Прерванный полёт. 1. Причины катастроф

                ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЁТ



1.  Предпосылки и причины катастроф.

Чтобы объективно воспринимать информацию о воздушной катастрофе пассажирского лайнера, каждый должен ответить для себя на главный вопрос: «Хотели бы вы сами оказаться в том самолёте, который был сбит по преступной халатности воинских начальников или попустительству безрассудных политиков?». Более того, храни вас Бог: «Желали бы вы такой участи своим родным или близким людям?».

Вот только так вообразив мнимые боль и утрату можно осознать всю пагубность этого прискорбного явления, выходящего за пределы человеческого разума. Однако, в одиночку страны сегодня ещё не в состоянии противостоять подобным вызовам. Поэтому  расследовать эти преступления должны только международные следственные и судебные органы под эгидой ООН.

В этой связи, «вето» России на создание международного трибунала по малазийскому Боингу представляется странным,  необъяснимым и не логичным в данной обстановке. И это вовсе не случайно, так как мы за последние годы подменили своё миролюбие на конфронтацию со всем  миром, избрав себе в партнёры изгоев. Именно по этой причине, доверие к нам заметно утрачено, более того постоянно нарастает прессинг санкций, нацеленных в самое сердце - суверенитет страны и её безопасность.
                *     *      *
Прежде чем ответить на вопрос о том, почему сбили малазийский Боинг над Украиной, надо осмыслить и понять, от чего вообще такие трагедии происходят в мире.  Здесь, в первую очередь, следует сказать о самых знаковых катастрофах в последние десятилетия.

Так 1 сентября 1983 года был перехвачен и сбит советским истребителем Су-15 корейский авиалайнер Боинг - 747. Это произошло  над островом Сахалин, при нарушении им государственной  границы СССР.  Погибло тогда - 269 человек.
Чуть позже, в авиакатастрофе над Персидским заливом, в июле 1988 года был сбит пассажирский лайнер Ирана А300. Данный самолёт оказался  повержен ракетой, выпущенной с пусковой установки ракетного крейсера США. Погибло в этой трагедии - 290 человек.

Затем в октябре 2001 года, вылетевший из Тель-Авива в Новосибирск, пассажирский Ту-154 российской авиакомпании, был сбит украинскими ПВО над Чёрным морем. Погибло ни в чём не повинных - 78 человек.
Если сделать поверхностный анализ только по этим трём случаям, то надо сказать следующее.

Все эти самолёты были сбиты средствами ПВО, без надлежащей их идентификации, в том числе и «визуальной», из кабины лётчика истребителя,  который осуществлял перехват. Это самая важная деталь, так как по пассажирским судам, нарушившим государственную  границу, открытие огня «запрещено»!

Данные экипажи этих самолётов можно только принуждать к посадке и то лишь в  случае, когда они представляют собою «реальную угрозу». Так требовали (требуют) не только международные нормы права, но и  приказы Министра обороны СССР (РФ) и Главнокомандующего войсками ПВО (ВВС).

Однако, в случаях с  южнокорейским лайнером Боинг - 747 в 1983 году,  уничтоженного над островом Сахалин и Боингом – 707, сбитого советским истребителем Су-15 в 1978 году, в Карелии эти нормы права и приказы были явно проигнорированы. Это случилось по самым различным причинам, к которым можно отнести низкий уровень ответственности лиц, принимающих эти решения, а так же  высокую степень их безрассудной агрессии.
                *     *      *
Так советский истребитель, поднятый на перехват корейского  авиалайнера, нарушавшего государственную  границу СССР на Дальнем Востоке в 1983 году, даже не удосужился подойти на расстояние, с которого можно было бы определить тип самолета. Хотя скорость перехватчика  превышала скорость Боинга больше, чем в два раза.

Более того, предупредительный заряд, выпущенный истребителем Су-15  в сторону пассажирского лайнера, состоял из бронебойных болванок, а не из трассирующих снарядов, которые мог бы увидеть экипаж и, среагировав на них избежать катастрофы.

