Начало школьного пути
Детей было много, целых шесть первых классов от «А» до «Е». Потом какие-то классы переформировали, учеников переводили из одного в другой, но мне посчастливилось учиться в родном «Б» все десять лет.
В школу я пошла подготовленной: умела читать, писать, считать, поэтому первое напутствие отца было таким: «смотри, учись хорошо, получишь двойку, в подпол посажу». Почему он выбрал эту меру наказания, до сих пор мне непонятно. Но слово «подпол», «подполье» звучало строго.
На уроках чтения меня много не спрашивали – и так хорошо читала. Не было трудностей и на уроках письма. К счастью,до школы меня отучили писать левой рукой.
Все прописные буквы давались мне легко, пока не дошли до правописания У,Ч,Ш,Щ. Я всё написала старательно, но на строчках в тетради получились какие-то монстры с малюсенькими головками и с длинными-предлинными шеями. Это теперь я понимаю, что написала неправильно, а тогда казалось, что чисто, аккуратно.
Вот за этих своих «динозавров» я получила в тетради сразу две двойки: за классную работу и за домашнюю. Все последующие уроки меня мучила только одна мысль: «всё, подполья не миновать».
Ещё раз заглянув в тетрадь, убедилась, что двойки никуда не исчезли и продолжают красоваться, притом обе на одной странице.
Домой шла как во сне. Весело щебеча, мимо пробегали подружки, какой-то мальчишка дёрнул за косичку и развязал бант, я же не замечала ничего. Мы жили недалеко от школы, но мне хватило времени разработать свой план действия. Отец обещал наказать за двойку, а тут сразу две, значит, и наказание надо было ожидать в двойном размере.
Мама, как обычно, сидела за швейной машиной, что-то строчила, сестра Зоя домывала пол.
Переодевшись и прибрав портфель подошла к маме.
– Мам, я достану кроликам морковь из подполья?
Она что-то ответила, и я, взяв с собой старое пальто, полезла в подполье. Зачем ждать, когда отец посадит, думала, лучше сама добровольно сяду.
Подполье у нас было низкое, ходили внаклонку, а когда была засыпана картошка, приходилось пробираться ползком. Я постелила пальто, легла и под давлением тягостных мыслей уснула.
Что было потом, не раз вспоминала мама.
Спустя какое-то время она обратила внимание, что меня ни дома, ни во дворе у клеток с кроликами нет. Спросила Зою, та и обнаружила страдалицу спящей на картошке. Когда меня разбудили, я заплакала и рассказала, что получила две двойки по письму. Заливаясь слезами, сказала, что папа меня посадит в подполье, что лучше буду сидеть здесь до его прихода.
Для Зои двойки было явлением рядовым, училась она посредственно, поэтому сначала хотела меня высмеять, но под суровым маминым взглядом замолчала и обещала заступиться за меня перед отцом.
Не знаю, кто выступил в роли адвоката, но за ужином все сидели как обычно, и про мои двойки даже разговора не было.
Возможно, этот эпизод из моего детства покажется кому-то смешным и нелепым, но это было. Мне самой бывает смешно, когда я его вспоминаю и рассказываю детям или внукам.
Но что было, то было.
Учительницу, которая нас учила в первом и втором классах, звали Вера Павловна Кузьменко. Это была высокая стройная черноволосая красавица. Муж её был военный, и они через два года уехали. Но эти два года мне хорошо запомнились тем, что Вера Павловна была очень строгой. На уроках все сидели так, как она приказывала: с ровной спинкой, с высоко поднятой головой, руки на парте. Не помню, как она наказывала других за нарушение дисциплины, а меня один раз выгнала с урока письма.
Писали все тогда не авторучками, а обычными перьями, нас учили выводить волосяные линии, делать, где надо, нажим. Все ученики носили с собой в мешочках
чернильницы-непроливайки. Приносили одну на парту, по очереди.
В тот день я забыла принести, и нам с соседкой пришлось оборачиваться каждый раз назад, чтобы макнуть ручку.
Соседа, который сидел сзади, звали Шурка Плотников. Он был постарше и покрупнее всех мальчишек в нашем классе. За свое смуглое лицо Шурка получил прозвище "Китай". Вообще-то он на это прозвище откликался, не обижался, но иногда за него можно было схлопотать по шее.
Так вот, макнув ручку раз-другой, уже не оборачиваясь, а так по инерции, я почувствовала, что там что-то мешает. Оглянувшись, увидела, что в отверстие чернильницы Шурка положил маленькое яблочко. Этот сорт называется «китайка».
Вот я, не подумав о последствиях, глядя на яблочко, сказала: «китайка». То ли сказала не то, то ли Шурка понял не так, а счёл, что его обозвали, но получила я от него оплеуху. На расправу первоклассница тоже была быстра, а тут ещё незаслуженно обижена. Вот я с размаху, макнув ручку в чернильницу, и брызнула на него чернилами.
Шурку воспитывала одна мать, тетя Юля, жили они, как и многие из нас, скромно, но ходил он в школу всегда опрятно одетым, у него были хорошо отглажены брюки, на вельветке всегда был подшит большой белый воротничок. Вот на этот белый воротничок и легли ровными рядами чернильные пятна.
За эти пятна я хорошо получила от Шурки учебником по голове. В долгу не осталась, развернулась и ответила ему тем же. Завязалась потасовка, которую вовремя остановила Вера Павловна. Она просто выставила меня в угол у двери.
