Я и парная

Казалось бы, что можно рассказать про банальную процедуру – зайти в сауну и погреться при температуре под сто градусов.  Но вы попробуйте дочитать до конца, и увидите, что не все так просто.  Итак, начинаю свой рассказ.

Впервые я зашел в парную лет в 12-13, когда стал заниматься спортом. До этого ходил  баню просто, чтобы помыться. Когда был совсем маленький, ходил с мамой в баню при школьной кочегарке, где в небольшом помещении была парочка лавок и 2-3 наших соседки мылись, набирая воду в металлические тазики.  Мама меня мыла сама, особенно спину.

Став чуть постарше, я стал ходить с отцом в баню, которая была у наших знакомых,  помню, в ней было очень жарко, и мне хотелось побыстрее выйти на свежий воздух.  Ну, а потом мы с отцом стали ходить в настоящую поселковую баню.  Там уже была настоящая парная, и вслед за отцом я впервые зашел в это ужасно жаркое помещение.  Мужики там били себя вениками, и мой отец обычно старался сесть между такими машущими вениками мужиками, чтобы попариться, как он говорил,  «на дурочка».  Баня была поставлена в неудачном месте – там, где близко к поверхности подходили подземные воды. Зимой они замерзали, и углы здания, поставленные на тумбы, выполненные из кирпича, выпирало из земли. Пол в бане зимой становился покатым, к середине помывочного зала опускался, и часто мужики падали, так как вода, стекающая в слив,  была с мылом. Летом эти углы опускались, и пол в центре выпирал, что тоже приводило к падениям. И лишь весной и осенью пол был ровный.

Потом построили другую баню, просторную, с хорошей раздевалкой и не менее хорошей парной. Одно в ней было не очень продумано.  Отверстие, чтобы плеснуть воды  на камни, было маловато, и если  плеснуть целый ковшик,  оттуда как из сопла реактивного двигателя шел горячий пар.  Лежащие напротив этого отверстия на полках  парильщики старались уйти, когда поддавали жару.  Вот в эту баню я стал ходить  с обязательным посещением парной. Вычитал, что парная помогает восстанавливаться организму при  больших физических нагрузках. Я занимался спортом, много тренировался, и восстановиться не мешало.  Временами даже по два раза в неделю ходил в парную.

Летом во время школьных каникул я жил у бабушки с дедушкой в частном доме, и мыться ходил в баню на «Стройке», так назывался район на окраине Хабаровска.  Там была парная, но пар был влажный. Открываешь вентиль, и все помещение парной заполняется паром.  Пара много, а жара нет. Мне не нравилась такая парная.

После окончания школы я переехал в Хабаровск, жил в общежитии, продолжал заниматься спортом. Принять душ в спортзале института после тренировки не было проблем, а вот в парню я ходил в городскую,  вот только забыл, на какой она улице в центре города располагалась – то ли Волочаевской, то ли Дзержинской. Там пар был хороший, сухой.  В этой парной я не только восстанавливался после тренировок, но и сгонял вес. Очень эффективно было согнать вес, сидя в парной, накрывшись с головой  простыней.  Потеешь очень сильно при таком способе сгонки веса. Но однажды со мной произошел казус. Вышел из парной, накрывшись простыней, открыл её – и упал в обморок от свежего воздуха.

Потом я перестал интенсивно заниматься спортом, и  не стал посещать парную в городских банях.  И лишь через много лет снова возобновил эту практику. К этому времени я уже работал в 11-й больнице города Хабаровска.  Наша больничная волейбольная команда котировалась весьма высоко среди медиков. Но не все её участники ходили регулярно на тренировки, и поэтому мы часто играли микст – две-три девушки, и остальные мужчины.  Волейбол – популярный вид спорта, очень демократичный, развивался и в трудовых коллективах промышленных предприятий Индустриального района города Хабаровска. Были популярны товарищеские матчи между разными командами. Однажды мы своей командой-микст выиграли у команды завода отопительного оборудования, состоящей из одних мужчин.  Как-то нас пригласили на товарищеский матч в свой спортзал волейболисты команды завода мостовых железобетонных конструкций. Мы там сыграли, и нам, и этим ребятам это понравилось, решили сделать такие встречи регулярными. Раз в неделю, в конце рабочего дня  пятницы, за нами присылали заводской автобус, и везли нас на игру. Директор завода Олег Григорьевич Равкин был большой любитель спорта, непременный участник этих встреч, позже  пристроил к своему спортзалу еще здание, в котором разместился небольшой бассейн – примерно 15 на 4 места и глубиной 1,5 метра, где можно было плавать. И вместе с бассейном появилась парная, отделанная очень хорошими породами дерева. И когда все было готово, нашей команде предложили попариться и искупаться.  Ну,  кто откажется от такого предложения?  Так мы стали регулярно париться после матчей. 

