Штучная модель
В то время Занд оканчивал консерваторию по классу скрипки, а первокурсником он получил Гран-при на международном конкурсе молодых исполнителей. В том, что Занд займет первое место, никто не сомневался: он уже слыл виртуозным музыкантом, а кроме того, зарубежный Маэстро (устроитель конкурса своего имени) в юности сам стал первым призером на аналогичном мероприятии в Москве, и все ждали от него ответного отдарка.
Маэстро был по-американски расчётлив: фамилия советского студента вдобавок имела коммерческую ценность (Занд с гордостью причислял себя к потомкам знаменитой французской романистки Жоржетты), и через полгода после конкурса пригласил своего юного лауреата в европейское турне – на концертах Занд играл в первом отделении, разогревая публику, а Маэстро эффектно завершал их выступление. И жмотом он не был – все заработанные на гастролях деньги честно поделил фифти-фифти.
Жмотом оказалось родное государство: во время между победой Занда на конкурсе и участием в турне, Советский Союз решил охранять авторские права на мировом уровне, и если конкурсную премию в виде пачек зелёных банкнот Занд обалдело привёз в спортивной сумке, отделавшись терпимыми поборами, то гонорар за европейские гастроли уже полагалось получать «деревянными» чеками Внешпосылторга в советской кассе.
Мудрый Маэстро, предвидя такой оборот, дал юному другу несколько ценных советов, которыми Занд не преминул воспользоваться: по пути домой завернув в страну, где было много хороших банков, в Москву прилетел с пустыми руками. Естественно, от него строго потребовали объяснение, и оно вскоре прибыло в порт Одессу (Занд был искренен в своём неведении – всё организовал Маэстро). Тогда скрипач прав на вождение автомобиля не имел, за посылкой отправился его друг, поэт-песенник Жмых, через неделю прикатил в столицу четырёхколёсное чудо.
Сразу обнаружилось, что «Роллс-Ройс» сродни волшебной палочке. Пока Жмых перегонял машину, ощенилась его элитная сука-пуделиха, по недогляду жены оприходованная во дворе беспородной сворой, и появление на свет полдюжины живописных ублюдков повергло хозяев в транс: сообщать о таком приплоде в собачье общество нельзя, а топить жалко. Недолго думая, Занд подхватил коробку с писклявой оравой, запихнул в лимузин, и друзья отправились на Птичий рынок. Вокруг сказочной машины мгновенно образовалась толпа, за первого щенка продавцы сходу получили пятьдесят рублей (по тогдашнему курсу инженер стоил 120 рэ в месяц), уже за второго им дали сто, а покупатели всё наседали, протягивали деньги через головы друг друга, набавляли цену... Последний пушистый комок ушел за двести пятьдесят, и когда «Роллс-Ройс» тронулся с «Птички», несколько человек долго бежали за машиной, пытаясь выведать, скоро ли будет очередной щенячий завоз...
У Занда началась другая жизнь.
Лимузин анекдотично смотрелся в убогом дворе, зажатом между хрущёвскими пятиэтажками, и это побудило ускорить процесс получения нового жилья, который и так назревал вместе с беременностью молодой жены Занда. Хлопотами по дружбе занялся Жмых, совместивший свои обширные связи с хорошей идеей поселить товарища в том же доме, где он сам незадолго до того купил огромную квартиру.
Дом, подстать «Роллс-Ройсу», тоже был «штучный»: в двух шагах от Кремля, в тихом переулке – первый московский кооператив, организованный для ветеранов партии. Снаружи основательный и суровый, в соответствии с советской эпохой, внутри дом отвечал дореволюционным представлениям о нормальном жилье: квартиры о двух входах – парадном и «чёрном», пятиметровые потолки, просторные залы анфиладой, общей площадью в две-три сотни метров. Было у этого дома еще одно достоинство: цены в кооперативе не изменялись с 30-х годов, жилье здесь стоило не дороже, чем банальная квартира в современной новостройке.
К началу семидесятых первые жильцы стали мемориальными досками, густо облепившими фасад, всех пережил суровый соратник Чапаева – герой гражданской войны Усач-рубака, знаменитый своей левой десницей: ударом шашки надвое пластовал врага от погона до седла. На его внучке, кстати, женился друг Жмыха, популярный комедийный киноактёр. Свадьбу играли в квартире невесты, до рассвета гудели всей киношной братией и под утро, как водится, дошли до анекдотов. Когда жених, смехом давясь, рассказывал сто первую хохму про Чапаева, гости вдруг заметили, что дед-Усач, по крестьянски привыкший вставать с первыми петухами, сидит с краю стола и чаёк попивает. Смех пресёкся, но соратник комдива, со словами: «Говорил я Ваське, учись, не то так дураком и потонешь», – невозмутимо удалился в свою комнату. Когда и Усач отошёл в Историю, телезрители дивились, почему в похоронном репортаже за траурным орудийным лафетом гурьбой идут любимые мастера комедийного цеха...
