Раскулачивание. Цикл Люди и события

     В начале 30-х годов ХХ века в селе Гороховке, как и во всей стране, осуществлялась коллективизация. Крестьяне села были разделены на кулаков, середняков и бедняков. К кулакам относились зажиточные крестьяне, у которых было исправное хозяйство с наделом земли и тягловым скотом. Они резко выделялись среди других односельчан своим благосостоянием и получаемыми доходами. К середнякам относились крестьяне, у которых было своё хозяйство, но они в нём едва сводили концы с концами, и постоянно испытывали  нужду. Таких крестьян в селе было подавляющее большинство. К беднякам относились те крестьяне, у которых в хозяйстве всё вечно не ладилось, они постоянно жили впроголодь, и вынуждены были идти в батраки к зажиточным крестьянам (к кулакам). Таких крестьян в селе было тоже много. Такое расслоение среди крестьян села, сильно тормозило проведение коллективизации. Если бедное крестьянство охотно шло в колхозы, а среднее крестьянство ещё колебалось, но под определённым нажимом со стороны государства, тоже шло в организуемые колхозы, то кулаки открыто выступали против коллективизации, идти в колхозы не желали, и числились крестьянами-единоличниками.
     Государство было вынуждено объявить борьбу с кулаками по всей стране. Кулаки были объявлены врагами народа и подлежали уничтожению как класс. Эта государственная компания получила название - раскулачивание. В каждом регионе страны раскулачивание проходило по-своему. При этом не обходилось без принуждений, перегибов и репрессий. Всё это было свойственно и Гороховке. По данным местного краеведа Д. Ф. Шеншина, в Верхнемамонском районе, Воронежской области, в период раскулачивания было репрессировано 1278 человек, из них расстреляно 146. А в общей сложности пострадало при раскулачивании более 4000 человек – каждый десятый житель района.
     При раскулачивании часто сводились личные счёты и припоминались прошлые обиды. Под раскулачивание попадали не только кулаки, но и середняки. Кулацкие семьи лишались всего своего имущества, и выселялись навсегда из родных мест в Сибирь, в Среднюю Азию, в другие отдалённые места страны. В селе об их судьбе ничего не было известно, память о них забывалась.
     Моя бабушка Маша много рассказывала мне о её знакомых и родственниках, живших в селе, и раскулаченных в тот период. Особенно запомнился мне её рассказ о раскулачивании и высылке из Гороховки семьи Никонова Филата Ивановича, 1891 года рождения. Женой Филата Ивановича была родная сестра моей бабушки Марина Евдокимовна. В 1930 году Никонов Филат Иванович был раскулачен, как крестьянин-единоличник и решением тройки Россошанского ОГПУ вместе с женой выслан на поселение. Тем же решением была выслана на поселение, как дочь кулака, и Никонова Серафима Филатовна, 1923 года рождения. Не знаю, откуда у бабушки Маши были такие сведения, но она точно указывала новое место проживания этой семьи – город Караганда, в Казахстане. Много хороших и тёплых слов сообщала она мне о Филате Ивановиче и Марине Евдокимовне. Потому и запомнил я всё это на всю жизнь.
     В 50-х годах ХХ века, в период так называемой «хрущёвской оттепели», эта история получила неожиданное продолжение. Я тогда учился в Новочеркасском Инженерно-Мелиоративном институте (НИМИ). Жил в студенческом общежитии, располагавшемся в старинном трёхэтажном купеческом особняке в центре города, на улице Комитетской-100. Однажды утром в нашу комнату с проходной позвонила вахтёрша, и сообщила, что ко мне приехали родители, которые находятся сейчас на нижнем этаже, и ожидают встречи со мной. Я, естественно, был в недоразумении. Какие родители? Отец у меня погиб на войне, а мать жила в селе, работала в колхозе, и с трудом сводила концы с концами в своей нелёгкой жизни.
     Спустившись на первый этаж, я увидел там мужчину и женщину. Мужчина был высокого роста, с белой седой шевелюрой на голове, аккуратно одетый, подтянутый, солидно выглядевший. Под стать ему была и женщина – дородная, не смотря на свой уже преклонный возраст, ещё совсем не утратившая своей красоты. Я этих людей никогда не видел, и застыл ошеломлённый. Разрядка наступила, когда мужчина подошёл ко мне и представился:
     -Я Никонов Филат Иванович, а это моя супруга Марина Евдокимовна. Мы были в Гороховке и встречались с родственниками, от которых узнали о твоей учёбе в Новочеркасске. Сейчас мы едем в поезде на Кубань, чтобы навестить там сестру Марины Евдокимовны Елену Евдокимовну. В Новочеркасске мы оформили небольшую остановку, чтобы повидаться с тобой.
     В моей памяти в один миг всплыли все далёкие рассказы бабушки Маши о раскулачивании. И хотя я никогда раньше не встречался с Никоновыми, я сразу почувствовал к ним симпатию и родственные чувства. Наша встреча продолжалась недолго. Филат Иванович сообщил мне некоторые сведения из своей последней жизни. Они действительно многие годы жили в Караганде, теперь реабилитированы, и могут свободно передвигаться по всей стране. Я хотел одеться и проводить их на железнодорожный вокзал, но мои новоявленные родственники отговорили меня от этой затеи.
     На этом встреча с Никоновыми была закончена. Они так же, как внезапно появились в студенческом общежитии, так же быстро, общежитие покинули. Я возвратился в свою комнату, и долго размышлял о случившейся встрече. Никак не мог понять причину внезапного прихода гостей, короткую с ними встречу, и поспешный их уход. Для меня во всем этом  много было странного и необъяснимого. Возникшие вопросы остались без ответа. Без ответа они остаются и до настоящего времени.
В последующей своей жизни я с семьёй Никоновых никогда больше не встречался, и об их дальнейшей судьбе ничего не знаю. Однако эту короткую встречу навсегда запомнил, и часто размышляю о ней, стараясь понять истинные причины этих далёких событий.


Рецензии