Талыши
Талыши — народ на Южном Кавказе, имеющий иранское происхождение. Талыш — историко-географическая область у юго-западного побережья Каспийского моря, область компактного проживания талышей. Область получила своё название от этнонима населяющего её древнего народа талышей.
Талыши разделёны (как и Азербайджан) между двумя государствами: Азербайджаном (Мугань) и Ираном (остан Гилян, остан Ардебиль, по данным 1949 года в Иране проживало 84 700 талышей). По неофициальным данным самих талышей, в Азербайджане проживают 1,5-2,5 млн, в Иране — не меньше 1 миллиона.
К раннему Средневековью талыши были иранизированы. Талыши долго сохраняли свою независимость от арабов и исламизировались относительно поздно. Согласно переписи 1926 года в Азербайджанской ССР насчитывалось 77039 талышей.
Талышская идентичность в Азербайджане жестко подавлялась. Поэтому талыши не включались в какие-либо переписи в качестве отдельной этнической группы, но считались частью азербайджанских тюрок, хотя язык талышей принадлежит к индоевропейской языковой семье. Язык функционировал только на бытовом уровне. Даже в древние времена талыши выделялись своей высокой культурой среди соседних племен.
Талыши (как и армяне) носили высокие остроконечные шапки и широкие пояса. Остроумные талыши часто устраивают сатирические поэтические дуэли - мейхана. Импровизируя, поэты-мейханщики соревнуются друг с другом, сочиняя и исполняя на ходу, без предварительной подготовки, острые куплеты на злободневные темы. Это творчество близкое к частушкам, похожее на современный рэп.
Мейхана - это целая персидская культура полная сложных образов и тонких намеков. Название этого жанра «мейхана» происходит от персидских слов «mey» (вино) и «hane» (дом). Мейхана - один из самых распространенных фольклорных жанров талышей, который распространился и в азербайджанской культуре.
Антропологически талыши относятся к балкано-кавказской разновидности большой европеоидной расы. По своим антропологическим особенностям талыши относятся к арменоидному типу. Многие признаки сближают талышей с «арцахским вариантом».
Согласно заключению исследователей, талыши генетически более близки к финно-угорским народам, шведам, финнам, эстонцам и белорусам. Согласно этим же исследованиям, талыши наиболее близки к иранцам Шираза, а популяции азербайджанцев наиболее удалены от талышей.
Талышские селения, были расположены на всех важных торговых путях, во многих селениях талышей уже в глубокой древности существовали крупные базары. Вероятно, в 1970-ом году талышо-язычное население Азербайджана составляла около 110 тысяч человек. Большинство верующих талышей исповедуют ислам шиитского толка.
Часть талышей являются суннитами шафиитского мазхаба. К большому сожалению, идет процесс сужения ареала талышского языка. Талышский язык не имеет официального статуса ни в Иране, ни в Азербайджане. Имеется талышская национально-культурная автономия в Москве. "В Азербайджане определенная часть талышского национального меньшинства считает свои культурные и политические права ущемленными".
Многие государственные деятели и представители культуры в Азербайджане являются талышами. Бывший президент Ирана Махмуд Ахмадинежад является этническим талышом, а не иранцем. Многие не представляют этническую картину современного Азербайджана и думают, что это республика где проживают этнические «азербайджанцы».
Талыши подвергались фактической ассимиляции и считались вторым сортом в Азербайджане. А вместе с тем, этот народ имеют историю в несколько тысяч лет, в то время как сами азербайджанцы или кавказские тюрки – переселенцы из Средней Азии в позднее средневековье 9-10 вв.
В Иране нет никаких ограничений на использование и преподавание талышского языка. Там издается несколько журналов, ведутся радио- и телепередачи на талышском языке.
Считаю, что талышское национальное меньшинство имеет свои культурные и политические права, которые сильно ущемлены. Как рассказывала моя прабабушка, именно в населенных пунктах где жили талыши были большие базары и вокруг них потом организовались города.
Причиной ассимиляции талышей является то, что они вынуждены получать образование лишь на тюркском языке, который является в Азербайджане государственным. В 1938 году образование на талышском языке в Азербайджанской ССР было отменено, а интеллигенция - репрессирована.
Подавляющее большинство талышей в Азербайджане владеет русским языком, что определило появление талышской диаспоры в России.
Территории занимаемые талышами, прежде были более обширными: они начали сокращаться с XII века в результате постепенного засилья тюркского элемента.
По поводу происхождения талышей нет общепринятой научной теории. Талыши по происхождению связаны с племенем кадусиев. Кадусии были ираноязычным племенем.
Столицей Талышского ханства вначале была Астара, а позже Ленкорань.