Тем не менее, лётчику-истребителю была дана команда на уничтожение Боинга, хотя времени на его идентификацию было более чем достаточно, так как «нарушитель» пролетел не только Сахалин, но и пересёк Камчатку. Таким образом, он непрерывно отслеживался средствами ПВО, находясь в зоне их ответственности более чем полтора часа!? В результате всё же был сбит, но уже в нейтральных водах и упал в пролив Лаперуза.

Команда на уничтожение была дана командиру истребительной авиационной дивизии генералу Корнукову, командующим ПВО округа  генералом Каменским. В свою очередь Каменский, получил аналогичный приказ от своего прямого начальника, командующего Дальневосточным военным округом генерала армии Третьяка.
 
По сути, группой высокопоставленных лиц округа было совершено двойное преступление. Так как пассажирский самолёт не был однозначно идентифицирован,  второе, он был уничтожен уже в нейтральных водах. По-видимому эти начальники больше торопились  отрапортовать о пресечении полёта нарушителем границы, нежели разобраться в обстановке, и принять разумное решение.

Если бы было установлено, что всё это время советские ПВО сопровождали пассажирский лайнер, а не предполагаемый американский самолёт разведчик  RС-135, то жизнь пассажиров была б сохранена. 

Одним словом их судьба в какое-то время находилась в руках генерала Корнукова  и лётчика советского истребителя Су-15, которому следовало бы определиться, кого же он сопровождал и на кого готовил оружие для  поражения!?

Мало того,  сам  Корнуков был ранее военным лётчиком и имел «под рукой», как командир дивизии, три авиационных истребительных полка. Это давало ему возможность не только посадить южнокорейский Боинг, но и вывести его на заданный курс. Собственно в этом и нуждался экипаж, по причине не исправности своего автопилота.

Возможность связаться с южнокорейским  Боингом по радиосети, использована так же не была, а это тоже могло стать ниточкой к спасению лайнера и верной оценке в принятии решения. Одним словом ничего, что приписывалось должностными обязанностями, сделано не было, а была  лишь применена «крайняя мера», словно данный случай представлялся в условиях боевых действий.

Тем не менее, сразу же после данного инцидента, на мир обрушилась лицемерная советская пропаганда, препятствующая расследованию катастрофы и  сокрытия её реальных фактов:  «Мол, мы здесь не причём, наверное сам упал, а куда нам не ведомо, разбирайтесь и делайте выводы сами».

Кремлёвским ортодоксам словно было невдомёк, что все  переговоры и действия советских командиров и лётчика Су-15, были записаны не только американским самолётом радиоэлектронной разведчики RС-135, но и японскими разведывательными средствами, находящихся на ближних к СССР островах.

Конечно же, в этих переговорах были зафиксированы не только  приказы на открытии огня по Боингу, но и победные рапорты о его уничтожении. Поэтому сразу же после катастрофы западной прессой была опубликована стенограмма всех этих переговоров и команд, тем не менее, для советских  людей эта история оставалась под семью печатями ещё долгие годы.

Как не странно, все участники этой печальной драмы не только не получили порицания, но и пошли на повышение. По иронии судьбы через четыре года генерал Третьяк, по протекции Дмитрия Язова, тогдашнего министра обороны, был назначен  Главнокомандующим Войсками ПВО страны, но уже в августе 1991 года, за поддержку ГКЧП будет смещён с этой должности. Надо сказать, что большой потери войска, охраняющие небо от этого не понесли.

Герой войны, герой труда и вообще заслуженный генерал Третьяк не очень-то блистал на этой должности, особенно после таких предшественников как Маршалы Батицкий и Колдунов. Одним словом тех, кто долгие годы создавал и развивал противовоздушную оборону страны, а потом не заслуженно были забыты ею, да и уходили оба эти полководца, по сути, по принуждению.

