Весёлый ремонт

               
Главным героем этого замечательной истории, а впоследствии и рассказчиком этого случая стал мой товарищ Игорь Ишутин, он же мой соратник по институту. Правда, из-за своей бесшабашности и лени он не изъявил желания оканчивать его, просто взял и бросил. Обидно за него, очень способный, наверное, самый способный среди нас, весёлый, умный и свой, очень компанейский парень. Однако, как в таких случаях говорят, лень была сильнее его и, в конце концов, победила. Проучился четыре курса и решил, что это ему совершенно ни к чему, он и так проживёт хорошо. Как диван может завалить любого мужика, так и лень является существом трудно победимым обычной человеческой силой воли. Захотелось ему лёгких заработков, как он считал, есть и возможности, и способности, а лёгкие деньги в конечном итоге так к нему и не пришли, где-то застряли в пути. Ни возможности, ни заработки. Лёгкие. Тут уж ничего не поделаешь, видно судьба такая.

Всех участников этих событий я знал хорошо, поэтому достоверность всех действий и их характерные особенности характера и поведения, я могу подтвердить со всей ответственностью.

Предыстория описываемого события такова.

В цехе, где он работал слесарем, стояло несколько автоматических линий импортного производства, а как в то время относились у нас к импортному  оборудованию, вы прекрасно знаете. Но это только поначалу. Потом в полноправную власть входил Его Величество План. Который, почему-то, постоянно  увеличивался и увеличивался, согласно директив партии и правительства.

 Однако, у  каждого станка, хотя он и сделан из крепкого  металла, есть свой, хотя и большой ресурс и возможности, как и у всего живого и особенно неживого, и он совсем не беспредельный. Поэтому при установке линии немцы (линия немецкой фирмы «Burr») установили норму выработки для нормальной работы линии. Оставшиеся время после выработки  нормы было оставлено для  обязательной профилактики оборудования после каждой рабочей смены.

 У немцев обучались и операторы-наладчики станков (их называли за большую величину машинами), которые стали настоящими профессионалами, изучили под руководством немецких наставников практически досконально свои машины. Мелкую поломку они устраняли сами, ни к кому не обращаясь, и только в случае  серьёзных поломок, обращались в ремонтные службы. И ходили они в  чистых халатах, словно какие-то научные сотрудники, любо-дорого посмотреть, с белой завистью. А слесаря к ним «на огонёк» заглядывали разве что поболтать…

 Но выработка, по мнению нашей партии и нашего правительства, непременно и постоянно должна возрастать, но скажите за счёт чего можно это сделать на автоматической линии, работающей в оптимальном по всем показателям режиме? И начали гонять станки круглосуточно, а они, «как ни странно»,  взяли и начали выходить из строя, проще говоря, ломаться. И, если поначалу это было редкостью, то спустя немного времени это стало происходить всё чаще и чаще.

Автоматические линии состояли из последовательного ряда машин (так называли металлорежущие станки, где-то за величину, а больше за дословный перевод с немецкого) и транспортёров, передающих детали от машине к машине. Транспортёры связывали машины в непрерывную автоматическую технологическую линию. При какой-либо поломке оператор-наладчик машины сообщал мастеру, а тот уже шёл в соответствующую службу, механика или энергетика, и вызывал ремонтника, слесаря или электрика. Вроде бы всё ясно, обычная процедура, но есть одна небольшая заковырочка, которая подстерегала вследствие этих изменений производство.

В итоге этой гонки за высокую производительность профессионалы-наладчики естественно ушли, им жалко было машины из-за такого отношения к ним. Но свято место пустым не бывает. И на их место пришли «люди с улицы», которым, грубо говоря, показали кнопки и сказали: «Давай!», - и они начали давать. Повышенный государственный план. При круглосуточной загрузке машин и других механизмов.

