Семейные карточные игры 1, 2. Пятки

(Уважаемая администрация сайта!

Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!..

В крайнем случае - если руководители сайта сочтут это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!..

С уважением, Игорь Катанугин)



СКИП-1. ПЯТКИ (каждый за себя)

(Семейная Карточная Игра Простая номер 1)


Пятки (ударение на И) - единственная из игр этого цикла, которая создана не мною лично, но уже задолго до меня, ибо является именно РУССКОЙ НАРОДНОЙ детской карточной игрой, связанной для меня с дорогими впечатлениями детства... Таким образом, в случае этой игры я выступил, как собиратель фольклера, считаю за честь хранить все эти долгие годы и сейчас передать другим людям описание этой чудесной игры...

Меня научили в годы моего детства этой замечательной игре в карты моя бабушка Бумагина Анастасия Ивановна и сестра ее Горбунова Александра Ивановна; это было в 1970-ые годы, в деревне Печищи Сонковского р-на Тверской области.

Дорогие воспоминания детства... Бабушки, родная деревня - родина моей мамы, моя вторая малая родина... Чудесные русские женщины - труженицы... К сожалению, дедушек моих я даже не видел - они умерли, ушли с земли еще до моего рождения... Лето, солнце, сенокос!.. Лес, друзья, купание... А вечером - очень любил с бабушками в Пятки играть... И теперь, спустя многие годы и десятилетия, когда кто-то начинает говорить что-то плохое о картах, я вспоминаю детство, деревню и моих дорогих бабушек...

Правила игры.

Играть в Пятки лучше вдвоем или втроем. (В случае компании из четырех человек рекомендую «Пятки двое на двое» - игру, хоть и очень похожую по сути, но оформленную мною по ряду причин все-таки как игру отдельную самостоятельную – СКИП-2 – смотри далее.) Для «Пятков каждый за себя» практически достаточно колоды 36 листов. 

Колода тасуется, и сдающий раздает каждому игроку по пять карт, по одной за раз. Следующая карта кладется открытой на стол (ее масть определяет козыри), и на нее кладется вся оставшаяся стопочка карт. Туз на козыри не кладут - его возвращают в колоду, тасуют и снимают верхнюю карту.

Право первого хода обычно определяют по самому маленькому козырю, имеющемуся у кого-либо из игроков.

Ходят по часовой стрелке. Ходить можно либо с одной карты, либо с трех карт (троёк), две из которых - парные (например, две Семерки и Валет), либо с пяти (пяток) - две пары парных карт, то есть карт одного значения, и пятая, как говорят, на поддачу (например, две Шестерки, два Валета и Король).

Число карт, с которых ходят, никогда не должно превышать числа карт, имеющихся на руках у игрока, под которого ходят (и в любом случае не более пяти карт); например, в конце партии, когда колоды уже нет (вся разобрана), и у кого-то осталось, скажем, две карты,  под этого игрока можно ходить лишь с одной карты, а не с трех и не с пяти.

Кроют, соответственно, старшей картой данной масти, либо любой козырной (козырную карту кроют старшим козырем). Игрок, под которого ходят, может либо принять карту (карты), либо покрыть их все, либо по желанию покрыть лишь часть карт, с которых под него походили, а остальные - принять. Покрытые (битые) карты, а также те, которыми крыли, кладутся в отбой и уже более не участвуют в игре.

В случае, если игрок покрыл все карты, он (она) ходит (получает право следующего хода), если же принял хотя бы одну, право хода переходит следующему игроку по часовой стрелке.

Игрок, который только что походил, добирает из колоды до пяти карт (если у него осталось менее пяти); потом это же делает игрок, который крыл (отбивался). Нужно следить, чтобы никто не забывал вовремя восполнять до пяти запас своих карт на руках (пока есть колода; карта, определяющая козырную масть, также берется кем-то, когда придет ее черед).

Выигрывает игрок, первым избавившийся от всех своих карт. Можно продолжать игру и далее - за второе и третье место.

Таким образом, по ходу партии нужно стараться копить на руках сильные карты, а в конце партии - с их помощью быстро избавиться от всех своих карт, «завалив», так сказать, ими противника. Это бывает очень красиво и эффектно!

Примечание:

Старшинство карт во всех Семейных карточных играх – как Простых (СКИП), так и Мозаичных (СКИМ) одинаково – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В (Валет), Д (Дама), К (Король), Т (Туз). (В случае колоды 36 листов перечень этот начинается, естественно, с Шестерки.)

В тех играх, где происходит подсчет очков, за Двойку начисляют 2 очка, за Тройку – 3,и так далее, за Десятку – 10 очков, за Валета – 11, за Даму – 12, за Короля – 13, за Туза – 14.



СКИП-2. ПЯТКИ ДВОЕ НА ДВОЕ   

(Семейная Карточная Игра Простая №2)


Эта командная игра является по сути моим собственным авторским переложением в формат «двое на двое» старинной русской народной карточной игры «Пятки» (ударение на И), которую я узнал - как уже сказал ранее - в годы детства от моих дорогих деревенских бабушек.

Основные моменты той народной игры я сохранил и в варианте «двое на двое». Таким образом, здесь укажу лишь ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ игры в «Пятки двое на двое» по сравнению с «Пятками каждый за себя».


