1. Улитка на войне

               
                1

  Солнышко светило, светило, и  пропало. Подул сильный ветер. Маленькая улитка полетела. Упав на мягкую землю в кустах сирени, не успев испугаться, она высунула рожки из своего домика и почувствовала, что на неё кто-то смотрит. Шевелило усами странное существо, чёрное, с красным телом и лапками. Оно сказало:
– Ты откуда взялась?
Улитка прошептала:
– Я… прилетела…
– Ты что, птичка?
– Не знаю...
– А-а-а…, – понимающе сказало существо, – новенькая! Недавно родилась, а летаешь. Может, ты и жужжать умеешь?
– Улитка покачала головой – Нет.
– А как тебя зовут?
–  Ещё не звали…
– Я буду звать тебя: Люля. А я про себя много чего знаю. Зови меня: Мяг.
– Почему? – спросила улитка.
– Потому что я жук-мягкотелка, Пожарник. Ты тоже немного мягкая, но ты не жук. Здесь неподалёку такие, как ты, идут куда-то. 
 Улитка направилась, куда показал жук  и, действительно, через два часа передвижений, смачивая слизью свой путь, чтобы легче было ползти, она увидела улиток!
Большие и поменьше, и совсем маленькие, они изо всех сил ползли за самой большой улиткой. Преодолевая смущение, Люля спросила:
– Куда вы ползёте?
–  На войну! – ответила Большая улитка, остановившись, повернув голову в сторону Люли. И снова, выставив рожки, поползла впереди всех.
– А вы не птички?
Большая улитка опять остановилась. Удивлённо замерли и все другие улитки:
– Конечно, нет!
 – А я? Ведь я прилетела!
– Тебя, наверное, ветром принесло, вот что. И ты – улитка. Когда научишься вглядываться в капельки воды, поймёшь, что твоё отражение такое же, как наше.
– И часто у вас война?
– Всегда! Мы бойцовые улитки.
– А с кем вы воюете?
– Если бы мы знали…. Пойдём с нами!
Улитка пристроилась в конце колонны.
Движение продолжилось.
Люля подползла поближе к первой ползущей улитке и спросила:
– Вы что, ни разу не видели своего врага? 
– Видели! Конечно, видели. Он такой большой, бесформенный, ни на что не похожий. Мы его и на рога, мы его и слизью, и кусаем иногда, рискуя жизнью. Но он исчезает, и мы снова его догоняем…. Так уже давно.
– А чем он вреден?
– Он не пускает нас на наши вкусные виноградные листья! Мы близоруки, не можем предугадать, когда появится. Иногда его расплывающиеся пятипалые клешни собирают нас в банку и заливают керосином….  Посмертно мы присваиваем погибшим ордена и медали. Не однажды, когда он сидел в беседке, мы на него нападали. Но… попадали в плен. Выстраивая из пленников колонны, он заставлял их ползти, что есть силы, и при этом кричал и радовался, когда кто-то побеждал. А если улитка уставала, он проковыривал дырочку в её панцире, подгонял прутиком. А потом всё равно уничтожал всех пленников.
– О-о-о! – не выдержав, воскликнула Люля.
–Уж не знаю, зачем? – сказала улитка и умолкла.
«Нужно иметь безрассудную смелость, чтобы пытаться победить пятипалого» – подумала улитка и пригорюнилась. Но продолжала ползти вместе со всеми.

