Струны понимания. Глава 107

1. В этой главе мы рассмотрим четвертый смысловой фактор "сад" 04004 символономной контекстной модальности (04).

2. "Сад" это образ сознания, как определенной системы соотношений между единством и многообразием, целесообразностью и случайностью.

3. Мы можем представить себе роль сознания и его разновидности в виде горизонтального ромба. В центре этого ромба находится сознание, как некое общее понятие. Горизонтальными полюсами ромба являются подсознание/надсознание (самость) с одной стороны и богосознание с другой.

4. Подсознание и надсознание являются односторонними проекциями сознания в сферу многообразия. Они односторонни, поскольку в них нет единства и центрированность в них либо отсутствует (подсознание) либо носит экстенсивный характер (надсознание). Эти проекции сравнительно не коммуникативны и в этом смысле они, как водовороты в реке оказываются замкнутыми, самодовлеющими вихрями, ловушками сознания.

5. Подсознание случайно и произвольно по своему внешнему виду и жестко детерминировано извне по внутренней структуре. Конечно не случайно, что важнейший идеолог подсознания Фрейд постарался свести его к комплексу импульсов сексуальной энергии. Секс здесь это искусственно вычлененный из коммуникативного контекста субъект/обьектный (властный) суррогат любви, как подлинного коммуникативного отношения. Случайность/хаотичность выступает при этом как основа, исток творческой сублимации, также как у Адама Смита влечения субъекта в сублимированной форме личных рыночных интересов служат общественному развитию, а в Дарвиновской теории эволюция представляется результатом сочетания случайных факторов.

6. Надсознание наоборот жёстко детерминировано по внешнему виду и хаотично (субъективно и произвольно) по внутренней структуре. Надсознание проявляется в виде разного рода мифологических конструкций, включая сюда и просвещенскую мифологию абсолютного разума и разного рода оккультные системы например теософию. Идея неумолимой судьбы, рока, мировой воли, беспомощной игрушкой, которой является человек характерна для надсознания. Личность в этой системе координат находится в полной власти своевольной и конформистский самости. Необходимость и случайность взаимопереходят друг в друга, исключая их гармоническое, резонансное опосредование, то есть свободу.

7. Свобода в ее подлинном смысле, не имеющем ничего общего со своеволием, является одним из основных признаков развитого богосознания. Богосознание не является простой односторонней проекцией сознания, оно постепенно формируется внутри взаимоотношений человека со сферой глубинного единства и целостности бытия, как выражения подлинной смысловой Реальности.Монотеистическое понимание религии оказывается неизбежным следствием осмысления этого единства как кульминации интенсивной центрированности.

8. На центральной вертикальной оси вышеупомянутого ромба расположены переходные точки: наверху самосознание, а внизу миросознание. Там где эти переходные точки развёрнуты к богосознанию они обозначают совесть (ответственность за себя) и справедливость (ответственность за мир). Там, где эти точки развёрнуты к самости, они превращаются в господство (воля к власти) и подчинение (погружение в мир в качестве одного из манипулируемых объектов).

9. Власть и ее отблески связаны с самостью, также как совесть и ответственность связаны с богосознанием. Таким образом центральная вертикаль ромба формируется из соотношения его горизонтальных полюсов. Это соотношение может быть различным в разных исторических ситуациях.

10. Власть, включённая в первую очередь в горизонтальный треугольник с вершиной самости, становится бессовестной и безответственной.Но если власть включена в горизонтальный треугольник с вершиной богосознания она может до известной степени проникнуться идеями милосердия и справедливости и действовать в соответствии с этими идеями.

11. Библейская пророческая традиция (в первую очередь в книгах Исайи и Иеремии)и возникший на основе этой традиции проект Иисуса критиковали бессовестное и безответственное эгоистическое поведение властной общественной верхушки, поглощённой интересами личного обогащения и забывавшей общее ради отдельного.

12. Аналогичным образом ранние европейские социалисты, такие как Сен Симон и Фурье (и отчасти Маркс)критиковали эгоизм властной верхушки европейского капиталистического общества, в котором отдельные собственники средств производства имеют свободу наживаться пренебрегая интересами общества.

13. Начиная с семнадцатого века (уже у родоначальника либерализма Локка) западный капитализм выдвигает вперёд идею свободы собственников и центральной обязанности государства защищать их собственность и безопасность при любых обстоятельствах. Только собственники в английском обществе этой эпохи имели политические права.

14. Но в эту эпоху европейские общества ещё оставались в той или иной степени религиозными, то есть христианский вариант богосознания сохранял определенное влияние и служил источником вдохновения для многочисленных критиков социальной несправедливости.

15. Из этой критики и вырос европейский социализм. Постепенно порвав с идеей богосознания и подменив божественное человеческим (наиболее ярко этот переход прослеживается у Фейербаха, но он был намечен задолго до этого уже у Гельвеция)социализм тем самым отрёкся от своих собственных истоков и обрёк себя на роковое внутреннее противоречие.

16. Дело в том, что в отличие от Бога человек и человеческое общество сами по себе представляют в первую очередь не общее, а отдельное. Поэтому они неминуемо тяготеют к полюсу самости (в контекстограмме правое боковое среднее контекстное контекстное поле "своих" G): "своё" и "свои" для них бесконечно важнее "чужих", по русской пословице "Своя рубашка ближе к телу".

17. Напротив библейская пророческая традиция богосознания и в особенности проповедь Иисуса подчеркивали центральное значение помощи и сочувствия к "чужим" и отчуждённым, лишенным положения в обществе беднякам, пришельцам, вдовам и сиротам (в контекстограмме левое, а от наблюдателя правое боковое контекстное поле "чужих" Е).

18. Накладывая обозначенный выше ромб на центральный квадрат контекстограммы мы получаем совмещение самости с контекстным полем "своих" G, а богосознания с контекстным полем "чужих" Е. Это соответствует тому библейскому представлению, согласно которому "чужие" и отчужденные внутри общества находились под особой защитой и покровительством Бога.

19. Коммунистический, то есть радикальный и тоталитарный социализм, отчуждавший собственность и преодолевавший с помощью государственного подавления развитие самости и притяжение отдельного, осуществлял всеобщее отчуждение (переход от G к Е)и тем самым был способен в определённых, весьма узких пределах сохранить ориентацию власти на милосердие и справедливость при подмене богосознания суррогатом религии общечеловечества.

20. Однако эта процедура оставалась насильственной и искусственная перестановка отдельного (человека) в общее не могла удержаться надолго. Новое поколение властной коммунистической элиты вполне закономерно обнаружило ту же самую тенденцию к господству самости, которая присуща любой человеческой самодостаточности. При первой возможности эта элита разрушила коммунистический строй ради сохранения приобретённых при нем преимуществ и привилегий, которые теперь были без труда превращены в абсолютную неотчуждаемую капиталистическую собственность.


Рецензии