Глава 9. Отступление. Канун битвы

1
Спустя дней десять, вдруг, как снег средь лета,
Весть чёрная настигла их в пути –
Разбит отряд ливонцами, при этом
Пал старший. Мало кто успел спастись.
Его остатки, человек пятнадцать,
Сумели кое-как заслон прорвать,
Остервенело продолжая отбиваться,
В отрыв ушли от рыцарей едва.
Догнали Александра на ночёвке,
Всё выложили князю без вранья,
Как выбрались из этой потасовки
И мчались к нему, голову сломя.

«Силантий! Кликни князя мне Андрея,
Вели коня взнуздать и привести.
Пока идёт, я у костра погреюсь,
А если спит он – не жалей, буди».

«Прости Андрей, что разбудил, но дело
Не терпит медлить нас никак,
Разбит отряд изборский немцами, хотел я
Узнать подробности да некогда вникать.
Десятка полтора всего осталось,
С трудом, но кони вынесли, спасли.
И снег, так кстати, оказался талым,
А рыцари в железе не смогли.
Не вижу повода в рассказе сомневаться,
И нет причины им не доверять.
Отсюда: нужно завтра же сниматься,
Дозоры по дорогам разослать.

По их словам, выходит, подходяще
Собрали немцы войско против нас,
Учти ещё, что каждый рыцарь тащит
По пять, по десять пеших про запас.
В походе слуги, а в бою - рубаки,
Обучены получше мужиков,
Тяжёлым латникам - подмога в драке,
Владеют всем оружием легко.

Что думаешь о том? Поведай.
Принять их здесь? За озеро увлечь?
Ливонцы так и так придут по следу,
А нам дружины надо уберечь,
Не раскрывая прежде срока силы.
Обозы уведём подальше в лес.
А  лёд, смотри, теплом как подточило
И в этом вижу свой я интерес.
Нам время выиграть и место нужно,
Я чувствую – теперь не избежать
Побоища, но выстоять нам можно,
Сумеем, если, замысел понять.

«Считаю, что ты прав, мой брат. Уходим
В свои пределы озером по льду,
Пока он к этому ещё пригоден. -
Ответил тот. - К своим, позволь, пойду».

Наутро ополченцы и дружины,
Пустив обоз вперёд, пошли по льду.
Колонна оказалась очень длинной
И уместилась не в одну версту.

             2
Ещё горячий, после крепкой рубки,
Он объезжал поляну где был бой,
Кругом валялись люди, шлемы, луки…
Ему такое видеть не в первой.

«Проклятая собака этот русич Невский,
Покончить надо с ними до тепла, -
Ругался Гюнтер грубым лаем, резким,
Рука сама на рукоять меча легла. -
Отряд, заслон – неважно, что здесь было,
Возможно, горстка варварских дружин,
Но если показали нам затылок,
Не так силён враг и несокрушим.
Однако несколько их воев ускользнули,
Но это к лучшему. Оставили следы.
Гадать не стоит – где, куда свернули -
Нет никакой, поверьте мне, нужды.
Для Невского всего одна дорога –
По озеру, по льду, через Мосты.
Другой здесь нет и надо быть убогим,
Чтобы возможность эту упустить.

Убитых варваров стащите в одну кучу,
Их всё равно найдёт  и съест зверьё.
На практике моей не первый случай,
Не принимайте близко и всерьёз.
Такого мяса горы там оставим,
Мечом докажем нашу правоту,
И обязательно их скоро наверстаем,
Всегда так будет там, где я пройду!

Вы, Курт и Генрих, вовремя успели,
Крещенье получили. Что ж, пора.
Дорогу без препятствий одолели?
Нам завтра снова в путь с утра».

«Ты, Гюнтер, князем зря пренебрегаешь
И не берёшь его в большой расчёт,
По моему, он дело туго знает
И поражений, как известно, не несёт.
Поэтому и желчь твоя напрасна,
Врага не уважать – себе урон.
Не с дерзостью к тебе я. Мне не ясно,
Когда забыл ты рыцарский закон?»

Не  принял Гюнтер это замечанье,
А, может, статься - виду не подал.
Отделался, всего, простым молчаньем,
Кто знал его -  иллюзий не питал.
 
