3. Самостоятельность

В 6 утра звучал гимн СССР, просыпалась вся огромная страна и мы вместе с ней:
–  Здравствуйте, товарищи! Начинаем «Утреннюю гимнастику».
Немного погодя звучали позывные «Пионерской Зорьки»:
- Здравствуйте, ребята! Слушайте «Пионерскую Зорьку»!
День набирал обороты.

… Пока я жила дома, по утрам меня будили то мама, а  я в ответ:
 -Ну, ещё немного…
То бабушка ( А я: «Ну, сейчас») .
То папа: «Подъём! Хватит валяться!»

Теперь меня будить не надо было, вставала сама в нужное время, сразу осознав, что жизнь перешла на новый виток. Радио служило прекрасным ориентиром во времени. Единственное, с чем у меня не получалось самостоятельно быстро справиться – это длинные косы, которые надо было красиво заплести и уложить. С этим мне охотно помогали тётя Тамара и бабушка Дуся, чувствовалось, что им это даже в радость -  у их Гены-то никаких кос не могло быть! И всё же, спустя год, с косами я рассталась, со стрижкой хлопот стало меньше.

Умывшись, позавтракав и взяв с вечера приготовленный портфель, я отправлялась в школу. Путь до неё не долог, с мамой мы прорепетировали его несколько раз накануне учебного года.
 
Шла по улице Мира, вдоль оживлённой трассы. В те годы ещё не было объездной дороги вокруг Мценска, и весь транспорт с юга в столицу шёл по этой улице.
Переходила через проезжую часть на пересечении улицы Мира с улицей Гагарина.
Дальше шла мимо сквера с клумбой и скамеечками (сейчас здесь административный центр -  здание городской администрации и памятник Ленину).  А ещё раньше, задолго до моего рождения, на этом месте располагалась Церковь Успения Пресвятой Богородицы, народные названия - Пятницкая или Успенская церковь. Её постигла незавидная участь. Построена была в 1799 году, в 30-е годы закрыта, во время войны сильно повреждена, а конце 50-ых взорвана… Но об этом я совсем ничего не знала в годы моего школьного детства. А на скамеечках возле клумбы любили посидеть с подружками после школы…

Дальше путь мой в школу лежал мимо торца дома, где на первом этаже размещался 30-й гастроном, мимо дома, в котором находилась стоматологическая поликлиника, и упирался в улицу Тургенева. Слева оставался сквер с памятником Тургеневу. (С 1975 года на этом месте сквер танкистов-первогвардейцев.) Переходила через дорогу и попадала на территорию школы.

Школа №4 была в те годы самой новой в городе и представляла собой типовое четырёхэтажное здание в виде буковки "П". Конечно, после сельской начальной школы, размещавшейся в просторном деревянном доме, она мне казалась огромной, но не пугала. Всё было интересно.

Учёба давалась без особого труда, знания за начальную школу оказались на высоте. Учителя не раз ставили меня в пример новым одноклассникам, да так, что становилось неловко от похвал:
- Вот как надо учиться! – а ученица с удивлением оглядывалась по сторонам, не понимая, за что похвалили.

В классе было 48 человек. Через пару лет, когда в городе построят ещё одну школу, количество одноклассников уменьшится до 30 человек.  А пока – пять параллельных классов с числом учеников, приближающимся к полусотне. Через некоторое время всех узнаю, появятся подружки. Но в первый день всё было ново и не знакомо. Даже умудрилась заблудиться. Дело было так.  После первого урока все высыпали в коридор, на следующий урок предстояло перейти в кабинет математики. Коридор заполнили дети из разных классов, и где там мои одноклассники – не понять, ещё никого не успела запомнить, где кабинет математики - тоже новой ученице было не ведомо.
 