Дальше – больше.  На завод, вернее, в спортзал с парной и бассейном, стала приезжать моя жена с детьми.  Они купались,  парились, пока их папа сражался на волейбольной площадке, потом вместе парились, и после этого шли ужинать  в заводскую столовую, которая готовила для вечерней смены.  Поужинав, мы шли к заводскому автобусу, который вез рабочих из промзоны, где располагался завод, в центр города, и по пути высаживал нас в районе Затона.

Вообще время работы в 11-й больнице я считаю для себя очень полезным и плодотворным.  Я вырос как профессионал-рентгенолог, получил азы работы с людьми в трудовых коллективах, так как почти десять лет был парторгом больницы с коллективом в 2,5 тысячи сотрудников.  Мог заниматься спортом в свое удовольствие. И еще мог париться. 

Однажды произошел такой случай. Везет нас автобус с парнями на игру, приезжаем мимо бочки с пивом. Кто жил в советское время, знает, что это был дефицит, поэтому очередь около бочки весьма большая. Один из парней с пластиковой ёмкостью  очень небольших размеров подходит к очереди,  и просит пропустить, мол, автобус ждет. Очередь соглашается. Но когда эта ёмкость стала на глазах под тяжестью жидкости  увеличиваться, парня очередь чуть не побила. Я впервые увидел такую емкость, привезенную  из Японии.

У этого завода был пансионат в районе Второго Воронежа (прим. – название  дачной зоны в пригороде Хабаровска), где была хорошая парная и небольшая ванна для охлаждения после парной.  В этот пансионат мы возили гостей из Америки, приезжавших на международный симпозиум по медицине. Но к этому времени я работал уже в краевом отделе здравоохранения.

А вместе с головным предприятием, Мостоотрядом № 8,   завод построил  базу отдыха  на побережье Японского моря, в бухте Муравьиная или, на китайском языке,  Тавайза,  под Артемом, где мы однажды отдыхали всей семьей.  Там тоже была парная. Отделка комнаты отдыха перед парной была произведена краснодеревщиком и представляла произведение искусства.

Ну, а  потом о парной я мог только мечтать. И работа главного рентгенолога края с многочисленными командировками в район, и работа чиновника крайисполкома давали мало свободного времени, и в парные я попадал очень редко.  И чаще всего во время командировок в «город Юности», город Комсомольск-на-Амуре, который я курировал по линии здравоохранения. В городе главным врачом крупной больницы работал и работает по сию пору Валерий Файзулин, мой друг еще со студенческой скамьи. У него сложились отличные отношения с руководителями всех промышленных предприятий Ленинского района города.  И часто во время командировок,  после работы,  он водил меня в сауны,  которые были практически на каждом крупном предприятии города. Да что предприятии, они были в большинстве цехов авиационного завода имени Гагарина, ныне входящего в концерн «Сухой». Однажды в одной из таких парных я парился вместе с заместителем генерального директора завода. В другой раз я попал в сауну на мясокомбинате, где мне больше понравилась не сама баня, а угощение из продукции этого комбината.  Некоторые виды мясной продукции я пробовал впервые в жизни.

А однажды там же, в Комсомольске, я с группой своих коллег по отделу здравоохранения крайисполкома, принимал сауну у одного из местных криминальных авторитетов. Так уж получилось, что все остальные сауны в этот день были закрыты на санитарный день, а кто может запретить частному лицу, да еще криминальному  авторитету, попариться? У Валеры был выход на этого человека, и мы отлично попарились в этот вечер. Но вот осилить ящик коньяка, который нам выставил этот авторитет, не смогли, только попробовали  чуть-чуть.

