий институтов могут обеспечить достаточный уровень и размах в культурно-просветительной работе Академгородка».

Общее впечатление о докладе неважное. Отсутствие новых мыслей, недостаточная глубина анализа. Некоторая поспешность в суждениях. Мы привыкли к другим выступлениям Валентина Александровича Аврорина. Думаю, что это заметили многие участники клубной конференции.

И, заметьте, ни слова о только что триумфально прошедшем фестивале бардов. Как будто и не было его вовсе. Как будто и не кипели в Академгородке страсти, не было ни концертов в переполненных залах, ни горячих дискуссий.

Мои замечания по выступлениям участников клубной конференции:

При обсуждении доклада члена-корреспондента В.А. Аврорина газетой «ЗНВС» отмечено несколько выступлений.

Заведующая библиотекой ОКП Софья Яковлевна Колотова говорила о трудностях библиотеки, которая недавно переехала из квартиры в ППО микрорайона «В»:

«На сегодняшний день у библиотеки ОКП 800 читателей. В среднем приходится обслуживать 380 читателей в день. <…> Я хочу сказать о необходимости иметь читальный зал как для взрослых, так и для детей. В Академгородке должна быть библиотека, отвечающая высоким запросам читателей».

Она была абсолютна права. Проектировщики Академгородка предусмотрели маленькую библиотеку без читального зала в Доме учёных, а вот для нужд остального населения Академгородка, как взрослого, так и детей не было предусмотрено ничего.
Впоследствии после ликвидации картинной галереи на освободившейся площади была открыта библиотека для членов Дома учёных. Библиотека для массового читателя и читальный зал так и не появились.

Наталья Алексеевна Притвиц говорила о массовых праздниках:
– Массовые праздники в городке надо ввести в традицию, – сказала она и была абсолютно права.

Она посетовала на потерю интереса к ним местных комитетов институтов, клубов совета творческой молодёжи при райкоме комсомола, который на то время распределял деньги «Факела», и спортсовета. Наталья Алексеевна рассказала, что «в новогодние праздники вместо ожидаемых 100 Дедов Морозов (по 5 от каждого института) в ответственный момент приходят только три…».

При Володе Немировском такого не было. Фактически теперь было бледное подобие встречи Нового 1968 года, а о масленице и говорить нечего.

Как бы противореча члену-корреспонденту Аврорину член детской комиссии ОКП Воронин, выступая сказал:

«…В городке много клубов по интересам и для детей, и для взрослых. Недавно мы организовали ещё один – клуб любителей живописи. У нас есть хороший руководитель – художник Юрий Кононенко. Любители живописи чувствуют потребность в постоянном общении друг с другом. Целесообразно было бы подумать о предоставлении им хотя бы небольшого помещения».

Председатель культурно-массовой комиссии Института цитологии и генетики Карповская критиковала организаторов концертов.
– Не делают чести Академгородку полупустые залы во время выступления мастеров международного класса, – сказала она, – сообщения о концертах всего за день, расстроенный рояль в Доме учёных, плохая реклама…

Ну что поделаешь, если директора Дома учёных Гришутин и сменивший его Чусовитин никогда не организовывали концертную деятельность и не понимали, что рояль должен быть настроен, а объявления о концертах надо давать не накануне, а хотя бы за неделю. А анонсы – за месяц.

Да и фамилии знаменитостей ни о чём им не говорили – все они были для них заезжими гастролёрами.

Председатель совета министров клуба «Под интегралом» Вася Димитров посетовал на то, что клуб испытывает большие трудности в своей работе.
– В своё время президиумы СО АН и ОКП приняли решение о выделении клуба «Под интегралом» в отдельный клуб и о передаче ему и клубу «Сигма» части здания ТБК. До сегодняшнего дня великолепное здание ТБК пустует из-за минимальных недоделок, а затянувшееся решение вопроса о штатах существенно сдерживает работу клуба и грозит ему ликвидацией.

Вася был абсолютно прав. Клуб «Под интегралом» стал после фестиваля бардов чумным. Никто не хотел ему помогать. Но так прямо он сказать не мог.

Новый директор ДК «Академия» Е.Н. Зыков, сменивший Славу Горячева, не вернул клубу профсоюзные льготы и штатные единицы и лишил финансирования. Но причиной всех бед послужило как раз это решение двух президиумов.

Выведя клуб из-под юрисдикции Дома культуры и ОКП, клуб лишили источников финансирования. Предполагалось, что его теперь будет финансировать райком ВЛКСМ (на деньги «Факела»), но тот поставил клубу жёсткое условие – полный контроль за его деятельностью. На это клуб не пошёл.

Клуб «Под интегралом» так и не оправился от бешеной критики в его адрес со стороны партийных органов и подконтрольных им средств массовой информации и фактически перестал функционировать. И Облсовпроф так никогда его самостоятельным профсоюзным клубом и не утвердил.

Ещё один министр клуба «Под интегралом» – министр социологии Юрий Карпов поднял ещё один вопрос. Он попросил средства на социологическое обследование спроса на культурно-массовые мероприятия и осуществление обратной связи зрителя с её организаторами. Конечно эта его просьба повисла в воздухе.


Примечания:

1.  Газета «ЗНВС» №15 от 9 апреля 1968 г.

2.  На мой взгляд, просто глупость.

3.  И ещё одно непродуманное, абсурдное заявление.


Продолжение следует:


Рецензии