По смерти ветеранов квартиры переходили к наследникам, а за неимением таковых часть жилья освобождалась вовсе, но кооперативное товарищество стойко выдерживало правило принимать новых членов лишь по их причастности к партийной истории. Бабушка Жмыха, в начале века перевозившая в ридикюле ленинскую «Искру» из зарубежья в Россию, в качестве поручителя сгодилась, а с деньгами внук собрался сразу, как только две его песни – про синий лён и брошенное в пургу сердце на снегу – вдруг запела вся страна (финансовые отчисления с каждого «живого» исполнения быстро накопились на вступительный пай).
С Зандом дело обстояло сложнее: средства ему позволяли, но партийных предков не нашлось, да и нерусская фамилия, хоть и прославленная на весь мир, при обсуждении жилищной проблемы помогала плохо. Выручила творческая фантазия Жмыха: после того, как седовласое правление кооператива вывезли в «Роллс-Ройсе» на экскурсию в Ленинские Горки, вопрос с жильём для скрипача скоро решился, и Занд с женой и новорожденным поселились по соседству со свердловыми и бончами-бруевичами.
И тут на Занда нежданно обрушилась Любовь.
У Герды были чувственные губы, умение даже в потёртых джинсах выглядеть королевой и ниспосланный Богом дар драматической актрисы. Какие бы роли ей ни давали в театре и в кино – студенток, секретарш, сказочных принцесс или дворянок прошлого века, она всегда играла саму себя: наивную, импульсивную, капризную, страстную, самоотверженную. Каждый новый фильм или спектакль на сцене самого современного театра Москвы с участием Герды становился событием. Её имя было культовым – даже сегодня, когда она почти не снимается, в театре занята всего в двух-трёх спектаклях, и у неё уже совсем взрослая дочь (результат следующей, после разрыва отношений с Зандом, эпатажной любви с настоящим восточным шахом), Герда по-прежнему во всех рейтингах самых ярких и сексапильных актрис нашего времени оказывается в первой десятке.
По богемным меркам, роман Занда и Герды длился довольно долго. Завистливые языки поговаривали, что в отношениях с мужчинами Герда отнюдь не бескорыстна, и, когда она, познакомясь с Зандом, сразу взяла инициативу в свои руки, хором разнеслось: всё, мальчик, пропал... Занд и впрямь пропал: в новой квартире сиднем сидела, занятая воспитанием младенца, жена-однокурсница, а его затянул бурный любовный коловорот.
Своих отношений влюбленные не скрывали – если бы в те времена наши газеты и журналы публиковали скандальную светскую хронику, Занд с Гердой обеспечили бы читателей клубничной жвачкой на год вперёд.
Когда Занд снялся в телепередаче о юморе в классической музыке, его пригласили посмотреть черновой монтаж, но он сказал, что в таких тонкостях не петрит: «Лучше моей девушке покажите, она в этом больше разбирается». Приехала Герда оценила рабочий материал и распорядилась: этот кусок вырезать – здесь Занд полную чушь порет, такой ракурс не годится – в профиль он слишком страшненький... История докатилась до председателя Госмаскульттелерадио, и тот, резонно полагая, что он один облечён правом решать, что хорошо, а что плохо, велел собрать съёмочную группу и пригласить сладкую парочку, о возмутительных выходках которой ему все уши прожужжали.
В назначенный день и час Занд и Герда приехали на телецентр – прямо с дачи, в шортах и майках, по июльской жаре – лёгкие, молодые, красивые. В ожидании звонка прохлаждались на сквознячке, на лестничной клетке, поедая черешню из кулька и время от времени целуясь. Они слишком увлеклись друг другом, и когда мимо, отирая с лысины пот, протопал некто, изнывающий в чёрной тройке, влюблённые бровью не повели. А неузнанный председатель, появившись в просмотровом зале, немедленно приказал охране выгнать вон хиппующих на лестнице уродов (в ярости чинуше почудилось, будто они еще и один косяк на двоих смалили), после чего благостно растёкся в кресле, велел начинать (что Занд с Гердой находятся здесь, он знал – на стоянке у подъезда его шофер еле уместил казенную «Волгу» рядом с буржуйским «Роллс-Ройсом»). Ну и вид был у председателя, когда ему через полчаса доложили, что скрипач с артисткой уехали, оперативно выставленные милицией...
В последний раз «Роллс-Ройс» оказался на слуху, когда пассия скрипача, опаздывая на репетицию, не разминулась на Бульварном кольце с «Аннушкой» (трамвай в аварии пострадал гораздо сильнее лимузина), и Герда, будучи натурой весьма обязательной, убежала в театр, бросив помятую железяку посреди улицы...
Ни скрипач Занд, ни его друг, поэт-песенник Жмых, в мемориальном большевистском доме давно не живут.