                2

          Кольке снова велели собирать улиток с виноградных листьев и бросать их в банку с керосином. «Ну и ладно» – подумал Колька. Устрою гладиаторские бои, а кто проиграет, того сразу в банку.
          Развлечься было нечем, друзья разъехались по оздоровительным лагерям, курортам и заграницам, один  Колька оставался дома. Нет, он не скучал, сам придумывая, чем ему заняться. Любил бегать на рыбалку, разговаривать с дядей Васей-лодочником. Однако всё чаще мальчик, по настоянию родителей, работал на огороде. Сегодня – улитки….
"Обычно улитки приползают в виноградную беседку, – подумал Колька- пойду-ка я сперва к ней". Он сел на лавочку возле беседки и стал ждать. Действительно, вскоре показалась длинная колонна улиток. Колонну возглавляла Большая улитка с красным флагом. «Это что-то новенькое»  – опешил Колька. И даже испугался: «Откуда их столько? С флагом?»
  Вдруг над ним кто-то зажужжал: «Уменьшайся поскорей, надоеда и злодей! Лишь когда познаешь мир, станешь тем, кем раньше был!»
Мальчишка, услышав жужжание, глянул вверх – «Жук, Пожарник…».
  Внезапно Колька уменьшился в размерах до майского жука, но ничего не понял. На него надвигалась огромная бронемашина, угрожающе щёлкающая челюстями: слон – не слон, броненосец, что ли? С длинной жирафьей шеей, с глазами на рогах. Он побежал. Но бежал он медленнее, чем двигалась колонна улиток. Бежал он среди каких-то джунглей. Огромные плауны высились над ним. «Может астероид на землю упал? Где я?»
– Смотрите, смотрите – закричали улитки – вот он каков, наш пятипалый! Наконец-то мы его разглядели! Похож на бескрылого жука! Урод! А мы так боялись…. В банку его! С керосином! Сначала покусаем!
Чудесным образом Колька стал слышать и различать неслышимое ранее – разговор всех маленьких существ; даже причитания волшебного Пожарного жука.
Услышав про керосин, Колька догадался, что надвигающиеся на него чудовища – улитки! Не до рассуждений, надо спрятаться! И он забился в узкую щель между досками беседки.
Чудовища окружили его и стали переползать щель, стараясь впустить в неё как можно больше слизи. Тыкали в Кольку древком флага, но он так глубоко забился в щель, что пока что оставался невредим.
Маленькая Люля, глядя на несчастного врага, сказала: 
– Нельзя же так, без суда и следствия?
– А ему можно было? Скольких погубил!
– Давайте выслушаем! Что скажет в своё оправдание? Пусть побудет в нашей раковине, давайте загоним его в пустой улиточный домик?
– Пусть выбирает себе казнь сам! Или мучается в улиточном домике, или сразу – в банку с керосином!
– Лучше помучаюсь, – прошептал Колька, с надеждой, что его кто-нибудь выручит, что откуда-нибудь появятся папа и мама и спасут его. Хотя, как они уменьшатся?
– Не надейся, – прожужжал Пожарник, –  ваши взрослые живут в своём придуманном мире, уничтожая окружающее ради себя! Им даже в голову не придёт, что с тобой такое смогло произойти! Кстати, то, что ты поддался на заклинание, означает, что для тебя не всё потеряно. Совесть у тебя есть, но не ведаешь, что творишь. Когда узнаешь получше мир маленьких существ, станешь добрее и вырастешь.
– Помучаюсь – решился Колька.
– А нам с ним возиться? – закричали старые бойцовские улитки.
– Я возьму над ним шефство, – тихо сказала Люля.
– Да ты сама ещё ничего не знаешь о мире!
– Тем лучше, пусть она пострадает, сразу от иллюзий избавится!
Война улиток перешла в  победное безнаказанное поедание листьев и поиски пустого домика для Кольки. Домик нашли, Колька в него влез и стал, под присмотром Люли, таскать домик на себе.
– Как вы только это делаете?  – стонал Колька – Так тяжело!
– Не так тяжело, как непривычно, – успокаивала его маленькая улитка.
– Я же не могу поедать ваши виноградные листья, – ворчал Мальчик.
– Привыкнешь, – успокаивала его Люля.
Привык!
На второй день улитки объели всю беседку и стали искать новые плантации. На разведку послали Кольку с Люлей. Он хорошо знал свой участок.

                3

  Тем временем Колькины родители обыскались сына. Они, конечно, посетили беседку и были удивлены отсутствием зелёного обрамления, но не придали этому значения. Пропажа сына затмила все проблемы. Папа подозревал чью-то диверсию. Мама говорила:
– Да что ты, не может быть, чтобы нашего сына украли или чтобы он просто так исчез! Наверное, с дядей Васей лодку ремонтирует, может быть на рыбалку пошёл. 
   Они опросили всех, обыскали речной берег. Заявили о пропаже Кольки в полицию.  Грешили на инопланетян,  думали о возможном  побеге Кольки в жаркие страны к своим друзьям…. Но никак не могли представить, что Колька блуждает в джунглях собственного огорода, ползая на животе с улиточным домиком на спине в поисках виноградных листьев и всяких улиточных деликатесов, чтобы угодить улиткам, что он уже стал забывать, кем был раньше, разделяя беды, радости и волнения нового общества. У него видоизменилось лицо, глаза, конечности приобрели обтекаемую форму улиточного хвоста. Его время изменилось. За два дня, пока родители сходили с ума в поисках Кольки, он прожил несколько улиточных месяцев или даже лет. Он стал внедряться в домик и чувствовать его, как улитка!
Подружился с Люлей, научил её придумывать песни и разглядывать узоры на растениях.
В то время как Колька стал походить на улитку, Люля – на девочку!   
Когда прилетел Пожарник, он не узнал мальчика, да и маленькую улитку тоже. Боевые улитки вместе со слизнями поедали огурцы. Колькиным маме и папе было не до огурцов. Они по интернету дали объявление о пропаже мальчика и переписывались со всеми, с кем он был знаком по школе, с его друзьями.
– Тра-ля-ля, Тра-ля-ля-ля – распевали Колька с Люлей.
По этим звукам жук их и угадал. Он подлетел к Кольке и спросил – Ты кто?
– Бойцовая улитка, – важно ответил Колька.
– М-да…, – переборщил…, – пробормотал жук. – А ты вспоминаешь, каким был раньше?
– Зачем? – ответил мальчик. – Мне и тут хорошо, уроки делать не надо. Да и растения оказались вкусными….
– Но ты ведь понимаешь, что каждый хорош на своём месте?
– Кто его придумал, это место?
– Так устроено. Родителей-то не жалко?
Колька задумался:
– Жалко…. А почему они заставляли улиток уничтожать? Улитки не виноваты в том, что они – улитки!
– Конечно, – сказал Пожарник. – Объяснишь родителям, каково находиться в ином обличье, изучишь всё, что только можно, чтобы изменить отношение людей к природе. Тогда и войны прекратятся, и вы, люди, научитесь разговаривать с любыми существами не только на Земле, но и…. Жук ещё что-то прожужжал и улетел.
От его жужжания Люля превратилась в девочку с бантиками, а Колька снова стал человеком.


Рецензии