О фильме Игры разума

Реально то, что в сердце

Самые логичные основания лежат в уравнениях любви.
 
Вопрос о норме нашего бытия киноискусство поднимало неоднократно, много говорилось о роли иллюзий, о значении грёз, снов и даже страхов. И часто делался неоднозначный вывод о том, что "жизнь есть сон". Фильм Рона Ховарда "Игры разума" не представляет собой исключения, однако вопрос здесь ставится несколько иначе: какую роль играют иллюзии в нашей жизни, помогают ли они нам стать самими собой или для того, чтобы достичь цели, нужно отказаться от манящих сознание мечтаний? Может быть, воображение - это наш враг? Или мы вполне бы могли жить наедине с сущностями, являющимися порождениями нашего собственного разума?
Герой фильма Джон Нэш не просто человек, он гений. Любое явление действительности он умеет переосмыслить математически, даже если это всего лишь возможность познакомиться с красивой девушкой на вечеринке. Весь мир подчинён идее математических закономерностей: всё в мире можно просчитать. И до определённого момента у него это получается, если бы не одно но - взаимоотношения с женщинами. Он имеет у них большой успех, пока... не заговорит. Отнюдь Нэш не косноязычен, он просто правдив: и вместо того, чтобы поухаживать за девушкой, сделать ей комплимент, он сразу же прямо заявляет ей о своих намерениях - "может, перейдём к сексу?". Однако и здесь со временем он понимает, что подобный подход является для него проигрышным и начинает совершать по отношению к будущей возлюбленной некоторые "платонические действия". И всё бы вроде хорошо, если бы не русские... Они вечно угрожают американцам, хотят сгубить нацию на корню, изобрели сверхсекретное оружие и передают шифровки о нём через газетные и журнальные статьи. Поэтому как великого учёного его приглашают произвести дешифровки этих злостных записей, чем Нэш и занимается вполне успешно, отправляет секретные письма, прячется от шпионов, делится с близким другом своими опасениями, что никак не может уйти из этого мира "шпионов-разведчиков". Но вдруг однажды выясняется, что ничего это нет - и русские враги, и вербовщики, и целая армия солдат страны, и даже близкий друг - это всего лишь плод его воображения. Беда в том, что Нэш болен, и ужас его болезни проявляется в том, что люди, которых он очень любил не просто погибли, уехали, умерли, а их никогда и не было!
Вот тут-то и начинается дилемма не только героя фильма, но и дилемма зрителя, поскольку вдруг в один момент выясняется, что стать самим собой, мы можем лишь отказавшись от иллюзий, собственных мечтаний, которые иногда не просто заманчивы, но и необходимы - там не просто наша социальная реализация, статус, а нечто большее - там наша любовь к людям. Ещё в начале пути Нэш говорит своему близкому другу "Я не люблю людей, и они отвечают мне тем же", но именно путь к людям в виде любви к другу Нэш осуществляет через своего друга и его племянницу, которые тоже - плод воображения. То есть наши иллюзии - это не только бегство от кошмара жизни, небезопасности мира, а это ещё нечто дорогое нашему сердцу. Так поднимается главный для каждого человека вопрос: как понять, что именно и кого я люблю, как не ошибиться в своих жизненных выборах? И вот тут-то посредством любящей женщины Нэш выясняет, что истина в отличие от правды не есть рационализация, что мы слишком много думаем, вместо того, чтобы чувствовать, а настоящее ("реальное") всегда обитает в области сердца. И наше тело это чувствует. Любовь становится единственной основой, которая отражает, что есть мы в действительности, что мы транслируем в этот мир, отделяет нас от амбиций, от того, что не мы, что любая аномалия (точнее, то, что воспринимается обществом как аномалия) может нивелироваться под воздействием этого чувства, любовь покрывает всё. Только любовь эта активная, в том смысле, что для избавления от иллюзий Нэшу приходится приложить усилия: "Наши страхи и грёзы исчезают тогда, когда мы стараемся не обращать на них внимания!". Иными словами, признавая страх и свою иллюзию, мы стремимся к своей высшей правде, к своему истинному я.
Отдельно хочется сказать и о возлюбленной Нэша - Алисии. Есть ли уж и говорить о взаимовлиянии в паре, то здесь оно на лицо. Алисия вовсе не изменяет Нэша, не пытается его лечить, она принимает его таким, каков он есть, даёт шанс ему самому справиться со своими проблемами. Здесь так ярко реализуется известный русской литературе принцип: "Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя..." (М.М. Пришвин). Конечно, Алисия полюбила другого Нэша - умного, успешного, реального, живущего в одном мире с ней, различающего математические закономерности, но постепенно ей пришлось столкнуться с его реальным я, в котором ведущими становятся болезнь, галлюцинации. И идёт она первоначально от чувства долга, от своих воспоминаний. Постепенно в Нэше она начинает любить всё, даже его болезненное восприятие. Ей не нужен его потенциал, для неё он и так ЛЮБИМЫЙ мужчина. И именно поэтому в финале фильма Нэш и говорит "Благодаря тебе, я есть!". Иными словами, любовь здесь становится стимулом, способом раскрытия личности, проистекающим от её принятия.
По сути фильм говорит нам о том, как важно "быть, а не казаться", и тогда любая патология станет нормой, только сначала надо отказаться от самообмана, от собственных иллюзий, найти себя реального, ощутить, что говорит разум сердца!

https://vk.com/id17532052?w=wall17532052_2678


Рецензии