Билет на двоих...

*******
  ***

                Я возвращалась домой с отдыха. В аэропорту билета на самолёт не оказалось. Тогда я поймала такси и рванула на железнодорожный вокзал.

«Вот и хорошо! На поезде даже лучше, пусть и долго ехать – чуть больше суток. Зато буду счастлива слушать размеренное постукивание колёс и рассматривать то разнообразные, то однотипные, убаюкивающие картины, простирающие за окном поезда, - успокаивала сама себя, подъезжая к вокзалу.

                В кассе купила билет на поезд. Всегда брала купе, но, так совпало, что только остались места на плацкарт. Я обрадовалась и этому, потому как летом с билетами напряжёнка, вся страна в дороге, сначала едут в одну сторону - на отдых, потом в противоположную - домой.

                На перроне, в ожидании поезда, стояла огромная толпа народу. Также здесь оказалось много торговцев, предлагающих рыбу, пиво, пирожки, петрушку, картошку, яйца, мороженное и многое другое. Ещё я обратила внимание на многочисленных цыганок, выделявшихся среди окружающих меня пассажиров, своим несколько экзотическим видом. Они в цветастых блузках и длинных юбках, в разноцветных платках по одиночке и группами по два-четыре человека, целеустремленно перемещались среди пассажиров, исподлобья бросая короткие оценивающие взгляды на отъезжающих. Вот проходившая мимо цыганка спросила сигарету у стоявшего рядом со мной молодого человека. Он что-то неприветливо буркнул в ответ, не глядя на неё, и та пошла своей дорогой.

                Ожидалась подача двух поездов к обеим сторонам платформы, которые должны были отправится практически одновременно, поэтому людей скопилось довольно много. Некоторую нервозность в общую неразбериху добавляло и то, что пассажиры не знали, где именно остановится их вагон, т.е. в каком месте платформы его следует ожидать, поэтому периодически переходили с места на место, перетаскивая сумки, чемоданы, различные тюки – подъёмные и не очень.

                Из всей этой толпы моё внимание привлекла пожилая женщина, иссохшая, горбатенькая от возраста, левая рука которой была в гипсе, а правой рукой она с трудом перетаскивала свою ношу с места на место. В груди моей защемило. Я подошла к ней, заговорила. Что-то знакомое мне было в ней. Глаза. Да, да, глаза! Где-то я раньше видела эти глаза! Они не давали мне покоя. Оказалось, что нам ехать на одном поезде и даже в одном вагоне.

                Когда подали состав, я решила помочь старушке и забрала её багаж. Я несла её ношу, а она еле-еле поспевала за мной. Вошли в вагон, вот добрались до места. Усадила её согласно купленному билету. Сама решила посмотреть на свой билет, чтобы найти своё законное  место и, наконец-то присесть и отдохнуть. На  моё удивление, у нас был билет на одно и то же место. Один билет на двоих!

                По коридору начала своё движение проводница, отмечая проездные документы и принимая плату за постельное бельё. Она была среднего роста, со стройной для своих 40 лет фигурой, синяя жилетка подчеркивала её талию и округлости её пышной груди. Белая блузка, под воздействием объектов созерцания многих мужчин, расходилась между пуговиц, и сквозь видимую прореху можно было видеть пышность её прелестей.

                Когда подошла к нам, я предъявила ей оба билета, стала объяснять  проблему. Конечно, проводница понимала, что бежать в кассу не было смысла, поезд вот-вот тронется, по-любому не успеть. И она, будто разрешая эту ситуацию,  лишь смогла буркнуть мне: «Ладно, вы там как-нибудь….по очереди….».

                Вот так, мы всю дорогу вдвоём чуть более суток, …. «по очереди»…., проговорили до самой нашей станции назначения. Старушка оказалась приятной и откровенной женщиной. Ей было чуть больше за восемьдесят. Она возвращалась домой. Чувствуя, что её жизненный путь подходит к своему «логическому завершению», решила совершить «прощальное турне» на свою малую родину к родне.

На мой воспрос: «А что с рукой-то?...».

«Да, так это старшОй мой сын…,- она махнула своей здоровой рукой, глаза увлажнились, лицо покрылось грустью …

 
*******
  ***

               Фания и Фаяз прожили вместе почти полвека. На их долю выпала тяжесть довоенных, военных, послевоенных лет. Может трудности того времени закалили их, они дорожили всем, что у них есть, крепко держались друг за друга. Поженились, когда проживали ещё в деревне, где родились, где выросли, познали чувство первой дружбы, чувство первой любви. Когда в соседней республике геологи найдут нефть, когда вся страна потянется «на освоение татарстанской нефти», не останутся в стороне и Фания с Фаязом. Работать будут на стройке, строить многоэтажные жилые дома нефтяникам. Он - монтажником, она – каменщиком. Дома в старой части города из так называемого «чупаевского камня» воздвигнуты «золотыми» руками Фании. Их добросовестный труд будет вознаграждён трехкомнатной квартирой.
 