Жмыху всё было, как с гуся вода, – написал всего четыре песни, зато их порастащили по репертуарам самые голосистые, от Мондрус до Магомаева, и десять лет наваривали ему бабки с каждого живого исполнения. На зависть коллег из поэтического цеха откровенно плевал, даже когда известный желчный поэт напечатал стишок:
«Вся бездумщина, вся цыганщина,
весь набор про «сэрдца на снэгах», –
это липкая тараканщина
с микрофоном в лапках-руках» – обиделся не Жмых, а поэтесса Тараканова.
Он жил не тужил, намеревался написать ещё пару-другую хитов, и вдруг погорел. На бытовухе – насмерть рассорился с женой.
Как-то, вернувшись не в духе домой, ночью уже, застал у себя на кухне заводной коллектив: жена с подружками (Герда была и Асоль – вся троица из одного театра) девичник устроить решили. В комплекте они являли гремучую смесь: Асоль, по-прозвищу Вторая Градская, сделалась феминисткой (в интервью массовому женскому журналу расписалась в ненависти к мужчинам вообще и к своим бывшим мужьям в частности), да и Герде, при ангельской её внешности, палец в рот не клади – руку отхватит. Находясь в изрядном подогреве, они Жмыха ни только рюмашкой не уважили – вовсе за свой стол не пустили. А он нет чтобы тихо отправиться спать, от злости вконец ополоумел: милицию вызвал, потребовал забрать хабалок в околоток. Обитателей шикарного дома стражи порядка уважали-побаивались (в утверждение своих законных прав хозяин паспорт с пропиской предъявил), известных артисток в лицах подвыпивших гражданок узнать было трудно, а они еще полезли на рожон: да мы!.. да вас!.. да пошли вы отсюда на... – разве что большой загиб не вспомнили. Ну и загремели в участок. Поутру главреж с партогом театра (тоже актёры, всенародные любимцы), вооружась орденами и всесоюзной популярностью, ринулись вызволять своих героинь из плена. Еле уговорили порвать протокол (менты были в большой обиде).
Жмых проспался, осознал идиотизм положения, у Занда спрятаться хотел, но тщетно – вечером, снова сойдясь втроём, подруги отловили подлеца и долго били: били с блаженством, вымещая неотыгранную ночную ярость, а заодно и давние свои обиды, – били всем, что под руку подвернулось. Жмых даже не пытался защищаться, размазанный по стенкам, и кто из воительниц в запале расколол об его темечко гранитную пепельницу, вообще не запомнил – напрочь память отшибло.
Потом Жмых с женой удручающе разводились, попутно сжигая мосты: грохали о пол кузнецовский фарфор, кидались книгами, дрались. Разведясь, делили оставшееся целым добро – прятали у знакомых, кто что первым схватил: каминные часы XVIII века, допотопный музыкальный раёк, фаянсовые безделушки... Поочередно угоняли друг у друга машины (обе Жмых в своё время опрометчиво оформил на жену и тёщу, сам ездил по доверенности). Потом разменивали «штучную» квартиру: тщетно искали хоть что-то похожее, чтобы каждому без обид, три года перебирали варианты, всё это время топчась на одной территории, – запершись по комнатам, повесив на дверь ванной график пользования удобствами, условно разграничив коридор, проникая в дом каждый своим входом (Жмыху достался чёрный, через кухню). В итоге на свою двухсотметровую равноценного обмена не нашли – только две по тридцать (ладно, хоть в черте Садового кольца), и разъехались наконец, прокляв друг друга навеки. А месяц спустя, не успев распаковаться на новом месте, Жмых умер от инфаркта в свой сорок пятый день рождения. Бывшая жена слегла от горя: после стольких лет, потяни она с обменом ещё всего ничего...
Похоронив друга и окончательно расставшись с Гердой, Занд перебрался в Америку. Большой славы там не снискал, но в стране, где только симфонических оркестров три сотни, без работы не скучает. В Москве бывает редко, раз приезжал на консерваторский юбилей. Недавно у него в Штатах гостил наш общий приятель-пианист и по возвращении с ужасом живописал, как Занд весь вечер обрывал телефон – организовывал белый смокинг и белый же кадиллак для поездки на выступление. Пианиста бросило в жар – ему через несколько дней тоже предстояло давать концерт, а в его гардеробе имелся лишь банальный черный фрак. Но Занд приятеля успокоил: это ему, как порядочному американцу, приходится в их игры играть, а русскому гастролёру сподручно выйти на сцену хоть в брюках с подтяжками на виду – сочтут большим оригиналом и примут с не меньшим восторгом (в чём пианист, кстати, и убедился).
Сегодня понятие «штучность» теряет былую прелесть. Вот и знаменитый британский завод «Роллс-Ройс» пошёл с молотка: его со всеми потрохами купил крутой европейский концерн. И у нас нынче кого удивишь роскошным лимузином.
«Огонёк» № 26–1998 г.
ФОТО: «Штучная модель» / «Книжка с картинками», 2008 г.
© Рисунок Вл. Буркина / Архив Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/
_____
Свидетельство о публикации №218093001131