Чай

   О чае, я знал очень немного, - повседневный напиток к столу, в нашей большой семье, у нас, никогда, и никто, сильно не изощрялись при его заваривании. Про наш чай, можно было сказать, что он отличался от простого кипятка, по цвету и слабому вкусу, про запах, а тем более аромат, никто и не говорил. Несмотря на то, что мой дедушка, ещё при царе, перевозил чай из Иркутска, через Томск, в Тобольск, зимой, на санях. Он знал, сколько чай стоит, и даже, немного жульничал, увеличивая влажность перевозимого продукта, при острой необходимости. Вот, наверное, за этот грех, была наказана вся наша семья, расхлёбывая, чуть закрашенный кипяток вместо ароматного чая.


    Впервые о чае я узнал из брошюры одного грузинского академика чаевода, когда гостил у родственников моего зятя №2. Перед тем как познакомиться с трудами академика, пришлось познакомиться с содержимым винного подвальчика, частного дома, отца и брата моего зятя, желания особого не было, но одному из них был день рождения, а я не зная, что купить к столу, купил несколько бутылок хорошего вина. Моему удивлению не было конца, когда я увидел в подвальчике, целые батареи такого же в точности вина. Потом пришлось над сажаться за именинным столом.


      На другой день ни я, ни брат моего зятя, не могли  оторвать головы от пастели, лежали в его половине дома, и просто разговаривали, ни пить, ни есть, ни спать, не хотелось. Мне вручили эту брошюрку, которую я изучил от корки до корки, потом мы перешли к практике. Академик, грузинский чаевод, на страницах своего труда, сразу честно заявил, что в нашей стране СССР, выращивать чай, дело хлопотное и бесполезное. Нет в наших приделах, погоды, сортов, и особенно культуры чаеводства. Озираясь на лозунг, - дать сверхплановый продукт, дают что-то похожее на чай.


    В этой же книжонке рассказывалась легенда об одном китайском императоре, который совершенно случайно уронил молодой побег  кустарника в кипящую на костре воду. Эта случайность стала началом выращивания подобных кустарников, для получения такого же напитка, которым впервые  насладился император. Привычки, как плохие, так и хорошие, быстро распространяются на все близлежащие пространства, но оказалось, что такой кустарник, растёт только в Китае. Бедные жители Индии долго мучились, но получили  только гибрид, своего чайного дерева, с китайским кустарником.


    Индийцы, - старательные люди, у них получился свой индийский чай, и его разновидность, цейлонский чай, а настоящий чай так и остался только в Китае. Даже у китайского чая, есть множество сортов, самый дорогой, - красный китайский чай, его в своё время пил только император, а потом председатель ЦК КПК, великий кормчий Мао. Не то, чтобы чайные кусты, запрещалось вывозить даже, готовую к завариванию продукцию, за пределы Китая, под страхом смерти. Самое интересное, что такой консерватизм, не пошёл на пользу развития культуры чаеводства. В то время как в Индии, и на Цейлоне, много сделали для усовершенствования вкусовых качеств чая, приспосабливая их к европейским потребителям.


      Сами европейцы, а именно англичане, как владельцы заморских колоний, много сделали, для культуры не только возделывания чайных плантаций, но даже в специфической заварке чайного листа. От бывшего китайского названия молодой, разворачивающийся почки чайного листа, - Цо-Хай, происходит и названия продукта, - Чай, а потом и название страны, - Чайна, или китайского квартала, Чайна-таун. 


   Теперь во всём мире английская культура заваривания чая считается самой правильной, её стараются придерживаться все. Она проста, но обязательна, иначе качества полученного напитка гарантировать нельзя. Правило первое, - чайник или другой сосуд для заваривания, должен быть фарфоровый, не стеклянный, или фаянсовый, а именно фарфоровый. После того как чай из него будет вылит и выпит, на фарфоровой посуде не остаётся налёта, таким образом можно узнать качество фарфора, если это действительно фарфор.


