Путевые заметки Сибирь

 

Много в России красивых и не передаваемых совершенно никакой статьей или книгой. И одним из таких мест является Сибирь. Если спросить иностранца какие ассоции у него возникают при одном только упоминании нашей страны. То наверняка в большинстве случаев можно услышать это загадочное. Но не менее глубокое по содержанию слово Сибирь. Так что же оно значит.
Об этих далеких местах слышал наверняка каждый. Необъятные и никем не покоренные они растянулись на многие сотни и тысячи километров. Не зря великий русский ученый и естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов указывал об особой роли Сибири на судьбу России- "Могущество России будет прирастать Сибирью".
Самые первые попытки приручить этот неведанный край предпринимались издавно.
Если в XII столетии попытки по изучению новых земель и новых промыслов. То уже несколько позднее это все приобрело иные масштабы и совершенно иное значение. В XIII веке русские первопроходцы направили свой свой взор в сторону Коми,которая вскоре вошла в состав Московского княжества. Осваивая и проникая во все более отдаленные места уже в конце XV века Пермь Великая была включена в Московскую Русь. Но это все было предпосылки для более великих открытий и дел. Обычно говоря о Сибири. Ее освоение и покорение,как правило связывают с именем легендарного путешественника и человека,сделавшим освоение Сибири возможным. И звали его Ермак. Но при всем этом, не стоит забывать и о предшествующих этому событий. Многочисленные монастырские источники и в частности ,ростовская летопись середины XIV века,так или иначе указывает о об успешности ,предпринятой новгородцами походов. Которые смогли к этому времени достигнуть не только Оби. Но и сражались с местными народами,населяющими эти места. Новгородцами была исследована северная часть Урала (до реки Шугор) и Зауралье до Оби. Таким образом стало во многом возможном будущее освоение и покорение Сибири. В конце XV в. большой поход в Западную Сибирь предприняли московские воеводы. Во время этого похода была открыта самая высокая часть Уральских гор и впервые определено их истинное простирание "от моря до моря", т.е. с севера на юг. Московские дружины прошли мимо Тюмени "в сибирскую землю" и дальше по Иртышу. А уже концу XIV — началу XV вв. русским промысловым людям было известно уже четыре пути в Западную Сибирь: северный путь — морем и три сухопутных — через Урал, самым южным, из которых был путь из бассейна Камы до р. Чусовой в Иртыш через Туру, Тавду и Тобол При Иване IV (Грозном) после покорения русскими казанских татар и захвата Астрахани царские владения протянулись до Каспийского моря, и Волга на всем протяжении стала русской рекой. При этих обстоятельствах основной вектор внешней политики целиком и полностью направлялся в сторону Западной Сибири. Которую следовало не просто покорить,но и освоить. Русское государство расширяясь и уничтожая на своем пути остатки Золотоордынской государственности,так или иначе сталкивались. С угрозами исходящими с востока. И одной из такой из угроз являлось Сибирское ханство. Которое осуществляло грабительские набеги на приграничные земли Московского царства ,уводило население в плен и парализоваволо торговлю в этом районе. При таких условиях сам поход против Кучума стал лишь делом времени. И в этой связи поход Ермака в Западную Сибирь (1581-1584 гг.)является важнейшим событием того времени. Поскольку,данный поход решал целый спектр задач для Московского государства. Он играет свою роль не только в истории России,но и является тем важнейшим шагом,который послужил буквальным основанием и предпосылкой для последующих экспедиций в истории русской географии. Поход является отправной точкой и знаменуют целую череду русских географических открытий в Северо- Восточной части Азии.

Но одно дело прочитать об этом или увидеть фотографию. А другое самому принять участие и полноценно все прочувствовать,получив массу эмоций. Мне не первый раз удается отправиться в далекую,но не менее интересную Сибирь. Но раз за разом,каждое новое приключение туда словно бы вносит что то свое,новое. То,чего не было в прошлый раз. Последняя такая возможность мне выпала летом 2017 года. Когда я отправлялся на поезде Москва- Чита с дедом на свадьбу к родственникам. И эти воспоминания от поездки живы во мне до сих пор. До сих пор с ее яркими красками и оттенками вспоминается как я тогда отправлялся в это далекое путешествие.
В те дни я ощущал себя на мгновение журналистом или даже писателем. Передо мной открывался совершенно новый,никогда не ведомый мир. Пускай это будет и является своего рода крупицей. Но и малое дает свои ростки к великому. Эти маленькие детали дают начало полноценной картины. Тому,как видел этот мир путешественник. И этим путешественником был я. Перед твоим взором вокзал и перон. Поезд,набирая скорость и оборот ,начинал свое постепенное движение. В какие то мгновения или даже минуты,хотелось его сравнить с извивающейся под силой музыки приручатели змеи. Подобно змеи он растягивался. На ходу меняя свое движение и выбирая новое.
На пути к конечной остановке - Тюмени предстояло проехать многое. Многочисленные города,станки и полустанки ожидали путника в пути. Чтобы добраться до Тюмени следовало проехать многие километры и версты.И перебраться из одной части страны в другую. По своей сути я перебирался из Центра своей Родины,в буквальном плане его сердца на самые дальние,восточные ее пределы. Сибирь по своей протяженности и площади могла бы наверняка потягаться со многими европейскими государствами . Многие километры отделяли меня от Тюмени . В самом же пути поезд преодолевал очень большие расстояния,который мог бы удивить человека прошлого,не знавшего поезда.

