Период, когда не рождались писатели

Если представить список русских писателей-классиков в виде схемы, определится интересная закономерность: писатели, которых можно, судя по школьной программе, назвать "классиками" не рождались в течение 30 лет (с 1830 г. по 1860 г.).
В эти годы, однако, родились многие известные писатели. Лесков Николай Семёнович (упоминается в учебниках литературы) родился 4 (16) февраля 1831 года в селе  Горохово Орловского уезда. Помяловский Николай Герасимович (автор повести «Мещанское счастье», «Очерков бурсы») родился 11 (23) апреля 1835 года в Санкт-Петербурге. Всеволод Владимирович Крестовский (поэт и прозаик, автор романа «Петербургские трущобы»)  родился  11 (23) февраля 1840 года в селе  Малая Березянка. Романс «Ночи безумные» Алексея Николаевича Апухтина, родившегося в 1840 (41) году в Болхове Орловской губернии является классическим образцом русского романса… Соловьёв Владимир Сергеевич (о нём вспоминают учителя в связи с рассказом о Серебряном веке и в связи с биографией Александра Блока) (философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик, стоял у истоков русского «духовного возрождения» XX века) родился в Москве  16 (28) января 1853 года.
Почему же в список "классических" авторов, произведения которых обязательны для изучения в школе, не входят перечисленные авторы?
Ответ.
В программу по русской литературе, составленную после революции 1917 года, включали писателей, творчество которых доказывало, что «при царе» «жилось плохо»,  «народ страдал».
В 1834 году графом Сергеем Семёновичем Уваровым была создана формула, легшая в основу русской идеи и ставшая идеологией русского государства, - православие, самодержавие, народность.
Идеология в России всегда влияла на развитие языка и общества.
Деятельность С.С. Уварова была направлена на воспитание патриотического духа  у гимназистов и студентов.
Уваров стремился усилить правительственный контроль над университетами и гимназиями.
Вместе с тем при Уварове было положено начало реальному образованию в России и восстановлена практика командирования учёных за границу.
Получается, что дети, воспитанные в то время, если становились писателями, то не ставили перед собой задачи ОПОРОЧИТЬ страну, в которой жили. Грустные и страшные, политически острые, сатирические произведения могли писать и они, но иначе настолько, что не пришлись по вкусу составителям школьных списков обязательной литературы.
В данном случае "Левша" - редкое исключение, но даётся это произведение для прочтения детям такого возраста, в котором смысл написанного Лесковым ускользает от сознания и воспринимается как своеобразная сказка, наполненная непонятными словами. Самый простой способ толкования этого произведения - попытка вызвать гордость за то, что "простой русский человек" смог создать нечто невероятно сложное, чего другие не могли. Дети выходят из школы с этой информацией в памяти, а потом ехидные злопыхатели издеваются над их нежным детским воспоминанием, говоря, что подковать блоху - дело сложное, но бессмысленное, разрушая миф о Левше как о великом русском человеке. И все забывают другую часть произведения, в которой Левша героически пытается донести до правительства информацию о том, как нельзя чистить ружья, и о том, как система сама себе навредила, проявив пренебрежение к несчастному мастеру.
В программу не включали также и писателей, родившихся в другие годы: ни Чарскую, ни Шмелёва, ни Одоевского...
(Зато я знаю школьный учебник, полный страданиями животных в исполнении Гарина-Михайловского, Куприна, Чехова, Троепольского и прочих. Но это уже о другом...)
Так и получилось, что писатели-классики "не рождались" в России с 1830 по 1860 год. Целых 30 лет.


Рецензии