    Сосуд для заваривания должен быть подогретым, но температура не должна быть высокой, также как и горячая вода. Идеальная температура заваривания чая, это температура горячего ключа то есть до 90… 95 градусов по шкале Цельсия, начало кипения. Чем больший по объёму сосуд для заварки, тем выше должна быть температура. Время заваривания не должно превышать 7 минут, во время заваривания чай можно помешать серебряной ложечкой и накрыть, простиранной хлопковой тканью из нескольких слоёв. Чай  выпивается весь без остатка, медленно, с наслаждением, не оставляется на потом, и тем более на завтра. Иногда в лечебных целях рекомендуется пить чай с горячим молоком, и мёдом, или с малиной.


     Знатоки чайной церемонии, никогда не пьют чай, добавляя в него сахар, в крайнем случаи можно запивать чаем варенье, лучше всего не перебивающим его собственный вкус, например кизиловым. Сам по себе чай бодрящий напиток, но вместе с разными ягодами, может приобретать противоположные свойства, а вот чай, с добавленной в него ложкой коньяка, не только не пьянить человека, а даже отрезвляет. Главное, чтобы это была одна чашечка чая, с одной ложечкой коньяка, иначе этот эффект пропадает, превращаясь в обыкновенную пьянку. Количество и качество заварки каждый выбирает по своему, исходя из своих пристрастий и возможностей. Будет уместно именно сейчас рассказать еврейский анекдот про чай.


    Умирает один очень уважаемый еврей, возле него собрались, не менее уважаемые евреи, вспоминая жизненные достижения умирающего.  Оказывается, у всех евреев есть такие же достижения: дом, - дворец, автомобиль для каждого члена семьи, сын учится за границей, дочь, - жена богатого человека. Начали вспоминать, а что у Абрама было такого, чего у них у всех не было? Оказалось только вкусный ароматный чай, все как один, решили узнать секрет чая, у самого умирающего. Стали тормошить,  приводя Абрама в чувства: «Подожди не умирай, раскрой нам секрет своего чая?» Последний раз выпрямился умирающий, немного оторвавшись от подушки, поднял свой палец к небу  и произнёс: «Евреи, никогда не жалейте заварки!», после чего, испустил дух.


    Всё, как говорится, - хорошо в меру, даже лишняя заварка в этом благородном напитке может помешать, да и чай ли это если на кружку кипятка, потратить целую пачку заварки, в виде небольшого  бумажного кубика, с изображением слона, на его боковой поверхности. Такой напиток называют, - чифирь, и употребляют его в основном, в местах ни столь отдалённых. Некоторые освободившиеся, - «откинувшиеся», не бросают этой привычки и на  свободе с чистой совестью, и чёрными от заварки зубами. Хотя привычка, употреблять крепкий чай, и даже чифирь, появилась у людей  далёких от преступной деятельности, как средство борьбы со сном, у шоферов дальнобойщиков, и студентов, в последний день перед сдачей курсовых проектов.


     Я не буду рассказывать  способы заваривания чифиря, потому что я их не знаю, а казаться незнающим знатоком, - занятие очень глупое, оно подстать частому употреблению чифиря. Действие  этого бесконечно вываренного напитка на организм человека, очень пагубное,  и вызывает привыкание к его употреблению. Если сначала чифирь повышает жизнедеятельность и ничем, не оправданную весёлость, то после первичного периода наступает глубокая депрессия и сонливость, граничащая с безразличием. Кроме того сам крутой напиток, может вызвать даже тошноту, без сахара или конфет его невозможно употреблять. 


    В качестве последствий частого употребления напитка чифирь, наблюдается расстройства психики, сочетающиеся с расстройством пищеварения, частыми запорами, или наоборот безудержным послаблением, - у кого как. Причины таких крайностей определить трудно, но скорей всего, основой для таких разбросов, является психическое состояние. Действие на человека напитка чифирь, приравнивается к воздействию наркотиков, по всем параметрам, собственно это и вызывает любовь к этому напитку уголовных элементов. Как раз об этом, случай рассказанный мне, моим товарищем, служившим во Внутренних Войсках.


        С Сергеем мы работали вместе в Отделе Главного Технолога, конструкторами технологической оснастки. Работа была ему в тягость, особенно раздражала мизерная зарплата, поэтому летом он всегда стремился попасть, в какую ни будь калымную бригаду. Он даже научился сам создавать такую бригаду, при условии, что бригадиром будет непременно он.  Имея за плечами, небольшой, строительный опыт, и деревенское происхождение предков, полем деятельности он всегда избирал деревню, там было проще во всех отношениях.


