Демография, как движущая сила развития экономики

   От демографии в государстве зависит многое и самое главное — экономическая ситуация, которая затем отражается на социальном положении людей.

   Заметьте, какова демографическая ситуация в экономически развитых государствах и какова плотность экономически активного населения (ЭАН). Плотность экономически активного населения в большинстве из них, примерно, 100 человек на квадратный километр и выше, а это мощные трудовые ресурсы и в сочетании с наукой, это мощнейший интеллектуальный потенциал подъёма экономики. А если это всё усилить энтузиазмом и инициативой, то все поставленные вопросы можно решить в одну десятилетку, опыт у России уже имеется. А опыт — великое дело. Если плотность ЭАН во всём государстве ниже, то надо обратить внимание на локальную плотность ЭАН. Локальная плотность ЭАН — это плотность населения в отдельных местах, которые концентрируют предприятия, трудовые ресурсы, капитал и социальную сферу. В этих местах концентрируется до 95% ЭАН.

   Например, рассмотрим два региона Северо-Запада России: Псковской области и Новгородской области. В период СССР из этих областей население «вымывалось» в окружающие их регионы: Ленинградскую область и Ленинград, Эстонию, Латвию и соседние области РСФСР. Сегодня плотность населения в этих областях в пределах 10-13 человек на квадратный километр. И ни один губернатор новой России ничего даже не пытался сделать, чтобы как-то улучшить эту ситуацию,не понимая, к большому сожалению, что с существующей плотностью населения у приграничной области нет даже шансов повысить своё экономическое благополучие.

   Усугубляет эту ситуацию федеральный центр, который «стрижёт» эти области под общую гребёнку, вместо того, чтобы ввести в них индивидуальные экономические программы модернизации экономики, учитывая, что эти области, особенно Псковская, являются воротами в Евросоюз. Даже в Латвии плотность населения выше, чем в Псковской области в 4-5 раз. Это не даёт право говорить, что Латвии обеспечено экономическое развитие, но один параметр в разы выше, чем в Псковской области. И у Латвии нет потенциала для изменения ситуации, в то время как в Псковской области — вся Россия, надо только суметь создать механизмы улучшения ситуации, над которыми, как и раньше, не работают ни федеральные, ни местные структуры, коим это предписано.

   Поэтому сегодня не видно прогресса, а только просматривается стагнация, которая утомляет людей, ждущих хотя бы какого-то улучшения, обещанного много лет, многими партиями и лидерами, как местного, так и федерального разлива. И в воздухе повис миллионоголосый вечный вопрос:

    — Доколе?


Рецензии