Отсутствие сына в талышской семье считалось недопустимым, и женщина была обязана рожать детей до тех пор, пока на свет не появлялся мальчик. В противном случае муж мог взять в жены другую женщину.
О распространении талышей вне нынешней этнической территории в Азербайджане и Армении, например, свидетельствует наличие нескольких сёл с названием Талыш и названия явно талышского происхождения.
P.S. Есть версия, что именно талыши основали все старинные поселения вокруг Каспийского моря.
___
"Средние века в Азербайджане образовался причудливый этнический "коктейль" из этих самых азери, кавказских горцев, пришлых персов и ещё более пришлых тюрок, и именно тюркское начало, поддержанное саблей и стрелой, взяло верх над всеми остальными. Последним уголком, где уцелел язык азери, и стали Талышские горы, и когда тюркизированных жителей равнины стали называть азербайджанцами, горцы Эльбурса соответственно получили название талышей. С азербайджанцами они соотносятся примерно как таджики с узбеками - реликт прошлой ипостаси по сути того же народа."
Автор Субъективный путеводитель
Не понятно откуда такие сведения у знатока истории.
Кто так решил?
ТАЛЫШИ НЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ!
"Талышский правитель Мир-Мустафа в 1795 году первым из закавказских ханов обратился за протекторатом к России."
В 1809 году, в разгар русско-персидской войны, Талышское ханство вновь подтвердило русский протекторат.
___
Есть ли будущее у талышей Азербайджана
в условиях репрессий, гонений и ассимиляции?
Автор Арман Акопян
На днях в Азербайджане по обвинению в государственной измене был осужден молодой талышский историк и этнограф Игбал Абилов. Абилов значится в списке представителей талышской интеллигенции, которые оказались за решеткой в Азербайджане, либо были физически устранены только потому что осмелились изучать историю и наследие талышского народа.
После второй карабахской войны и этнических чисток армянского населения в Нагорном Карабахе, власти Азербайджана вплотную взялись за талышских активистов, которых они рассматривают «сепаратистами», термин, используемый властями этой страны для подавления любого этнического инакомыслия. Азербайджанская политика в отношении талышей и их активистов связана с историческими, политическими и идеологическими факторами, включая стремление к этнической гомогенизации и влияние пантюркистских идей. Нынешние гонения на талышей лишь продолжение исторического курса современного Азербайджана по построению моноэтнического государства. Рассмотрим ключевые аспекты талышского фактора в Азербайджане.
Начало и продолжение репрессий
В 1930-х годах власти Азербайджанской ССР начали политику азербайджанизации и тюркизации, закрывая школы на талышском языке, запрещая издания и репрессируя интеллигенцию. К примеру, в 1937 году Мирджафар Багиров, тогдашний глава республики, заявил: «Пора перейти от талышского языка к азербайджанскому. Все они азербайджанцы». Таким образом, коренному народу современного Азербайджана начали приписывать пришлое тюркское происхождение. Примечательно, что все это поощрялось и властями СССР. Так, в 1938 году Иосиф Сталин запретил талышские школы и газеты.
Цифры сами говорят за себя. В 1939 году в Азербайджане зарегистрировали 87,5 тыс. талышей, но к 1959 году их число сократилось до 85 человек. То есть, судя по официальным данным, у талышей не было естественного прироста, в то время как районы, где они проживают, всегда отличались высокой рождаемостью. Данный процесс был представлен «добровольной ассимиляцией», хотя на деле, этническую принадлежность стирали административными методами. Более того еще в далеких 30-х в Азербайджане происходили репрессии против талышей, в частности, были репрессированы такие ученые, как Зульфугар Ахмедзаде и Музаффар Насирли, создававшие учебники и изучавшие талышский язык. Их обвиняли в «контрреволюционной деятельности». До сих пор нет точных данных о количестве педагогов, репрессированных из талышских районов Азербайджанской ССР, однако известно, что к 1950 годам, свыше 2 тыс. талышей, занятых в сфере образования и культуры, были либо подвергнуты пыткам за свою профессиональную деятельность, либо репрессированы и далее убиты.
К примеру, Новрузали Мамедов (2008): Главред газеты «Толыши садо» получил 10 лет тюрьмы за «госизмену» из-за публикаций о талышской культуре. Умер в заключении при подозрительных обстоятельствах.
Фахраддин Аббасов (2018): Ученый, требовавший автономии, был арестован в России по запросу Баку. Его обвинили в «сепаратизме». Позже Аббасов также умер в бакинской тюрьме.
Десятки активистов талышского происхождения вынуждено были покинуть республику.
