14 глава. Литературные эксперименты. Часть 2

            Иллюстрация из интернета.

           Глава из книги «ОТ ДУШИ К ДУШЕ»
                Начало на  http://proza.ru/2017/07/19/1591


                Начало главы на http://www.proza.ru/2018/09/28/1534

   ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЗАБАВЫ, НОВШЕСТВА, ИГРЫ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ

                ЧАСТЬ 2

   Нашла в интернете интересный конкурс по теме и статью
«Экспериментальная поэзия - обзор наших достижений». Возможно, цитаты из статьи помогут и авторам Прозы. Итак,

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ представляет собой создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам. Стихи основаны на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм, ограничениях алфавита и пр.

    К таким стихам относят акростихи, палиндромы, анаграммы, омограммы, ропалоны, моноримы, панторимы, фигурные стихи, анациклы, крипты, лабиринты, брахиколоны, абецедарии, логогрифы, тавтограммы, липограммы, пантограммы, гетерограммы, бесконечные стихи, магические квадраты, П-стихи, интерактивные тексты и т.п.

      Оригинальный слоговый акростих (нотный) представил на конкурс
 Константинс Ефимовс:

       ЛЯ минором сожженных мостов
       ДОпоёт песню память, тоскуя.
       МИр застыл штилем яхт парусов.
       ДОждь слезинки у тучи ворует.

       РЕбус жизни загаданный, вновь
       РЕдактирует старые чувства.
       ДОм, сосна, сын и вера в любовь,
       СИла воли - ответ безрассудствам.

       МИфы прошлых забытых потерь
       МИражами ошибок бездумных,
       РЕквизитами судеб людей
       (РЕжиссёр не раскроет задумки)
       ЛЯгут нотой в его партитуры.
              (http://www.stihi.ru/2007/12/11/2055)

В этом стихотворении первые буквы каждой строки являются нотами, образующими мелодию ("Подмосковные вечера"). Удлинённые звуки обозначены сдвоенными нотами (5-6, 9-10, 11-12 строки).
 
   Прихожу к выводу: богата талантами человеческая природа – надо только не прозябать, но испытать себя. Как написал когда-то мой ученик Тимур Гагин:
       Ищи в себе талант сегодня,
       Чтоб дар природный не пропал,
       Чтоб он звездою путеводной
       Кому-то в жизни засиял.

    И началом могут стать даже простейшие детские забавы.

    ДЕТСКИЕ  СТИХОТВОРНЫЕ   ИГРЫ  и  забавы –  важнейшая часть развития личности. Всем  известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, смешилки, страшилки, скороговорки и даже шумелки и пыхтелки…

      Без  этих весёлых стишков, наполненных юмором, фантазией, звукоподражаниями, ритмом и рифмами, ребёнок  не овладеет своим родным языком в совершенстве. Их сочиняли не только безвестные народные авторы, любящие своих детей родители, бабушки, дедушки или воспитатели, но и прославленные поэты
 
   Литературные  КРИЧАЛКИ, ТАРАТОРКИ, ВЕСЁЛКИ, ЗВЕНЕЛКИ – это чувства ребёнка, понятые поэтами и запечатлённые в слове:

Ой-да,
    ой-да,
          ой-да, ух!
Я лечу,
        лечу,
             как пух!
А навстречу мне лесок,
И неба тёплого кусок,
И в речке синяя вода!
Ой-да,
      ой-да,
            ой-да, да!   
                (Лев Квитко  «Качели»)

    Фольклорная  ПРИБАУТКА – яркая словесная картинка повседневных впечатлений ребёнка. Эти образы, не всегда реальные, иногда нелепые, помогают увидеть смешное в жизни. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предлагая слушателю самому разобраться, где правда, а где ложь.

     Часто поэты обыгрывают переносное значение слова, и тогда получаются замечательные стихи, как у Ирины Токмаковой:

В одной стране, чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.

Ещё один любимый детский жанр – ПЕРЕВЁРТЫШИ, их содержание – заведомая нелепость, чепуха.  Название придумал К.Чуковский, он считал, что в таких стихах ребёнок проверяет свои знания о мире и потому придавал им большое значение и сам был мастером их написания

    Мастера современных перевёртышей:  Олег Григорьев, Эдуард Успенский, Ирина Токмакова, Борис Заходер. А как не вспомнить Григория Остера с его удивительно остроумными «Вредными советами», написанными великолепным верлибром:

Затыкайте уши ватой
Перед первым сентября
И спокойно на уроках
Отдыхайте в тишине,
Наблюдая с интересом,
Как учитель у доски
Открывает рот беззвучно
И губами шевелит.
Как приятно будет в мае
Вынуть вату из ушей!
Как просторно будет мыслям
Кувыркаться в голове!

  Фольклорные  ДРАЗНИЛКИ  не могут не вызвать улыбки, но это не злая насмешка. Нет, она добрая, хотя и лукавая. Одну из самых известных литературных дразнилок сочинил Эдуард Успенский, вспомните популярный мультик и улыбнитесь:

                -  Рыжий! Рыжий! Конопатый!
                Убил дедушку лопатой! –
                - А я дедушку не бил,
                А я дедушку любил!

    ИГРЫ  СО  СЛОВАМИ,  изобретение новых смешных слов – увлечение не только детей, но и взрослых. Например, у С.Маршака:

                Доктор выслушал младенца,
                А потом и говорит:
                - Инфлюэнца-симуленца,
                Притворенца, лодырнит!
 