                В 1954 году родится первенец Фарит, через четыре года второй сын Газинур. Родителями были созданы все условия для нормального их развития. Учиться они будут посредственно. Старший, окончив десятилетку, выучится на водителя. Женится, родится дочь. Счастливая семейная жизнь Фарита омрачит авария, в которой одинокая женщина-мать станет инвалидом. Виновником признают Фарита, потому как, когда  вёз рабочую вахту после ночной смены, он уснёт за рулём. Такое заключение вынесет следственная комиссия. Последует суд и срок. За это время он потеряет семью: жена подаст на развод и с ребёнком уходит к своим. После освобождения Фарит будет  пытаться устраивать свою личную жизнь и неоднократно, но нигде его подолгу не будут жаловать. Работал с ленцой. Когда начнётся перестройка, первым попадёт под сокращение. Будет довольствоваться разовыми заработками, а в их отсутствие - «выбивать» деньги у родителей. Фарит не был пьяницей, наоборот, любил дорогие напитки, дорогие сигареты, шикарно одеваться, любил красивую жизнь, любил женщин, любил всё кроме работы.

              Младший Газинур будет работать в строительно-монтажном управлении машинистом трубоукладчика. Женится. От этого союза родится дочь. Семейная жизнь продлится  четыре года. Жена любила погулять, выпадать из жизни мужа и дочери по нескольку дней. Ревнивый муж частенько устраивал разборки кулаками, дело доходило до  мордобойства. Дрались на равных, что муж, что жена. Полиция, протокол, перемирие, и так по новому кругу. Пока не наворотил серьёзных дел, не получил срок, не ручаясь за себя, Газинур решится на развод.

               Первым уйдёт на небеса глава семейства Фаяз. По характеру он был спокойным, немногословным, все свои переживания носил в своём добром, но больном сердце. Он уйдет тихо:  просто ляжет на диван отдохнуть, заснёт, и не проснётся. Младший  сын Газинур покинет этот бренный мир вслед за отцом. Причиной станут головные боли. Взрывной импульсивный Газинур не мог оставаться равнодушным, когда старший брат прикладывал свою руку то к отцу, то к матери, кулаками выбивая их пенсию на свои потребности. Между ними завязывались разборки, которые заканчивались драками. Как-то Фарит приходит к братишке за деньгами. Тот окажется дома один. Этот визит закончится очередной дракой. Газинура обнаружит лежащего на полу с разбитой головой Фания. К врачам не будут обращаться в надежде на выздоровление народными средствами, и прежде всего хотели оградить Фарита от тюрьмы. Раны-то в конце концов заживут, а вот головные боли усилятся с каждым днём. Обратятся  в поликлинику, но будет поздно: врачи сделают всё, а спасти его не смогут. Так Фания похоронит своего любимого сына. Останется без защитника. Безнаказанность порождает вседозволенность: Фарит, отнимая у матери кошелёк с пенсией, неосторожно толкнет её, а она падая сломает руку…




*******
  ***

                Ночь прошла как мгновенье. Колеса ритмично стучали на стыках рельс и столица с её нескончаемой суетой уносилась вдаль. Две женщины продолжали свой размеренный разговор.

-  Фания апа, а что младший так больше и не встретил никого, не женился, не устроил свою жизнь?

- Встретил. Она была хорошей женщиной, но не нашей веры: мы – мусульмане, она – христианка. Бывшая жена стала запрещать нам видеться с внучкой, поставила свои условия: либо эта женщина, либо дочь. Мы с супругом прожили долгую жизнь, нелегкую, по-своему счастливую. Я была за сохранение семьи, не поддержала его новый выбор. Поздно осознала свою вину. Мне сейчас кажется, что у них всё сложилось бы. Надеюсь, что она когда-нибудь простит меня и моего сына, она ведь сама мать….

- Конечно, простила…Как же иначе…

                Мы не заметили, как  подъехали к своей станции. Быстро собрали свои вещи и покинули вагон. Поблизости таксисты уже ожидали новых пассажиров. Я усадила Фанию апу в такси, простилась, потом долго-долго смотрела вслед отъезжающей машине, пока она совсем не скрылась за горизонтом.

  В голове крутились разные мысли:

- Не узнала… Может и к лучшему….Не зря говорят, что земля круглая. «Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся».Сколько лет прошло, в одном городе не встретились, а встретились за тридевять земель в одном вагоне на одном месте. Расскажешь людям, не поверят. Как всё складывается в жизни. Пути Господни неисповедимы! У каждого своя дорога, у каждого своя судьба. Никто, кроме Господа Бога не знает твоей судьбы!




Примечание:
«Один билет на двоих» - история из реальной жизни,
не имеющая отношение к автору.


Рецензии