Учитель
После звонка на урок, когда класс затихал, слышны были в коридоре его твердые шаги. «Идет»!- громким шепотом «кричал» кто - нибудь из мальчишек, дежуривших возле дверей и бежал к своему месту. Быстро учитель проходил к столу. Строгим негромким голосом говорил: «Садитесь». Открывая журнал поверх очков внимательно оглядывал класс.
- Отвечать на первый вопрос домашнего задания пойдет… Пауза. Павел Ильич смотрит в журнал. Все попрятались друг за друга, нагнули головы.
- Пойдет отвечать... ручка медленно ползет по списку сверху вниз. Класс перестал дышать, только слышно, как согретая весенним солнышком глупая муха, бьется между рамами.
- Сидоренко. Класс выдохнул. Пронесло. Судьба Сидоренко никого не волновала.
Учитель часто любил пошутить.
Литература не алгебра и не химия, выучить урок можно. Но в нашем классе были такие, которым литература была не под силу. И каждый урок для них превращался в пытку. Изучали «Войну и Мир» Л.Н. Толстого. У доски один из тех, кто понятия не имеет, о чем вообще эта книга. Вопрос.
- Что можно сказать о характере Андрея Болконского? Молчание. Шепот с третьего стола – был грустным, печальным.
- Ну что?
- Он был грустный.
- Почему грустный. Подсказка с первого стола (не нравится светская жизнь)
- Ему не нравилась светская жизнь.
- Так, а почему она ему не нравилась? Молчание.
- Не знаешь! Правильно тебе подсказывают. Балы, сплетни, пустая светская жизнь. А чего он хочет, о чем мечтает? Молчание.
- О славе. Он хочет добиться ее честно. Мечтает совершить подвиг. Дальше. Когда же Болконский понял, что чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте? Ну, когда? Молчание. Подсказка с третьего стола: «После сражения».
- После сражения. Строгий взгляд из под очков на третий стол.
- Какого сражения? Молчание.
- Аустерлицкого! Помогает ему учитель.
- Аустерлицкого сражения, как эхо повторяет ученик.
- Мечты показались ему, какими?
- Ну? Молчание.
- Да, совсем тихо говорит Павел Ильич, придется ставить клизму! Услышали только те, кто сидел за первыми столами. Они скрючились от хохота и медленно сползли вниз. Звонок.
- Иди уж, будем надеяться, что твои мечты не будут ничтожными. И вышел из класса. За ним, со взрывом хохота вылетел класс.
«Война и мир» это были цветочки. Ужас начался с изучения произведения О. Бальзака «Гобсек». Вещь эта небольшая по объему, но такая нудная, прости Бальзак! Не твоя это вина, это мы были в таком несерьезном возрасте. Я люблю читать, с трудом, но одолела это творение. Многие же в классе не читали, и думали - авось пронесет. Посыпались двойки. Мне же пришлось несладко по другой причине. Быстренько все узнали, что я прочитала «Гобсека». В результате, перед каждым уроком, возле моего стола собирались те, кто забил на Бальзака, а я рассказывала содержание заданных глав. И вот настал тот счастливый день - заданы последние главы. Рассказав содержание, я в конце перемены, радуясь своему освобождению, написала на доске «Гобсек сдох! Царство ему небесное»! Звонок. Быстрые шаги по коридору. Павел Ильич встал возле стола и поверх очков посмотрел на доску. Класс затих.
- Кто написал? Тишина.
- Я спрашиваю, кто это написал!? Класс молчал.
- Я жду! Громовым голосом сказал учитель.
Я, молча встаю, и вытираю доску. Учитель открыл журнал, недолго посмотрел на страницу, которую украсили стаи «гусей». Мало помогали мои пересказы.
Размеренно постукивая ручкой по журналу, негромко сказал:
«Да, Гобсек умер, но он и вас за собой в могилу потянул!»
Смеялись уже после, когда все экзамены были позади.
В то время книжный бум многих захватил в свои сети. Однако он говорил так: «Зачем покупать книгу, если можно пойти, взять в библиотеке»? В доме у него, книгам была отведена маленькая полка в шкафу. Для небольшого коллектива школы, это не было секретом.