Другой участник «дальневосточной эпопеи», генерал Корнуков, в 1998 году возглавит Главкомат ВВС России, куда в полном составе войдут и войска ПВО. Прослужив на этой должности до 2002 года, уйдёт в отставку с полным убеждением в своей правоте, что тогда в 1983 году он принял  единственно верное решение, дав команду уничтожить южнокорейский Боинг.

Однако, здесь стоит  возразить генералу, так как он явно лукавит в  оценке своих заслуг. Как опытный профессионал он ничего не сделал, чтобы связаться с экипажем Боинга, провести его идентификацию, предупредить трассирующими зарядами об опасности, подвести истребитель на прямую видимость к лайнеру и дать понять экипажу о нарушении им воздушного пространства. И наконец, хотя бы попытаться посадить его на свою территорию, сохранив таким образом жизнь людям, а себе и стране  честь и уважение всего мирового сообщества. 

Нечего сказать и в оправдание его начальников,  генералов  Третьяка и Каменского, они также приняли скоропалительные не обдуманные решения, нарушив нормы международного права и законы  своей страны. Более того, ими были проигнорированы собственные приказы и приказы высшего командования, об охране государственной границы в воздушном пространстве СССР.

Здравый смысл во всей этой «цепочке», принимающей решение, явно отсутствовал. Ведь времени на обдумывание и анализ обстановки было более чем достаточно, так как южнокорейский Боинг при подходе к Камчатке уже был перехвачен советскими истребителями, а потом ещё до Сахалина пролетел порядка 1400 километров.
                *     *      *
Хотя, чего уж там говорить об ответственности и социалистической законности в «Союзе нерушимых», а о жизни и безопасности человека тем более. Другой авиационный начальник, командир корпуса ПВО генерал Царьков, сумев в северных широтах при  аналогичных обстоятельствах перехватить Боинг и идентифицировать его как «пассажирский самолёт», тем не менее, дал команду атаковать «нарушителя» огнём своего истребителя.

В ходе разбирательств и выяснения тех, кто и почему отдал команду на открытие огня, магнитофонные записи оказались безвозвратно утрачены!? Но как не крути и не прячь «концы в воду», эта команда, следуя армейской иерархии снизошла сверху, от командующего 10 армией ПВО генерала Дмитриева. Тем не менее, именно Царьков, боясь нежелательных для себя последствий, настоял на этом роковом решении. Двигало генерала в этих обстоятельствах лишь одно желание, спасти  честь своего мундира.
                *     *      *
Вся эта трагедия произошла 20 апреля 1978 года с пассажирским лайнером Южной Кореи. Отклонившись от маршрута, по причине неисправности навигационного оборудования, Боинг - 707 был атакован советским истребителем Су-15, и совершил аварийную посадку на замёрзшее озеро в Карелии. В результате этих действий, погибло два пассажира и 13 получили ранения. Сам самолёт был утилизирован.

Остальные пассажиры тоже пострадали от атаки истребителя, разгерметизации салона самолёта и экстренного его снижения. Весь салон самолёта был обрызган кровью, которая шла из носа и ушей этих, ни в чём, невинных людей. Тем не менее, Советское правительство потребовало от  Кореи  возместить убытки за содержание пассажиров, и эвакуацию останков многомиллионного лайнера.

Конечно же, вся эта компания сопровождалась очередной ложью и провокациями советской стороны, постоянно твердившей о происках Запада,  спецоперациях США и их союзников против СССР.

Хотя на борту у «Боингов», пострадавших от огня советских истребителей, как и водится, не было ни боевого оружия, ни разведывательной аппаратуры, а так же ничего иного, что могло быть запрещено. Зато были люди, пассажиры этих лайнеров, со своими житейскими заботами и радостями.

Причиной отклонения от полётного маршрута была банальная неисправность навигационного оборудования и не выполнение своих обязанностей членами экипажа по контролю за его работой. Тем не менее, «чёрные ящики» так же как и в 1978 году умышленно утаивались советской стороной и не выдавались корейцам. Значит, всё же было чего боятся и что скрывать?