В 1993 году я второй раз поехал в Японию во главе делегации медицинских работников края. Ехали мы в префектуру Аомори, располагающуюся  на севере самого большого японского острова Хонсю, по приглашению губернатора префектуры.  Мы там не только работали, знакомились с организацией медицинской помощи в Японии, но были у нас и выходные дни. В один из таких дней нас повели в заведение, назвать которое мне затруднительно. Это был комплекс для отдыха.  В нем были кинотеатры,  различные развлекательные аттракционы, кафе и магазины.  Зайдя туда утром, можно было найти себе развлечение на весь день.  Были там и бани, причем со всякими парными – финской сауной, русской парной, еще какими-то, название которых я не помню. Мы посетили лишь сауну и нашу парную.  Огромные помещения, на одной из стен которых за толстым стеклом показывал огромный телевизор.  Были не только парные, но и различные ванны, бассейны;  с потолка в одном месте падала толстая струя воды, став под которую, можно было получить отличный массаж верхней половины туловища.  Можно было голышом  выйти и во дворик этого заведения, подышать свежим воздухом, охладиться после парной.  Я не был в Сандунах, но, думаю, этот комплекс даст фору знаменитым нашим баням.

Во второй половине 90-х годов главным врачом краевой психиатрической больницы стал Володя Михайлов из медицинского института. Он оказался очень оборотистым руководителем, нашел возможности произвести ремонт своего лечебного учреждения, и даже сделал реконструкцию здания своего информационно-аналитического центра, в котором появилась сауна, три душевых кабины и глубокая ванна для охлаждения, больше полутора метров глубиной. Как положено, была отдельная раздевалка и комната отдыха. В определенный день недели эту сауну посещали работники краевого управления здравоохранения. Чаще по субботам,  а вот состав желающих попариться, отдохнуть  и поговорить,  менялся.  И опять тут был микст – дамы и кавалеры. Все же большую часть коллектива нашей конторы составляли женщины.   Обычно после сауны я развозил всех по домам на своем автомобиле.

Накануне отъезда из Хабаровска меня пригласили на дачу к нашей сотруднице, муж которой всю жизнь проработал в торговле.  У него появилось увлечение – сваривать их железных прутьев разнообразные фигуры животных, очень похожие на прототипы.  Это было его второе увлечение. Первое было необычным.  Как оказалось, этот умелец уже на третье место переносил свою баню.  То соседям не понравилось, то самому. Дача старая, принадлежала еще родителям, очень хороший дом под развесистым деревом.  И баня получилась очень удачная, большая помывочная и парная, где запросто могли разместиться с десяток человек. А за баней стоял большой железобетонный куб, заполненный водой. Причем куб не был врыт в землю, а стоял на поверхности. Чтобы опуститься в него, надо было подняться по лесенке на специальную площадку. И чего только не придумают люди.  Мы после бани сидели на просторной веранде, потягивали пивко и говорили о жизни.  Все уже знали, что я уезжаю, и желали мне на новом месте удачи. 

Потом я с семьей уехал в Сибирь, в город Нефтеюганск, бывшую столицу бывшей нефтяной компании «Юкос».  Некоторые работники этой компании имели хорошие дачи с обязательной  банькой  и парной. Я был в гостях у нескольких таких знакомых.  Не могу сказать, что это было на регулярной основе, скорее, наоборот.  И ничего особенно в тех банях не было. То ли дело баня у моего дяди в Подмосковье.  Большая, утепленная, в которой можно круглый год париться.  Все же обычно бани на дачных участках эксплуатируются только в теплое время года. А у дяди был загородный дом, и поэтому баня ему нужна круглый год.  Мне и доводилось в ней мыться и париться и зимой, и летом. Классная баня и парная.

А вот последняя сауна, в которой мне довелось немного погреться, была в обычной городской квартире на третьем этаже многоэтажного дома. Вот такие возможности появились в настоящее время. Электрообогреватель нагревает помещение, отделанное хорошим тесом, и,  плеснув ковшик воды на горячие камни, которыми обложены тены, получаешь  настоящую прекрасную баню.  Но обычно мой знакомый, у которого была  баня в квартире, этого не делал, ему хватало того жара, который создавали эти тены.  Но к этому времени в моем организме был металлический протез тазобедренного сустава, и поэтому всякие нагревания мне были категорически противопоказаны, даже прием горячей ванны или очень горячая вода из душа.  Почему, спросите? Просто коэффициент расширения металла при нагревании выше, чем костной ткани, и при нагревании появляются боли распирающего характера в бедренной кости.

Вот такая у меня получилась история взаимоотношений с парной, очень полезной для здоровья человека, особенно если посещать её на постоянной основе.  Увы, мне это не доводилось делать, хотя какие-то периоды с регулярным посещением парной были и в моей жизни.  Поэтому как врач я желаю вам: «С легким паром!»


Рецензии