В тот день в книжном выбросили Дюма. Заканчивалась большая перемена, Скоро звонок, в учительской тихо беседовали педагоги. Вдруг дверь рывком открывается, влетает учительница начальных классов. Вся взлохмаченная, с горящим румянцем, она с разгона падает на диван. Не отдышавшись, рассказывает с каким трудом, она добыла заветного Дюма.
- Ух, успела! Стояла в очереди! У меня как раз не хватало этого тома! Думала, не достанется, столько людей! А тут еще времени мало, кое - как без очереди влезла!
В учительской заохали. Все стали активно обсуждать это событие.
- О, да! Это надо же! Как вам повезло! Какая вы счастливая! Надо же, а мы и не слышали, что книги привезли! Вы знаете, когда еще будет привоз?
Рядом с Павлом Ильичом сидит учительница по физике, то же равнодушная к накоплению книг. Павел Ильич задумчиво с серьезным лицом смотрит в окно, печально и тихо, так что может услышать только соседка, произносит: «А у вас есть Дюма»? Учительница физики, еле сдерживаясь, бежит в лабораторию, чтобы уже там, дать волю смеху.
Политинформация. Было такое. И не только ученики мучились, готовя материал. Занятия по политинформации проходили и у педагогов. Приезжал лектор и подробно рассказывал о международной обстановке, изучались работы Ленина. Обычно в конце лекции лектор говорил примерно так:
- Подробнее о работе Ленина «О национальной гордости великороссов», вы можете прочитать в томе 26 стр. 108.
Павел Ильич повернувшись к рядом сидящей учительнице, тихо с очень серьезным лицом, говорит: «Надо же, а у меня только 25 томов! Что же мне делать»!? Бедной учительнице пришлось сгибаться пополам, чтобы лектор не увидел ее, помирающую от смеха.
Пошла мода среди молодежи ходить по улицам с орущим магнитофоном в руках.
Павел Ильич смотря на таких любителей музыки, снисходительно говорил: «Ходят по улицам с ведром»!
По телевизору стали показывать певиц, одетых очень откровенно, без слуха и голоса орущие такое, что трудно назвать песней. Учитель, внимательно слушая очередную такую «певицу» говорил: «Поют – воют, голосиськие»!
Когда учились в школе, мы даже не знали, что учитель воевал, не видели его одетым в парадный костюм. Прошло время, учитель уже не работал. В школе организовали встречу с ветеранами, пригласили Павла Ильича. Все собрались в актовом зале. Учитель пришел в пальто, так в нем и сидел. Несколько раз его просили снять пальто. Он не снимал. Одна учительница, не выдержала, подошла и сама сняла пальто. Впервые все увидели ордена и медали закрывающие всю грудь. Захлопали в ладоши. Костюм этот, он не надевал даже на 9 Мая. Не хотел. Так он и висел в шкафу.
Закончилась школа. У всех началась другая жизнь, а мы не знали ничего, о нашем учителе. Недалеко от дома моих родителей живет родственница Павла Ильича. Она рассказала, что после школы он поступил в педучилище, закончил его. Учиться дальше не дала война. Связистом он прошел, лихие годы от начала до конца. А за связистами противник особо охотился, у них была информация. Несколько раз учитель был ранен, имел боевые ордена. О войне не хотел ничего рассказывать. Если его спрашивали, он честно отвечал: «Не могу говорить, мне тяжело это вспоминать».
После войны работал в школе и учился в пединституте на заочном отделении. В то время трудно было с питанием, одеждой. Молодой, высокий, красивый учитель вел уроки в военной шинели. Понравилась ему учительница начальных классов. Стали готовиться к свадьбе. О приданом никто не вспоминал, но по местным обычаям у невесты должна быть перина. Это была большая проблема. Перину искали все - родственники, друзья, знакомые. С большим трудом удалось найти, и свадьба состоялась. В семье родились два сына, с разницей в возрасте два года. В подростковом возрасте часто у них были драки и ссоры. Однажды придя с работы, родители увидели выбитые двери и окно. Оказалось все просто, один держал двери изнутри, другой бил по ним всем, что попадалось под руку, чтобы попасть в дом. В итоге двери не выдержали. Удирал один из братьев через окно, выбив его. Пришлось делать новые двери и окно. Сыновья выросли, женились. У старшего сына семья не сложилась. Он женился во второй раз на таджичке. Павел Ильич не понял сына и новую невестку не принял. Все время пока сын гостил у родителей, учитель не выходил из своей комнаты и просил, чтобы еду ему приносили.
