Еще одно ночное размышление- воспоминание

Все-таки общение художников друг с другом - это очень интересный материал для любого психоспеца. У врачей, кстати, этой погруженности в профессиональное, в отличие от первых, гораздо меньше. Причем крепкое поддатие у художников только усугубляет это плаванье. А у врачей - наоборот - на плаву темы про бытовуху и баб. Видимо, они так устают от глаз, ног, печенок, от бесконечных жоп и им противоположных гениталий и прочих органов людского недомогающего потока, что такое отвлечение от профессии более чем понятно. У художников бытовуха и женско-мужской вопрос все же на втором плане, хотя некоторые художницы скажут, что я ошибаюсь, но в душе согласятся.
Был такой, сегодня почти забытый, скульптор Давид Шмуйлович. Работал он в основном по заказам. Мастерская у него была в Старомонетном переулке. Интересно, что там теперь. Но вернемся к истории. Он вообще попадал в разные смешные ситуации. Одну из них помню. Делая заказ, оказался Давид в Еврейской автономной области, в городе Биробиджане. Дело было в сентябре. И решил скульптор по приколу поздравить друзей в Москве с еврейским Новым Годом, который как раз наступал. Пришел на почту и отбил поздравительную телеграмму. Бдительная работница почты, хоть и жила в Биробиджане, но твердо знала, когда у советских людей наступает всеми любимый Новый Год. Она втихаря, под предлогом поиска сдачи, отошла и позвонила в милицию, заявив, что поймала шпиона, передающего шифровку.. Милиция приехала быстро. Скульптора скрутили и повезли выяснять. Он там клялся и божился, что не шпион и у евреев Новый Год именно в сентябре, но ему никто не верил. Его документы долго изучали, возможно, выясняли по своим каналам, что это за фрукт к ним попался, прежде чем передать его в заботливые руки другого ведомства. Но все же отпустили, взяв слово, что он больше так шутковать не будет. Тема еврейского Нового Года в Еврейской автономной области была абсолютно неактуальна в 70-е годы.
Я была знакома с Давидом Лейбовичем и бывала в его мастерской не для того, чтобы любоваться его шедеврами, а потому что мой муж, внезапно перешедший из театральной секции СХ в скульптурную, являлся его соавтором по заказам. Заказы были весомые, например, они сделали много объектов к Олимпиаде 1980 года, за что получили правительственные награды. И вот однажды я обратила внимание на скульптуру, которая однозначно изображала пенис, причем очень натуралистический, только весьма большой. Заметив мой интерес, Давид рассказал, как к нему приехал его друг художник, который уезжал в Израиль, и они устроили отвальный вечер. Когда прощальный градус достиг апогея, Давид предложил своему приятелю увековечить его член, имевший выдающиеся характеристики, чтобы
оставить достойную память о носителе на его уже почти бывшей родине.Тот согласился. Отливка была сделана и скульптурное изображение, как вы поняли, тоже. Меня, конечно, интересовали детали: как скульптор заливал выдающуюся плоть друга гипсом, (то, что они продолжали прощаться, пока застывал гипс, у меня сомнений не вызывает) а вот как потом они вернули ей свободу... я постеснялась спрашивать, чтобы он не принял меня за маньячку. Тем более, что мой муж был очень ревнив и подозрителен.
Нет уже на этом свете скульптора, имя друга и его дальнейшая жизнь мне тоже неизвестны, но интересна судьба произведения. Хотя, боюсь, она так и останется тайной. Я нашла в инете только скульптурный портрет Ф.Дзержинского работы Д.Шмуйловича, который хозяин скульптуры продает за 2000 гривен. Этот факт напоминает, что мы с Украиной были тесно связаны не только культурно, но и нашими общими страшными корешками.


Рецензии