Женское лицо искусства. Художница Кете Лёвенталь

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Кете (Фрида, Роза)Лёвенталь (1878, Берлин – 1942, Избице)
Кете Лёвенталь родилась 27 марта 1878 в Берлине, в еврейской семье, старшая из пяти дочерей университетского профессора доктора Вильгельма Лёвенталя и его жены Клары. Семья живет в Женеве, Лозанне, Париже, Belgrano (Аргентина) и Берлине,
где отец работал в соответствующих университетах.
В 1890 году семья переселяется в Берн. Происходящая из еврейской семьи девочка дружит с протестантской семьей священника (с семьей пастора).
Она живет в этой семье, крестится и проходит обряд конфирмации.
В это же время она знакомится в Берне с произведениями швейцарского художника Фердинанда Ходлера.
В 1892 году она возвращается в Берлин, где посещает гимназию, которую оканчивает в 1895 году.
Уже во время учебы в гимназии раскрывается художественный талант Кете Лэвенталь. Она решает быть художницей. Непосредственно после окончания школы она начинает учебу у Фердинанда Ходлера в Берне.
После окончания учебы у Ходлера в 1897 году Кете Лёвенталь рисует почти исключительно горные ландшафты в Бернском нагорье. Совершает несколько заграничных поездок.
В Париже Кете Лёвенталь знакомится с художником Лео фон Кениг, который был известен, прежде всего, как художник-портретист. Она следует за ним в Берлин, чтобы учиться дальше у него в основанной им частной школе живописи. Возникают «ню», эскизы животных, портреты.


Лео фон Кёниг (1871 —1944) —представитель Берлинского сецессиона, барон. Родился в аристократической прусской семье. Его отец - генерал кавалерии, мать—баронесса фон Крамм. Наряду с Максом Слефогтом, Максом Либерманом и Ловисом Коринтом, Лео фон Кёниг является одним из важнейших представителей художественного направления Берлинский сецессион. Живопись (импрессионизм) изучал в Академиях изящных искусств Парижа и Берлина.. Был мастером портретной живописи – автор портретов Э.Барлаха, Э.Нольде, К.Кольвица, Г.Гауптмана, а также Й.Геббельса (1935).
Полотна Кёнига можно увидеть в Брауншвейге (родина) и Дюссельдорфе.


В 1902 году Кете совершает поездку в Италию с сестрой Сюзанной, которая также была художницей. Окончание занятий у Лео фон Кенига произошло в 1904году.
Последующие 1904/1905 годы Кете Лёвенталь работает как гонорарная художница в Мюнхене. Она является членом союза художниц Мюнхена и предпринимает многочисленные поездки в Бернское нагорье. Бернское нагорье будет главной темой ее пейзажей наряду с островом Балтийского моря Гиддензее.
В 1909 году она переезжает в город Штутгарт. Кете Лёвенталь член в Вюртембергском союзе художниц.
Кете продолжает в 1910-1914 годах учебу в Королевской Вюртембергской художественной школе в Штутгарте в "дамском классе живописи", которым руководит Адольф Хёльцель.


Адольф Ричард Хёльцель (родился 13 мая 1853 года в Оломоуце в Моравии, умер 17 октября 1934 года в Штутгарте) был важным немецким моравским художником, ранним пропагандистом абстракции и модернизма.


Она познакомилась с Хёльцелем, вероятно, во время его летних курсов в Дахау.
Наряду с портретами в ее работах возникает также много пейзажей Шварцвальда, Швабского горного пастбища, гор Таунус и долины реки Неккар.
Живет Кете в квартире-ателье в доме общества Вюртембергского союза художниц.
В 1912 году Кете Лёвенталь вместе с сестрой Сюзанной Ричер, также художницей, приобретает на маленьком острове Хиддензее, перед западным побережьем Рюгена, старый рыбачий дом. Семья регулярно встречается здесь летом до самого начала преследования нацистами.
Кэтэ Лёвенталь пишет здесь множество картин, в которых есть море, побережье и ландшафт Хиддензее. Эти картины образуют контраст с картинами из Бернского нагорья.


Благодаря дружбе с коллегой Эрной Раабе фон Хольцхаузен, они вместе учились у Адольфа Хёльцеля в Академии искусств Штутгарта, Кэтэ смогла получить ателье в муниципальном здании на Амайсенбергштрассе 32.
Ателье было выделено после окончания учебы в городе Штутгарт, и она работала там до момента запрета на профессию в 1934 году.
В эти 1914-1934 годы Кете Лёвенталь работает как свободная художница, в основном как художница портрета.
Ее работы представлены на различных выставках Штутгартского отделения и в Мюнхенском Гласпалаце.
С 1934 года ей запрещено рисовать, так как согласно законам Германии Кете Лёвенталь считается еврейкой. Она больше не может принимать участие в художественных выставках и больше не может продавать картины. Договор об аренде ее городского ателье расторгается, а она сама исключается из Вюртембергского союза художниц. Ее деятельность в качестве свободной художницы этим внезапно оканчивается.
Она совершает последнюю поездку в Швейцарию в нагорье Гриндельвальд в Бернском Оберланде. Жизнь усложняется при все увеличивающихся ограничениях; она тайком поддерживает отношения с несколькими людьми, со Штутгартской семьей художника Дондорф и со своей бывшей уборщицей Мари Нотдурфт.
В 1941году Кете Лёвенталь переселяется в „Еврейскую квартиру“ в одном из районов Штутгарта.
Папка примерно с 250 пастелями, графическими изображениями и акварелями (ее "папка завещание") была незадолго до этого принудительного переселения передана через 11-летнего Вальтера, сына Мари Нотдурфт, семье Дондорф и скрытно хранилась у них до конца Третьего Рейха.
В феврале 1942 года Кете Лёвенталь была переведена для отправки в район Вайсенштайн, который был преобразован в коллективный лагерь.
26 апреля она проходит свой путь вместе с еще 285 еврейскими гражданами от Киллесберга до поезда в Северном вокзале. Пунктами назначения этого транспорта являлись лагеря уничтожения в оккупированной Польше, где Кете Лёвенталь была убита в лагере Избице возле Люблина вскоре после прибытия.


В 1943 году склад Штутгартсккого маляра Камеррерана, в котором была спрятана самая большая часть ее произведений (наряду с картинами Шлеммера и Баумайстера), был разрушен при бомбардировке союзников.
После 1945 года друзья, пережившие преследования в убежищах в Швабских Альбах, через ее сестру Сюзанну Ричер передали сохраненную папку, примерно с 250 произведениями.
В 1969 году некоторые сохранившиеся произведения были переданы общественности дочерью доктора Ингеборха Лёхса.
В 1999 году в Штутгарте была создана ассоциация «Жизненная работа Кэтэ Лёвенталь», которая поставила перед собой задачу продолжить работу, начатую дочерью Ингеборха Лёйхса.


Рецензии
Какая трагическая судьба!

Ольга Бурзина-Парамонова   18.11.2018 12:25     Заявить о нарушении