Прозвучал звонок на урок, коридоры быстро опустели.  Осталась я одна. И решила вернуться домой, раз такое дело. Никто в школе меня не остановил, да и не повстречался никто в коридорах.
Дома была тётя Тамара. Представляю, как она удивилась, увидев меня! Но быстренько собралась и пошла со мной в школу. Она нашла этот кабинет, который не нашла я, постучала, вышла учительница:

- Здравствуйте! Это Ваша новая ученица. Она первый день в этой школе, заблудилась, пустите её на урок.

Учительница удивлённо взглянула на меня:

- Проходи.

Адаптация к новому детскому коллективу прошла гладко, мирно, спокойно. Возможно, этому способствовало то обстоятельство, что для моих новых одноклассников тоже начинался новый этап – новые учителя-предметники, кабинетная система. После спокойной жизни в начальных классах, где одна учительница, переход в основную школу - маленькое испытание для взрослеющих учеников. Вскоре я уже знала все уголки своей новой школы.

В самом конце учебного года, 19 мая, отмечался день рождения пионерской организации. Занятия в школе отменили, состоялись какие-то торжественные мероприятия, а главное, что запомнилось – нам дали на аттракционы в городском парке бесплатные билеты.  Мы их быстро потратили, потом захотелось продолжить веселье. Нашли сломанные карусели и, отталкиваясь ногами, крутили сами себя.

В какой-то момент я оттолкнулась не совсем удачно. Нога застряла и вывернулась в районе голеностопного сустава. Было очень больно, на ногу наступить не могла.  Но, опираясь на какую-то палку, найденную здесь же в парке, в сопровождении одноклассников, кое-как допрыгала до дома. Расстояние небольшое – метров триста, но нужно было быстренько перескочить через проезжую часть улицы Мира. Так как быстренько у меня не получалось, пришлось долго ждать, пока поток машин иссякнет и образуется небольшое «окно».

Потом вызвали врача. Ногу осмотрели, установили, что перелома нет, связки и сухожилья не порваны,  но есть сильное растяжение связок. Рекомендовали тугие перевязки и покой ноге.

 Приехала мама. Конечно, сильно переживала за  меня, вместе с ней прошлись по направлению к школе, чтобы понять, смогу ли я ходить в школу. Встретилась какая-то знакомая мамы, удивлённо спросила:  «Что это вы обе хромаете?» А это моя милая мама, сама того не замечая, интуитивно, стараясь облегчить участь дочери, словно пытаясь взять часть моей боли себе, прихрамывала в такт моей раненой походке.
 
До конца учебного года оставалась ещё неделя, я её благополучно допрыгала. Так закончился мой первый год учёбы в городской школе. И побежали школьные годы накатанной дорожкой из класса в класс. Потихоньку привыкала к жизни вдали от родного дома и родителей, хотя поначалу очень сильно скучала. В семье тёти Тамары мы жили дружно, в тесноте, но не в обиде.  И оглядываясь назад с высоты прожитых лет, а высота уже такая, что самой не верится, могу сказать, что это были счастливые годы.

http://www.proza.ru/2018/10/02/1120


Рецензии
У меня было не совсем так. Я первые три года ходил пешком из деревни Слобода в Дагдскую школу, это 3,5 км в одну сторону, взять с собой было нечего из еды, приходилось усмирять чувство голода, школьный буфет появился, когда мы уже жили в Дагде... Школьные годы вспоминаю с удовольствием, учителя наши были на высоте, учился легко, если бы было больше желания, мог бы стать и отличником, но оценки меня мало волновали, был хорошистом и ладно! Р.Р.

Роман Рассветов   22.04.2021 15:48     Заявить о нарушении
Помню свой школьный буфет. На переменах устремлялись туда за пирожками и пирожными. В 70-е годы чувство голода нам было не ведомо. Некоторым детям из класса давали бесплатные талоны на молоко, в буфете они могли на них взять что-то другое, вместо молока, на эту же сумму. Конечно, выбирали сладости. А молоко тогда было настоящее, не то, что сейчас.
Спасибо, что читаете и делитесь своими воспоминаниями!

Вера Полуляк   23.04.2021 10:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.