Чайничек

- Ма, скажи что - нибудь.
- А что сказать?
- Да, все равно.
- Ну, приветик вам!

 В сумке у меня игрушка - попугай повторюшка. Я, не вытаскивая игрушку, нажимаю кнопку.
Попугай: "Ну, приветик вам"!
Мать: "Игрушка, что ли у тебя"? Я достаю попугая. Услышав нашу беседу, из соседней комнаты вышел отец, посмотреть игрушку.  И сразу начал бурчать и ругать меня - небось, тысячу отвалила за такую птичку. А мать рассказала о  своей игрушке, о чайничке.
Жил у нас в селе один мужик с семьей. Ох, вороватый был! Однажды ехал он с женой и дочкой  поездом. Так случилось, что в этом же поезде ехали еще люди из нашего села. Прошло несколько дней после поездки. Дочка этого мужика - Лиза вышла  играть на улицу.  Смотрят, а ней юбочка новая,  и такое что - то знакомое в этой юбке.  Вспомнили, шторки в поезде были точно из такого материала. Покачали головами, вот ворюга! Надо же было шторку снять, и юбочку сшить!
- Ты же про чайничек хотела рассказать.
- Так дойдем и до него! Ты не перебивай, все по порядку.
Дети они всегда дети, им бы поиграть. Старшие конечно помогали по мере сил взрослым, а малышня росла без игрушек. Вот бабушка или мать свернет пучок сена, завернет в старую тряпку, вот тебе кукла, играй, баюкай.  По не аккуратности упадет со стола миска глиняная, отколется кусок от нее, вот и "посуда" для ляльки.

     Однажды выходит Лиза на улицу, и выносит набор кукольной посуды! Не только дети, взрослые не видели такое чудо. По - иному не назовешь.  В наборе были махонькие тарелочки, кружечки, ложечки, но больше всего всех поразил маленький красивый чайничек. Женщины ахали, мужики, зная вороватость хозяина, молча ухмылялись. Вся соседская детвора играла этим набором. А когда все разбегались по домам, Лиза не находила чайничек. Не удержавшись, кто- то из девочек забирал себе. На следующий день чайничек оказывался у другой "хозяйки". Утром женщины возле колодца беседовали.
- У кого чайник вчера был?
- У нас, вечером из рук не выпускала, так и уснула с ним. Уже побежала к Лизе с чайником.

  Я долго терпела, не брала. Но однажды оказался чайничек у меня в кармане. Домой летела как на крыльях. С порога ни слова не сказав, матери, сразу в свой закуток, спрятала сокровище в старых лоскутках.  Утром, я не взяла его с собой. Так было жалко отдавать, хотелось еще поиграть. Дети собрались все смотрят – чайничка нет! Со слезами Лиза побежала домой. Дни шли своим чередом, игрушка не возвращалась.  Взрослые то же волновались, все искали чайничек. Спрашивали,  свою детвору, однако игрушка не находилась. 
Мать моя тоже мне допрос учинила.
-Надька, кажи швидко, у тебя цацка?
-Нет, у меня.
-Дывысь,  лозыну схлопочешь!
-Кажу тебе, нет у меня..
Летом  работы невпроворот, а еще и кизяков нужно насушить, чтобы на всю зиму хватило. Некоторые хозяйки просили детвору, чтобы пришли помочь налепить кизяки.
-А что это такое - кизяки?
 - Кизяки -то это лепехи такие из навоза, старого сена или соломы и воды. Такой замес делали на земле, на открытом месте. Воды нужно было много, поэтому рядом с замесом ставили бочку для воды. Лепили лепешки, сушили их, а зимой ими топили печки. Как затопят все, белый, тяжелый, неприятный дым стлал свои космы по улицам села. Тепла кизяки давали мало, да что было делать, топить больше нечем было. Правда, топили еще камышом, сгорал быстро, много нужно было его в дом затащить, чтобы натопить.
- Можно же в лесу дрова заготовить.
- Так ведь далеко лес от села, и кто это тебе лошадь даст? Дрова нарубить не просто, сила нужна, а мужики все на войне.
- А воду, откуда брали?
- Ну, с водой то попроще  было,  из реки возили на быках. Помню, что за водой ездил дед Игнат. Я его немного боялась, страшная борода пугала меня. Деду было поручено следить, чтобы всегда в бочке вода была. Однажды я убежала от подружек, чтобы поиграть одной с любимым чайничком и оказалась возле бочки с водой. Смотрю в мою сторону женщины идут и одна из них говорит — куда же чайничек делся? Я испугалась, не знала, что делать, игрушку в руке зажала. А женщины ближе подходят. Я дотянулась до края бочки и бросила чайничек в воду. Прижалась к бочке, чтобы никто не услышал, как колотится мое сердце. Выглядываю из-за бочки, и вижу, что дед Игнат смотрит на меня и улыбается.
     Нашелся чайничек, когда воду всю вычерпали из бочки. Возмущенно деду говорили: "Что ж ты старый молчал? Ты же видел, кто игрушку бросил в  бочку"! А дед только ухмыльнулся и отвечает: "А хай дивчина поиграет, не все же этому ворюге одному".
   Совсем немного прошло времени и в наш магазин привезли елочные игрушки, среди них были и чайнички.  Мать купила их с десяток, они недорого стоили. Но я узнала об этом после. В то тяжелое время досаждали всем нехорошие насекомые в волосах. Такие жители и у меня были. Что только не делали, ничего не помогало. Мать сажала меня на стул и выбирала не прошеных гостей. Сидеть приходилось долго, а для меня это было настоящим наказанием. Я крутилась, вертелась, мешала матери. И вот чтобы я сидела смирно мать мне всегда говорила:  "Будешь смирно сидеть,  получишь чайничек"! За такую награду я старалась из всех сил, и получала в конце обещанную игрушку. Вот у меня была радость!


Рецензии
Хорошо написано! Душевно. Спасибо, прочитала с интересом.
Молодец, дедушка Игнат))
С уважением,

Жанна Шинелева   28.08.2021 17:58     Заявить о нарушении