Последний город империи. Очерк второй. Старший бра

Мурманск имеет множество официальных побратимов, но ментальным братом полярной столицы является, конечно же, столица северная. Подавляющее число знакомых мне мурманчан исповедуют культ поклонения Санкт-Петербургу. 
– Питер я уважаю, Питер – это культура! – вот квинтэссенция их отношения к творению Петра. 
Во времена, когда город носил имя главного революционера всех времен и народов, в Мурманске его всегда называли именно Питером, но не пренебрежительно, а уважительно, как младший брат называет старшего, выбившегося в люди. Когда же городу над вольной Невой вернули историческое название, в разговорах его начали величать Ленинградом, подчеркивая свои особые отношения с родственником. Неподдельное восхищение столицей культурной сочеталось с пренебрежительным отношением к Москве: дескать, большая деревня, жирующая за счёт нас. Потому совсем неслучайно первый курьерский поезд «Полярная стрела», открывший движение 15 мая 1934 года, связал Мурманск именно с Ленинградом. «Снаружи вагоны выкрашены свежей ярко-зеленой краской. Весь состав электрифицирован, вагоны убраны новыми коврами и занавесками. В поезде есть библиотека, два новых мягких вагона. Все надписи в поезде сделаны на двух языках – финском и русском» (из тогдашних газет). «Полярная стрела» была отменена с началом войны в 1941 году. В 1959 году поезд был восстановлен, но ходил уже маршрутом Мурманск – Москва и названия «Полярная стрела» не носил. Добавлю, что ныне полярные стрелы летят в первопрестольную из чудного города Лабытнанги (напомню, первая буква этого нефтеносного города дала первую букву аббревиатуры компании «Лукойл») … 
В подтверждение теории младшего брата упомяну, что мы, курсанты самого престижного факультета Мурманского высшего инженерного морского училища имени Ленинского комсомола, уверенные в том, что нам открыта дорога на много, на много лет завидовали одним лишь ток курсантам Макаровки*. Неопровержимым доказательством общего менталитета служит и то, что встреча, посвященная двадцатилетию выпуска нашего курса, прошла именно в Санкт-Петербурге, по домицилю** большинства моих однокурсников. Причина ментальной схожести, помимо относительной территориальной близости и административной подчиненности (и в наше время Мурманская область входит в состав Северо-Западного федерального округа, столицей которого является Санкт-Петербург), мнению автора, такова. Ведь и в наши дни петербуржцы ощущают себя скорее не частью страны, а ее воротами (у нас же принято ходить через окно). Или, говоря, современным языком, порталом в другие миры. Еще, по историческим меркам Санкт-Петербург весьма молод. Но ведь и Мурманска еще вчера вообще не существовало, а сегодня через него проходит путь, причем не только в Европу, но и на другие континенты, не говоря уж про то, что самый крупный порт за Полярным кругом принято называть воротами в Арктику... Если добавить белые ночи, которыми так сильно гордятся как петербуржцы, так и мурманчане, то сомнения в духовном родстве просто отпадают. Правда, справедливости ради, скажу, что настоящих белых ночей в Санкт-Петербурге нет и быть не может… Но все же существует один вопрос, по которому Ваенга*** с Невой не сойдутся никогда. Как называть автомобильную трассу М-18****:«мурманкой» или «ленинградкой»? 


* Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова. 

** Домициль — страна или место постоянного проживания лица, которые могут отличаться от его национальности или его местопребывания. Домициль устанавливается по физическому факту местопребывания лица. 

*** Река в Мурманской области. 

**** Автомобильная дорога общего пользования федерального значения Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — Борисоглебский.   


Рецензии