У младшего подрос внук, предстояла служба в армии. Решили уберечь от такого испытания молодого человека. Он поступил в институт. После окончания второго курса, молодежь весело отпраздновала это событие. Катались на машинах. Внук учителя не справился с управлением и разбился.
На этом испытания судьбы для учителя не закончились. Ему пришлось провожать, обоих своих сыновей… Младший работал в ОВД следователем. Погиб глупо, пьяным ввязался в драку, не выжил. Ходили слухи, что драку специально затеяли, что все было так подстроено, чтобы убрать его. Что он что – то раскопал. Но все это не подтвердилось.
Второй был директором НИИ. После Чернобыльской аварии его и еще несколько специалистов послали для исследования почвы, на место аварии. Работали очень мало, по времени, но хватило.…Все ученые, восемь человек, были из разных городов. После работы в Чернобыле перезванивались, связи не теряли друг с другом. Уходить начали через год, один за другим. Осталось двое. Сын Павла Ильича звонит и говорит другу: «Мы с тобой остались вдвоем. Звони почаще, наша очередь подходит». Не стало друга, а потом и сына учителя.
Учитель доработал до пенсии и, хотя просили его еще поработать он отказался. Не мог он работать, болел. Врачи выписали лекарство, льготное, бесплатное, как ветерану войны. А только нет, этого лекарства, полки пустые в аптеке. За деньги конечно можно было купить. А так нет. Как раз в это время, я приехала в село, домой.
Для матери нужно было купить что – то в аптеке. Захожу, а там женщина - «предприниматель» и аптекарь, людей никого. На прилавке коробки, с тем самым нужным учителю лекарством. Услышала только конец разговора.
-Так, по какой цене мне торговать, чтобы и вам…. И тут увидев меня, аптекарь, замявшись, говорит: «Сейчас отпущу, а потом продолжим».
Ветеранов осталось мало. Сельсовет решил сделать им подарки ко Дню Победы. Учитель болел и уже два месяца не вставал с постели. Подарок - спортивный костюм (вещь совершенно ненужная больному) ему принесли домой. К тому же костюм оказался на два размера больше. Подумалось, мы же не в городе живем, а в селе, где про всех, все знают.
В последние дни жизни у него сильно болели ноги. Он уже не мог терпеть сильные боли. Просил жену сходить к знакомым, чтобы отвезли его в больницу.
- Я попрошу врача, чтобы он отрезал мне ноги. Бедная жена, проплакав у соседей, сказала ему, что машина сломалась и дала обезболивающие таблетки.
Пришла в дом к Павлу Ильичу. Жена его встретила меня испытывающим взглядом. Он, молча, лежал на кровати. Увидел меня, мой растерянный вид. Тихо и четко сказал:
-Умираю, что ж теперь.
Все это было для меня неожиданно, как, что ответить, не знала. Выбежала из дома, ничего не видя, слезы лились сами собой.
Спокойно здесь. Весна. Природа - художник щедрой рукой разбросала синие островки первоцветов. Один, самый бесстрашный и сильный, пробил свой путь между двумя плитами, и качаясь от легкого ветерка приветствует меня.
С серого гранита смотрят на меня внимательные, большие глаза учителя.
- Прости, что не всегда внимательно слушала тебя на уроках! Что в школе видела только безликого учителя и совсем не видела Человека.
Молчит учитель…
Свидетельство о публикации №218093001130
Замечательный рассказ написали, Валентина, очень за душу трогает! Вся жизнь учителя, Человека с большой буквы, как на ладони показана. Слёзы наворачиваются. Да, дети не думают о таком. Это потом приходит, когда взрослыми становятся.
Таким и должен быть учитель, достойным человеком. А иначе чему он научит детей?
Очень хороший рассказ, пишите ещё!
Жанна Шинелева 21.10.2021 09:35 Заявить о нарушении
Валентина 10 21.10.2021 20:56 Заявить о нарушении