В «Пятки двое на двое» играют вчетвером, разбившись (по желанию или жребию) на две команды по два человека в каждой (именно по два – вариант трое на трое здесь не проходит). В отличие от обычных Пятков (где каждый за себя выступает), в случае командной игры колоду (36 листов или - предпочтительнее - 52) сдают ВСЮ ПОЛНОСТЬЮ, поровну между всеми игроками, по одной карте за раз.

Первым ходит игрок, у которого есть козырная Шестёрка (или козырная Двойка в случае колоды 52 листа). Козыри определяются по масти последней сданной карты.

Ходят так же, как и в обычных Пятках - либо с одной карты, либо с трёх (две из которых - парные, то есть равнозначные карты), либо с пяти (две пары равнозначных карт и пятая «на поддачу»). Кроют так же - старшей картой данной масти либо козырем.

***

Кто под кого ходит, определяется следующим образом (также момент уникальный для именно данной игры). Для простоты объяснения обозначим игроков А, Б, В и Г - как они сидят за столом по  по часовой стрелке. Пусть А и Б образуют одну команду, В и Г - другую. «А» сидит напротив «Г»,  «Б» - напротив «В» (для наглядности советую Вам нарисовать это расположение на листочке бумаги).

Пусть начинает игрок «В».  Игрок«В» ходит под «Б» - ибо они сидят друг напротив друга! Допустим, «Б» покроет все карты; тогда следующим ходом ходит игрок «А» под «Г»! То есть «Б» дал возможность хода своему товарищу по команде!

                А     Б

                стол

                Г      В

Если же «Б» принимает хотя бы одну карту из тех, с которых под него походили, в таком случае следующим ходом, наоборот, ходит игрок «Г» под игрока «А»! Причем опять же сохраняется общий принцип - друг под друга ходят те участники игры, которые располагаются за столом ДРУГ НАПРОТИВ ДРУГА! И так далее, по тому же принципу.

***

Допустим, партия близится к завершению, карт на руках остаётся всё меньше и меньше; и вот игрок «Г» ходит под «А»; «А» кроет и при этом освобождается от всех своих карт.  Таким образом, «А» первым выходит из игры, но что же дальше? Поскольку «А» покрыл все карты, ходить должен его партнер по команде - игрок «Б»; но под кого? Поскольку в предыдущем ходе участвовал игрок «Г» - ходил под «А», в то время как игрок «В», скажем так, просто отдыхал и смотрел на ход партии, то сейчас игрок «Б» ходит как раз именно под «В» (чтобы тот тоже «размялся маленько»)!

Если «В» покроет все карты, то потом игрок «Г» будет ходить под «Б»; если же «В» примет хоть одну карту, то наоборот, следующим ходом «Б» походит под игрока «Г».


Если Вы рассмотрите эти схемы на листочке бумаги - кстати, тренируя при этом Ваше воображение, пространственно-временное ориентирование, Вы увидите, что всё это очень просто и естественно, и сразу же понимается и запоминается для практической игры!

 Когда я учил этой игре в знакомых семьях - при этом всегда в игре участвовали как взрослые, так и дети - так вот, всегда даже дети прекрасно понимали, «схватывали» эту простую геометрию сразу же, прямо по ходу нашей первой партии! ( На листочке я не объяснял, а показывал всё прямо по ходу игры - это сейчас я вынужден искать, как объяснить эти моменты в письменном виде!).

Партия заканчивается, когда у обоих игроков какой-либо из команд кончаются карты на руках; эта команда и объявляется победителем.


***

Вот, пожалуй, и все отличительные особенности «Пятков двое на двое»! Остальные моменты правил игры совпадают. Как и в обычных Пятках, число карт, с которых ходят, не должно превышать числа карт, имеющихся на руках у того игрока, под которого ходят. Как и в простых Пятках, то есть в «Пятках - каждый за себя», покрытые карты - вместе с картами, которые кроют (бьют) - отправляются в отбой и уже не принимают дальнейшего  участия в игре. 

Как и в других командных играх, партнеры - члены одной команды - не имеют права показывать друг другу свои карты или задавать друг другу вопросы типа «Есть ли у тебя такая-то карта, такая-то масть?»

Таким образом, я постарался сохранить все замечательные качества, или свойства, русской народной игры в Пятки, переложив ее на вариант командной игры, когда участники могут, в дополнение ко всему, испытать также чудесный захватывающий дух командной игры, взаимовыручки, могут учиться согласованным действиям в команде!


PS

Добро пожаловать в мир доброй безобидной игры, объединяющей людей всех поколений!..

Пожалуйста, оставляйте ваши отзывы! Понятно ли изложены правила игр? Удалось ли разучить ту или иную игру по предложенному здесь описанию? С кем играли, в каком составе? Как всё получилось, интересно ли было играть, понравилось ли? -

Пишите, давайте обмениваться впечатлениями, ведь игра - это хороший повод для общения - для доброго приятного вежливого культурного равноправного общения людей!..

С наилучшими пожеланиями, автор СКИ - Семейных Карточных Игр, Игорь Катанугин (Сватин), Бежецк.



Картина: Чарльз Барбер - На сене


Рецензии