    Свои, деревенские  разгильдяи, ничего путного построить не могли, да и некогда им было заниматься строительством, на деревне работ много, но все они плохо сочетались с поголовным пьянством. Сергей звонил директору совхоза, а тот в свою очередь директору нашего завода с просьбой о помощи, вот тут и появлялся самовыдвиженец, великий организатор и бригадир Сергей. Бригаду, он набирал из таких же малооплачиваемых инженеров, которые сразу соглашались на лидерство хитроумного организатора, не первый раз, работавший в одном и том же совхозе.


    Так же как и другие, я записался в эту бригаду, нам выделили пустующий дом с газовой плитой от баллона, по нашей просьбе завозили продукты, практически все кроме картошки. Пока шла посевная, нам самим приходилось готовить по очереди. Потом стали привозить готовую пищу, прямо на летнюю дойку, которую мы строили в тяжелейших условиях почти ничем не защищённые  от комаров, холода и голода.


     На дойку нас отвозили на автобусе утром и привозили на нём же вечером ещё засветло. Весь вечер был в нашем распоряжении, сготовить лёгкий ужин не было проблемой, а потом мы ложились каждый на свою кровать и у нас начинались вечерние разговоры. Сначала лидерство в этих разговорах захватил я, потому, что был лет на пять старше своих товарищей, больше прочитал книг, а почерпанные в них знания, хорошо сохранялись в моей памяти. Это очень не нравилось нашему бригадиру Сергею, он всегда считал себя, непревзойдённым авторитетом, да и  рассказывать ему, действительно было о чём.


     При  распределении он попал на службу во Внутренние Войска, событий там происходило гораздо больше, чем обыкновенной Советской Армии. Каждый вечер Сергей нам рассказывал о порядках несения службы в наших тюрьмах, лагерях, и жизни самих заключённых, которых он охранял. Если верить его рассказам, а у нас не было причин ему не верить, ему пришлось много чем заниматься. Побывать от обыкновенного охранника, на караульной вышки, до писаря в штабе части  п/я № …  .  Сопровождал конвоированных заключённых, уголовников и даже политических, по железной дороге, в вагонах, без окон, как женщин, так и мужчин.


    К концу своей службы, научился общаться с вверенным  ему контингентом, сам воспринимал это нормально, и заключённые отвечали ему тем же. Ему как не курящему человеку, удавалось, как собаке почуять различные запахи  в бытовых условиях жизни заключённых. Даже отслужив свой срок, в рядах ВВ, он мог, по запаху,  сказать, что в общественном транспорте едет, недавно освобождённый заключённый.


    Однажды, стоя на посту, возле помещения,  совсем не предназначенного для размещения заключённых, он почувствовал запах чифиря, ему стало интересно, как можно приготовить этот напиток, без кипятильника, электроплитки,  и костра? На свой пост он поставил другого часового, а сам, разоружившись, вошёл  в комнату к заключённым. В комнате не было электрической розетки, и повреждённой электропроводки,  лампочка освещения висела очень высоко, при досмотре личных вещей не было обнаружено  никаких проводов и приспособлений. Сергею настолько было интересно узнать способ приготовления чифиря, что он обещал никому не выдавать этого секрета, и они, зная его, как человека держащего своё слова рассказали ему, об этом способе. 


    Оказывается человеческий пот пропитавший полотенце, придаёт ему свойство почти бездымного фитиля, на огне которого, легко можно заварить крутой чифирь. Из этих рассказов Сергея, я много узнал, о чуждой мне жизни заключённых, оказалось это может пригодиться в разговорах с разными людьми, которые даже гордятся своим тёмным прошлым. Одна родственница моей жены, у которой оба сына уже побывали в местах заключения, до сих пор считает, что я тоже отбывал срок, только не знает за что? Получается, что с этими жизненными университетами, я познакомился заочно, и не жалею об этом, это тоже своего рода культура, наших маргиналов, а куда их деть? Они есть и ещё долго будут, хотим мы, или не хотим, не надо на это закрывать глаза и отворачиваться.
   


Рецензии