Как мы работали по крестьянским мельницам

 После ухода из Почтового округа подружился я со своим товарищем Галкиным Фёдором. Его отец да и сам он работали по крестьянским мельницам,так как его отец очень хорошо понимал устройство этих мельниц, особенно на жерновах.

 Та вот он мне и предложил поработать с ними по устройству мельниц. Подумал я и решил, что это дело хорошее, потому что это  мельничное устройство мне очень хорошо привилось ещё с детства. И я согласился с ними поработать по строителству мельниц.
 
И вот мы вместе с Галкиным стали построить две крестьянские мельницы по Тереку на Осетинской слободке. Одна мельница строилась братьями Джебиловыми, а другая была повыше,–её строил Михаил Дзанагов с братом. И такие мельницы устраивались частного характера, на них особых затрат не было.Строили на берегу Терека деревянный корпус, а внутри корпуса делали немудрёные механизмы.

Устанавливался пот, для установки жернова на один или два постава, на этом поду, или возвышенности от пола, устанавливалась механика нарезных косых дорожек по камню. Один устанавливался прямо на поду, а другой поверх его и накрывался круглой обичайкой, а поверх этой обичайки устанавливался ковш для початки или пшеницы.

А внизу под этим жерновом устанавливались водяные меха, призма из четырёхгранного деревянного вала. Проходит этот вал изнутри корпуса и наружу. Внутри вала над камнем устанавливалось деревянное колесо с зубчатыми косяками, или же чугунные литые на деревянных кулачах. Или же кулаками эти зубчатые косяки вращали шестерню с валом. Вал с шестернёй стоял горизонтально над колесом и вращал жернов. А на наружный конец деревянного вала устанавливалось деревянное наливное колесо. И эта водяная наливное колесо вращало все внутренние механизмы. И такие мельницы производили крестьянский размол, но помимо размола вырабатывали и сеяную муку.

 К течки пристраивалась немудрёная сеянка и эта сеянка отгоняла отруби и получалась сеяная мука. И такие мельницы, особенно в эти годы начиная с 1918 и по1926 годов, играли большую роль для населения, большие мельницы были в основном разрушены во время революции и некому и некогда их было восстанавливать. А взамен тех мельниц больших делались на скорую руку маленькие вертушечки частного характера, и кто имел в те годы такие мельницы, они жили припеваючи, деньги сами шли в их карман.

Когда мы сделали эти мельницы на Осетинской слободке, то я уже мог сам самостоятельно делать такие мельницы. И после этого мои дела более улучшились, но и при-том мне это мельничное дело с детства было хорошо знакомо.

И в 1924 году я уже сам самостоятельно брался за крестьянские мельницы. В селении Базоркино я с товарищами делали ремонт мельницы с установкой крестьянской сеянки, а по окончании работ на этой мельнице мы взялись втроём сделать новую мельницу на два постава в селении Долаково, недалеко от Беслана. И мы взялись за хорошую цену, половину натурой, а половину деньгами.

 А ингуши вообще на это дело с деньгами не считались, потому, что у них всё было в то время, в городе этого не было, и вообще в городе в то время было трудновато на счёт питания, да и притом была карточная система: хлеб и продукты выдавались по карточкам, а особенно с сахаром было трудновато.

В Ингушетии было всё, они жили без карточек, на них ничего не повлияло. Никакие революции. Они жили вольготно и чувствовали себя как помещики  И их как-то власть особенно не притесняла, им какая-то была выгодная льгота, они чувствовали себя лучше быть некуда при Советской власти. И жили на широкую ногу, у них был самый главный продукт – пшеница, кукуруза и скотины было много, рогатого скота и баранов было много, а о птицах и говорить не приходится. У каждого хозяина было по несколько десятков кур, гусей, индюков и так далее. Они жили не тужили и имели у себя даже городских батраков.

Эти батраки работали в степи, а также по дворовому участку и почти каждый хозяин имел при доме большой приусадебный участок, и на этом участке был хороший фруктовый сад груши, яблоки, а некоторые имели даже своих пчёл.

 Но уход за пчёлами они толком не знали – как нужно с ними обращаться. А поэтому у них много семей гибли. Но особенно, что хочется отметить, что в то время кто имел такие крестьянские мельницы, жили очень богато. В большинстве, где мне приходилось работать не один хозяин был на этой мельнице, а обязательно в компании – два или три хозяина. И вообще эти ингуши жили как-то очень дружно между собой и очень любили свой народ, и строго соблюдали своё религиозное убеждение в святой(Коран), писание Алана и Магомета.

фото из интернета


Рецензии