Власти Азербайджана, которые при каждом удобном случае заявляют о «толерантности и терпимости» в стране, на самом деле жестким образом подавляют любое проявление национального самосознания среди коренных народов страны. Несмотря на формальное право изучать родной язык, талышские школы сталкиваются с нехваткой учебников. Например, уроки талышского в районе Масаллы заменяли физкультурой. Издания на талышском языке, такие как «Толыши садо», подвергаются давлению. Власти блокируют регистрацию культурных центров и обвиняют активистов в «пропаганде сепаратизма».
Оценки численности талышского населения
в современном Азербайджане
Реальная численность талышей в Азербайджане остается предметом острых дискуссий из-за политики ассимиляции и фальсификации данных.
По переписи 2019 года в Азербайджане зарегистрировано 87,6 тыс. талышей. Однако эти цифры критикуются как заниженные. Например, в 2009 году перепись показала 112 тыс. талышей, но независимые эксперты называют цифры от 500 тыс. до 1,5 млн человек, ссылаясь на исторические данные и высокую рождаемость в талышских семьях.
Некоторые источники, включая ООН, указывают на 800 тыс. талышей в Азербайджане. Талышские активисты и зарубежные исследователи утверждают, что их численность достигает 1–1,5 млн, что составляет около 10–15% современного Азербайджана. Ученый Фахраддин Аббасов в своих работах утверждал, что талыши составляют почти 30% населения Баку и свыше половины населения города Сумгаита.
В советское время (1926 г.) талышей насчитывалось 77,3 тыс., но к 1989 году их число искусственно сократили до 21,2 тыс., что связано с политикой записи талышей как «азербайджанцев». Известно, что в советский период свыше 300 талышских населенных пунктов были переименованы. Ныне все названия талышских сел в этой республике приобрели тюркский оттенок что вписывается в государственную концепцию азербайджанизации и тюркизации страны.
Основные места расселения
Основными местами проживания талышей в Азербайджане являются юго-восточные районы:
Ленкоранский район: Крупнейший ареал, где в 2009 году проживало 51,1 тыс. талышей (официально), но реальная цифра оценивается в 150–200 тыс.
Астаринский район: 38,2 тыс. по переписи 2009 года, но местные активисты называют 100–120 тыс.
Масаллинский и Лерикский районы: Здесь талыши составляют значительную часть населения, хотя официальные данные занижены (например, в Лерике зафиксировано всего 2,2 тыс., тогда как исторически это талышский анклав) .
Талышский язык исключен из образования и СМИ, что ускоряет культурную ассимиляцию.
Любые требования культурной автономии трактуются как угроза территориальной целостности. Например, в 2016 году акции протеста талышей против дискриминации были подавлены спецназом, а активистов обвинили в связях с Ираном или Арменией.
Талышские организации в диаспоре (например, в России, Германии, Нидерландах) активно распространяют информацию о положении своего народа, включая участие в войнах. Они сотрудничают с международными структурами, такими как Европарламент, и армянскими диаспоральными группами, что вызывает опасения азербайджанских властей о возможной консолидации армян и талышей.
ЗАМЕЧАНИЕ Ион Жани от 27.06.2018:
"Кстати, авторы "поп произведения" "Ты кто такой, давай до свидания!" мейханисты и певцы братья Интигам и Эхтирам Рустамовы тоже талыши, и в связи с афишированием своей национальности имеют проблемы!"
ЗАМЕЧАНИЕ на «Талыши» (Михаил Струнников от 27.02.2019
Интересно: в чём видят причину родства талышей с народами Восточной Европы? Повлиял путь "из варяг в персы"? (Такой путь был, но для Руси важнее оказались контакты с греками.) Или, никому не в обиду, более поздние события: русско-персидские войны? Думаю, изначально талыши - потомки древних мидян, чей союз с Вавилоном привёл к созданию второго чуда света. Из них же, согласно традиции, был первый известный в истории самозванец, занявший ненадолго персидский трон. Но это - не та история, что сохранилась в народных преданиях до Нового времени. Это книжное. И о существовании талышей я впервые узнал из школьного атласа для седьмого класса. В самих же учебниках географии этот народ не упоминался.
___
Никогда талыши себя не считали азербайджанцами,
то есть тюрками.
Талышский народ достойн уважения за сохранение
своих традиций и национальной памяти.
ТАЛЫШИ прекрасный народ, отличаются от азербайджанцев. России не мешало бы помочь талышам приобрести свою хотя бы культурную независимость.
Свидетельство о публикации №218092901499
Михаил Струнников 27.02.2019 07:53 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за развернутый отзыв.
Григорий Аванесов 27.02.2019 08:10 Заявить о нарушении