Шурка с места дразнился, показывал мне язык, но я до поры до времени помалкивала, а потом, не выдержав издёвок соседа, ответила ему тем же. Шуркины действия учительница не видела, а мои заметила сразу, и пришлось нарушительнице дисциплины до конца урока стоять в коридоре.
После школы с Шуркой встречались редко, несколько раз вспоминали школьные годы. Этот случай он, наверняка, не помнит, ввиду его малозначительности, а я помню до сих пор.
Вера Павловна запомнилась ещё и тем, что приходила ко мне в больницу, когда летом мне делали операцию. Аппендицит. Сейчас эту операцию не считают сложной, а тогда… Огромный шрам остался мне на память на всю жизнь. Так вот принесла учительница яблоки и сладости, а в классе это стало предметом обсуждения и некоторой зависти.
За годы учёбы в начальных классах мы сменили три школы. В четвёртом классе учились по улице Гоголя, там, где впоследствии была фильмотека.
Учила нас красивая молодая учительница Валентина Александровна Чигашкова. Жили они с мужем, тоже учителем, неподалёку от школы, и мы по утрам ходили к дому её встречать. Счастье это выпадало тому, кто раньше всех приходил в класс. Счастливец от самого дома до школы нёс кипу тетрадей и разговаривал с учительницей. Мне такое счастье тоже выпадало не раз.
В памяти такой случай. Пришла в школу рано, никого нет. Значит, мне повезло и Валентину Александровну встречаю я. Дошла до дома, жду. Открывается дверь, и выходит наша учительница. В длинном зимнем пальто, меховой шапочке и в коротеньких ботинках. В руках большая стопка тетрадей и балетка. При упоминании этого слова всегда вспоминается то время и наша учительница.
Хотела пойти навстречу, чтобы взять тетради, но внезапно распахнулась дверь и Валентину Александровну окликнул муж. Оказывается, она что-то забыла, и он вынес. Но самое главное, что я увидела и услышала, а потом не раз рассказывала – он поцеловал нашу учительницу, когда она ему за заботу и внимание сказала: «Спасибо, Чигаш».
Чего особенного? Молодая семья. Красивая пара. Но это же Учителя! Да, вот такое до сих пор в памяти.
Запомнилась школа на улице Гоголя не только этим. Напротив жила семья Курбатовых. Мать воспитывала детей одна, сын, по разговорам, сидел в тюрьме, отца не было. Возле их дома мы часто видели девочку, которая рассматривала нас в упор, и мы чувствовали её неприязнь. Позднее мы не раз скрывались от неё бегством.
Выскакивала она из-за кустов внезапно с палкой, и тем, кто не успевал убежать, хорошо доставалось.
Одноклассники, которые жили на улице Гоголя, шли домой спокойно, а те, кто жил в центре, выходили из школы с опаской. Галька била всех, кто ей попадался, поэтому иногда страдали даже мальчишки. Побить эту драчунью не смел никто, потому что боялись её старшего брата.
Однажды мы с подружкой Любой Бар вышли из школы, огляделись, ничего опасного не увидели и спокойно пошли домой. Не успели дойти до дамбы, как из кустов выскочила Галька, как обычно, с палкой. Отступать было некуда, и мы с Любой заняли круговую оборону. В руках у меня была сетка-авоська с бутылкой из-под чая (обед мы носили с собой), так вот эта сетка меня и спасла, она была длинная, я размахивала ею во все стороны, что-то грозно кричала, подружка стояла рядом и тоже отбивалась довольно активно. На этот раз Галька не посмела нас обидеть.
Не знаю, вспоминает ли она те дни, а я отдельные эпизоды помню. Кстати, эта Галька, теперь – Галина Алексеевна, учительница русского языка в поселковой школе. Она руководит районным методическим объединением, иногда приезжает в нашу школу, но мне всегда неудобно спросить её, помнит ли она те события.
Хочется рассказать и о школьных обедах. Они, как лакмусовая бумажка, показывали достаток в наших семьях. Обычно приносили пирожок, булочку, плюшку и чай или кисель в бутылке. У одноклассников из обеспеченных семей в портфелях были бутерброды с сыром или котлетой и чаще всего не чай, а какао.
Позднее было организовано разовое питание. В большую перемену привозили булочки с котлетой и чай, и те, у кого были деньги, могли полакомиться этой вкуснятиной.
Потом мы учились, в здании, где сейчас находится вычислительный центр, потом в том здании, где начинали свою школьную эпопею, и заканчивали 10 класс в двухэтажной школе. Вот сколько раз приходилось перебазироваться с места на место. Но учеников в посёлке было много, поэтому и ждали каждый год, куда на сей раз нас разместят.
Сейчас осталось только одно здание в центре посёлка, остальные снесены. А на месте старой школы стоит современное здание, оснащённое по всем требованиям современной жизни.
2007г.
На фото: далёкий 1956 год. Наш 1 "Б" и Вера Павловна
Свидетельство о публикации №218093000108
Роман Рассветов 08.11.2024 23:35 Заявить о нарушении
Кто бы мог подумать, что рядом стоят будущие военные, директора школ, инженеры главврачи, опытные сельхозработники...
Это май, окончание первого класс. День солнечный, поэтому все сморщенные получились.
Валентина Колбина 10.11.2024 12:53 Заявить о нарушении