Однако, комкору Царькову, надо отдать должное, он всё же пытался выйти на связь с заблудившимся Боингом. Его истребители несколько раз облетели пассажирский лайнер, помахивая ему крыльями, но тщетно. Скорее всего, «кореец» все эти действия воспринял как провокацию «краснозвёздных»,  наивно полагая, что он идёт своим курсом и рисковать жизнью пассажиров над укрытой снегом тайгой не собирается.

Кстати,  пилот пассажирского лайнера тоже единожды делал попытку выйти на связь, но что-то не сработало. Скорее всего, частоты и ключи к ним   были не согласованы с военным командованием СССР, отсюда и начались все эти неприятности.
                *     *      *
Всё же в последующем пострадал и сам Царьков, но уже будучи Командующим  Московского округа ПВО. В зоне его ответственности, прямо на Красной площади у Кремля, приземлится на лёгкомоторном самолёте Матиас Руст. Кресло под генералом закачалось, но в связи с тем, что в должности он прибывал всего лишь несколько дней, он отделался только выговором, хотя 34-е офицера и генерала округа были отстранены от своих должностей.

Ну а Главнокомандующий войсками ПВО страны Главный маршал авиации Колдунов, за пролёт Руста, так же  был снят с должности и отправлен на пенсию. А Царькову, на всю жизнь запомнится тот злополучный день, когда он принял решение на уничтожение южнокорейского Боинга. 

Ведь после своего доклада об этом Колдунову, он услышал тогда вместо благодарности лишь упрёк: «Тебя Царьков, за это будет судить международный трибунал!» Но Бог миловал генерала и суд не состоялся, дело заволокитили, ну а потом и закрыли.

Здесь надо ещё сказать о том, что офицеры несущие боевое дежурство в войсках ПВО и участвующие в боевом управлении, не одобряли действия своего руководства по Боингам, считая их противоправными. Начальники это знали и прекрасно их понимали, но делали своё дело, ревниво оберегая «честь мундира». По-иному, в тоталитарных государствах и не бывает, здесь закон, что дышло, куда повернул туда и вышло.
                *     *      *
Утверждения в том, что после пролёта Руста, в Советской Армии были проведены радикальные изменения, подобные 37-му году сущая выдумка несведущих людей. Да, изменения произошли. Михаил Горбачёв, пользуясь моментом, опрометчиво уволил неугодных ему высших воинских начальников, а на деле только усугубил ситуацию, в основном поменяв «шило на мыло».

Здесь стоило бы посмотреть и на непосредственное окружение самого Горбачёва, и вспомнить такие лица как Яковлев, Шеварнадзе, Медведев, Лигачёв, Янаев, Лукьянов. Не один из них не пользовался любовью и уважением многомиллионного народа. Да народ от них собственно нечего и не ждал, а только безмолвствовал в ожидании надвигающейся катастрофы.

По-другому и не могло быть, ведь сам Горбачёв, будучи по сути авантюрной личностью, выпестованной в комсомольских пенатах,  не был готов адекватно оценивать вызовы времени, а уж тем более достойно отвечать на них. Поэтому, буквально все его решения подвигали страну к роковой черте. 
                *     *      *
В череде оправданий советского руководства, самыми превратными и циничными, были утверждения о том, что пассажирский самолёт пересёк границу с целью «раскрыть», и сфотографировать важные военные объекты или того хуже, представлял собою большую опасность для государства.
 
Ну что здесь скажешь: вот таким образом порою пытаются оправдать подобные преступления. В этих обоих случаях никто наказан или поощрён не был, а действия командиров и начальников были признаны правильными.
Вот, именно в результате таких деяний, и формировался имидж СССР, как «империи зла». Всё это в итоге, подрывало государственные устои изнутри и привело страну к развалу.


                Продолжение следует...
               


Рецензии