За окном менялись пейзажи и сама местность. Для себя впервые я смог оценить красоту и величие Уральских гор. Мне раньше не доводилось подобное видеть. Потому мое удивление и восхищение этими горами бы себе разумеющим явлением . Поезд набирал скорость ,пропуская города,которые представлялись перед нашим взором Киров,Пермь,Первоуральск,Екатеринбург все эти города вызывали мое восхищение и это был не просто интерес к чему то новому. Не только это двигало меня. Эти многочисленные мосты и города видневшиеся за горизонтом ,с высотными зданиями ,с красивыми памятниками и монументами ,разнообразными артпроектами,все это в большой степени притягивало меня к ним и я старался их сравнить с тем что видел раньше -Кострома,Ростов,Ярославль.

Сама же территория Западной Сибири имеет достаточно вогнутую форму. И имеет местами пониженные участки. Самые пониженные ее участки 50-100 м. Но особый интерес для меня конечно же представляли Сибирские увалы,со средней высотой 140-150 м именно они создают целую полоску возвышенностей,которая была отчетливо видна во время моего движения со стороны Екатеринбурга в направлении Первоуральска. Кроме того стоит отметить,что сам рельеф Западной Сибири имеет и другие отличительные черты. Это в первую очередь
междуречья и речные долины. Большие пространства занимают болота севернее линии Сибирской железной дороги. Однако местами рельеф междуречий приобретает характер волнистой или холмистой равнины.
Такой для меня запомнилась Сибирь. Путь к Тюмени. Город тоже с очень большой и богатой историей. Название, которого переводится с татарского,как красавица. И действительно побывав в этом городе невозможно в него не влюбиться. И любовь эта лежит через многое. Многочисленные памятники архитекторы и красота города притягивает. Город буквально насыщен историей и историческими наследием. Это можно увидеть по его величественным улицам. Памятники прошлого здесь сохранились достаточно хорошо. Но не стоит при этом забывать об его духовном наследии. Это его православные монастыри и храмы. Позолота куполов и богородичного цвета исполнение словно зовет прийти в этот храм мирян и тем,кто нуждается в успокоение души. Так , в частности около Свято- Троицкого монастыря меня привлек достаточно интересный памятник. Он относился не только к самому монастырю,сколько к тому какой ценной и какими стараниями распространялась православная вера по тюменской земле. На этом памятнике словно бы слепок истории. Истории русского миссионерства. С одной стороны обращаешь на православного миссионера на голове которого митра ,а в руках православный крест и посох. По обе около него стоят местные народы. И словно бы внимательно слушают его ,внимая каждое его слово. Слово проповеди простого русского человека и христианина.
Таким для меня запомнилась Тюмень. Теперь мой путь лежал в другую сторону. В сторону дома. На Запад.
Во время поездки были пройдены многие километры в этой дальней дороге . Совсем сравнительно недавно мы отправлялись в одних из летних вечеров в путь. А теперь уже перед окнами просторного скорого поезда и купе,где мы уютно смогли разместиться проскакивали большие расстояния,позади виднелся уходящий горизонт. Во тьме заходящего и уже без шансов вернуться дня нас принимали одна за одной станции ,уже позади оказались Углич,Ростов,Галич . Наш поезд отдалялся все дальше от места своего начального отправления. К наступления утра был достигнут Киров. Впереди всех нас ожидали Уральские горы. Пожалуй одно из великих природных творений. Обширные и нескончаемые лесные чащи сменяли друг друга. Иногда можно было заметить редкий след человеческого творения в этих обширных и неподдающейся человеческому покорению лесу. Срубленные деревья и изредка оставляемые инструменты явно говорили исследователям и путешественникам,что тут был человек и что он возможно вернется. Помимо больших по пространству лесов и чащ в пути пришлось своими глазами всецело оценить и красоту русских рек и озер ,наличие которых буквально было в изобилии и число их было невообразимо велико. Но все это осталось позади. Позади остались тихие и спокойные ,города и реки ,что их окружают,позади остались редкие возвышенности. Красота,которую дарила природа человечеству была великолепна. В этот момент не хотелось ,ни думать, ни дышать. А просто наблюдать и восхищаться этой красотой природы. Которую надо ценить и беречь человеку. Путешествие подходило к своему завершению.


Рецензии