Поначалу машины работали на «коммунистическом энтузиазме», который вскоре, естественно, иссяк: станки начали ломаться, и автоматическая линия всё больше и больше простаивать, быстрее, чем её ремонтировали. Но не иссякал энтузиазм руководителей, например, таких, каким являлся старший мастер Пирогов, редкостная  сволочь, как человек, надо сказать. Высокий, статный (так и хочется сказать: «Полный сил идиот»), с хорошо поставленным командным голосом для высокопарных речей и для отдачи приказов подчинённым. И, вдобавок,  упивающийся самим процессом руководства и своими достоинствами в этом процессе, а особенно властью.

Вот он однажды по «уважительной» причине поломки и пришёл за вызовом слесаря. Им в тот момент, несчастливый для мастера (старшего), как раз и оказался Игорь.

- Давай быстрее, линия стоит! – Командным приказным голосом, не терпящим возражений, кричал старший мастер, как бы давая понять, что, если он (слесарь) не поторопится, то его «сотрут в порошок», придавая этому эпизоду наибольшую значимость своими словами, и, тем самым, поторапливая к скорейшим действиям не сильно торопящегося бежать на линию ремонтировать Игоря.

У нас любят всегда людей «уничтожать» высокопарностью слов, якобы высокой идеей, которая за этими словами стоит. Но, зная склочный характер Пирогова, Игорь не спешил, а наоборот, как только мог, затягивал время поиском «нужных» инструментов, тем самым как можно сильней вывести скандального мастера из равновесия.

Где и что сломалось мастер, естественно, не знает (не обязательно, у него другие задачи, более глобальные) и никто на линии не разбирался (а кому: «людям с улицы», которые кроме нажатия кнопок ничего не знают и не хотят знать или мастерам, которые только и могут поторапливать): «не работает где-то там!» Главное, что линия не работает, и быстрей надо сделать, то бишь отремонтировать. Что-то, где-то, тама! И как можно быстрей.

 Подойдя к машине, Игорь заметил, что из отсекателя (поворотного ограничителя движения деталей) на транспортёре вылезла шпилька, что и являлось «громкой» причиной поломки целой линии. Игорь, только подойдя «к месту аварии», заметил эту мелкую  неполадку «большой поломки». Которая «профессионалам» была не заметна. А как же вы хотите, одни могут только кнопки нажимать, а другие только командовать, при этом широко размахивая руками, как крыльями. Они ведь «птицы» высокого полёта!

Как бы невзначай, вроде бы играясь инструментом, махнув молотком, Игорёк стукнул по шпильке, которая, о чудо, сразу же встала на своё место. Но никто больше этого не заметил кроме взмаха молотком: идёт придурок и размахивает молотком. И вот тут, уже почувствовав себя хозяином положения, Игорь решил покуражиться над ними, немного поиздеваться над «профессионалами», какими мастер и наладчик себя, конечно же, считали.
Он обошёл с умным, слегка задумчивым, даже думающим видом вокруг машины один раз, потом ещё раз, остановился возле кожуха электродвигателя (а кожух большой, как и электродвигатель), якобы серьёзно подумал над проблемой и сейчас обнаружит поломку, но в этот момент Игорь как шарахнет по кожуху со всей силы молотком. Даже в общем гуле  работающего цеха это прозвучало своеобразным набатом!

- Запускай! – Коротко скомандовал слесарь.

- Ты что, издеваешься над нами, вся линия стоит, а он шутки шутит!!! – Праведному гневу начальника трудно было обозначить предел, он готов был красным огненным своим обликом от злости сжечь Игоря, просто его испепелить!

- Сказал же готово, запускай! – повторил спокойно, с сознанием выполненного долга, Игорь, он всё-таки сделал Пирогову «козью морду»!.

Когда включили машину и всё заработало «в штатном режиме», и наладчик, а особенно мастер посмотрели на Игоря с удивлением: то ли волшебник, то ли суперпрофессионал. Но тоже волшебник своего дела. А «волшебник», повернувшись, и  не говоря ни слова, гордо пошёл в слесарную мастерскую по-прежнему мотая молотком в разные стороны, оставив смотреть ему вслед недоумённым взглядом двоих одураченных человечков, по сравнению с уходившей глыбой!


Рецензии