   Борис Заходер, виртуоз таких игр, переосмысливает не только слова, но и части слов. Например, наречие «опять» он разделил на междометие  «О!» и числительное  «пять», да ещё и удивляется: 
                Зачем мы его произносим,
                Хотя мы свободно могли бы сказать:
                Ошесть, и осемь, и овосемь?!
Чем дальше, тем больше раздумий:

                Молчит этажерка, молчит и тахта –
                У них не добьёшься ответа,
                Зачем эта ХТА  обязательно ТА,
                А ЖЕРКА, как правило, ЭТА?    

Олег  Григорьев обыгрывает омонимы:
                Вечером девочка Мила
                В садике клумбу разбила.
                Брат её, мальчик Иван,
                Тоже разбил...стакан.   

   И, наконец, как не вспомнить ещё одну любимую детскую забаву – СТРАШИЛКИ. 
Вот одна из них:
                Дети на пляже в песочек играли,
                Бедную Свету совсем закопали.
                Вновь повстречались годков через пять:
                «Может, пойти и её откопать?»
 
   От детских экспериментов и игр переходим к забавам взрослых и даже очень известных поэтов. Начало ХХ века было богато на такие забавы.

   ЗАУМЬ, или ЗАУМНЫЙ  СТИХ — термин, придуманный футуристом А.Кручёных. Он отказался от прежнего языка, заменив его особым, личным, не имеющим понятного всем смысла. Зачем? Чтобы передать внутренние душевные ощущения автора, как в этом стихотворении В.Хлебникова :

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. 
                Так на холсте каких-то соответствий
                Вне протяжения жило Лицо.               
Прониклись ощущениями? Или хотя бы угадали их?

   КОНСТРУКТИВИСТЫ впервые заявили о себе в Москве весной 1922 года. Поэтические принципы, декларируемые (и осуществляемые) конструктивистами на практике, в отличие от многих групп того времени, отличались "лица необщим выраженьем".

    Первыми членами группы конструктивистов стали поэты А.Чичерин, И.Сельвинский и критик К.Зелинский, теоретик группы: на первый план выдвигался принцип литературного произведения как конструкции.

       В окружающей действительности главным провозглашался технический прогресс:"Конструктивизм как абсолютно творческая школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы, порознь, вопят: звук, ритм, образ, заумь и т.д., мы, акцентируя И, говорим: И звук, И ритм, И образ, И заумь, И всякий новый возможный приём, в котором встретится действительная необходимость при установке конструкции".

    Образец поэзии конструктивистов приводит Евгений Шейнман  в своём очерке "Забытые имена (сайт Проза.ру):
   
       Илья Сельвинский.
"Ранние его произведения отличаются экспериментаторством в области поэтической формы и языка. Поэт отстаивал позиции конструктивистов... Кажется, что его стихи – это заготовки, зажатые в токарный станок, с которых резцом снимается стружка.

 В качестве примера можно назвать поэму «Улялаевщина» (1927, новый вариант 1956):

Забойщики, вагранщики, сверловщики, чеканщики,
Строгальщики, клепальщики, бойцы и маляры,
Выблескивая в лоске литье ребер и чекан щеки
Лихорадили от революционных малярий.

Хотя бы секунду, секунду хотя бы
Открыть клапана застоявшихся бурь...
А в это время Петербург
Вдребезги рухнул в Октябрь.


   КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. «contamination» - смешение) – 1)соединение текстов разных редакций одного произведения; 2)возникновение  нового слова при смешении  частей разных слов, а также авторское соединение двух слов в одно:

                В Академии поэзии — в  озерзамке беломраморном,
                Ежегодно мая первого  фиолетовый концерт.         
                (И.Северянин)
      Этот приём виден в названиях сказок К.Чуковского («Мойдодыр», «Доктор Айболит»).
 
    Контаминацией называют также включение в текст строк из произведений других авторов, например в первой строке из стихотворения В.Брюсова узнаваемы  лермонтовские слова:

Везде — торжественно и чудно,
Везде — сиянья красоты,
Весной стоцветно-изумрудной,
Зимой — в раздольях пустоты.
             Другое название этого приёма – центон.

        Продолжение рассказа о литературных забавах и развлечениях в следующей части  на      http://www.proza.ru/2018/09/28/1578               


Рецензии
Вечера доброго Вам, Элла Евгеньевна!

Да, уж... С грустью вздыхаю...
Оказывается все эти дразнилки, страшилки и прочие детские стишки являются разновидностью творчества, а в детстве часто казались этаким мелким словесным хулиганством. Правда, стоит заметить, некоторые творения юности порой тоже выглядели необычайно гармоничными, а уж смысл - не в бровь, в глаз.
А еще, сам не знаю почему, может навеяло воспоминаниями о Борисе Заходере, но вспомнился Винни Пух (разумеется, НАШ Винни Пух), с его сопелками и вопилками...))

Да, какая кладезь информации в Ваших статьях...

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   31.07.2023 21:41     Заявить о нарушении
И чего только не выдумают экспериментаторы и махинаторы ради известности!
Но и среди них есть неподражаемые таланты. и среди них - конечно, Борис Заходер или Григорий Остер! Его "Вредные советы" - блеск! Вот один из них:

Потерявшийся ребенок
Должен помнить, что его
Отведут домой, как только
Назовет он адрес свой.
Надо действовать умнее,
Говорите: «Я живу
Возле пальмы с обезьяной
На Гавайских островах».
Потерявшийся ребенок,
Если он не дурачок,
Не упустит верный случай
В дальних странах побывать!

Элла Лякишева   01.08.2023 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.