«Надеюсь, не забыл перед дорогой
Магистр сказать, что командир здесь я.
Пакет…он есть? Он с вами? Слава богу.
Формальности. Увы, без них нельзя.
Сегодня отдыхайте, завтра рано -
По следу русичей вдогонку поспешим.
Ну, в общем, вот такие наши планы.
Пойду, - дела, их надо завершить».

Открылось озеро. Тот берег видно:
Дорога, конно-санные следы.
По берегу и вглубь дома раскиданы –
Деревня под названием Мосты.

              3

На правом берегу, не прекращая марша,
Начальных  князь к себе собрал
И рассказал, что делать всем им дальше,
И где заслон поставить бы пора.
«Ты, Домаш с Кербетом, останетесь в заслоне,
На вас огромная задача возлежит.
День, два ещё и рыцари догонят,
Вам здесь мечи придётся обнажить.
А мы пойдём  к урочищу, за Камень,
Там поле, говорят, - удачней нет.
Осмотримся и станем ждать с полками,
Чтоб выполнить незыблемый обет.
Прощайте братья! С Богом! Правда с вами,
Когда начнётся, стойте до конца»,-
Напутствовал князь воинов словами
И не сумел смахнуть печаль с лица.

На пятый день ошмётки от отряда
Примчат на взмыленных, исхлёстанных конях.
Их Кербет вёл. Хватило только взгляда,
Чтобы трагедию без слов понять…

               4
Шатёр. В нём рыцари. Помяты, но здоровы,
Походный стол услужливо накрыт.
Для них и Гюнтера сегодня повод
Собраться вместе и поговорить.
«Прошедший день был в целом предсказуем,
Сюрпризов не принёс нам никаких,
Надеюсь, русичей он образумил
И убедил, что шансов нет у них.
Считаю, господа, что эта бойня
Нам принесла решительный успех,
Вы заслужили похвалы достойной,
Я поздравляю, господа, вас всех!

Доносят мне, что дальше нет селений,
Леса, болота – гиблые края.
У варваров есть только два решенья –
На милость сдаться или смерь принять.
Они загнали сами себя в угол,
А мы захлопнем эту западню.
И им придётся очень, очень туго,
Когда устроим новую резню.
Мы послезавтра, безо всякой спешки,
Ударим по остаткам русских войск.
По сведеньям там конных меньше пеших,
Не создадут каких-то беспокойств.

Ты, Курт, сотри с лица усмешку
И недоверие твоё я не приму.
Мне жаль. Ответ тебя мой не утешит,
Прекрасно понимаешь почему…
Тебе, мой друг, никак неймётся
И очевидному стараешься не внять.
Ты, может, сам стремишься к руководству,
Чтоб на события по-своему влиять?»

« Я, Гюнтер, не нуждаюсь в замечаньях,
Тем более, прости меня,  твоих.
Бахвальство слышу только, обещанья,
Ты главного, смотрю я, не постиг.
Я не уверен в том, что нам позволят
И дальше так же поступать всегда,
На предстоящем, и не легком  поле боя,
Не закатилась бы твоя, моя звезда…

Не как обычно, пленных мало видел,
А это мне о многом говорит.
Трубить в фанфары, знаешь, не любитель,
Воитель Невский, повторяю, мозговит.
Взгляни на наши и свои доспехи,
На них рубцов и вмятин… Посчитать?
Но это не турнирные утехи,
Где зрители и можно поиграть».

                5
…Их Кербет вёл. Хватило только взгляда,
Чтобы трагедию без слов понять.

Не слезли. Сняли их и приняли на руки,
Кто ранен был, побит, а кто…рыдал,
Не речь вели, летели стоны-звуки,
Устали так, что не раскрыть уста.
Накинули на Кербета попону
И проводили в княжеский шатёр
И Кербет, будто отрешённый,
Прошёл и грузно сел за стол…

«Слов нет, мой князь. Мы бились на пределе…
Полки лежат… Позора нет на них,
Упёрлись и, не глядя на потери,
Дрались, хоть кто-то оставался из живых.
Спасал нас снег. Пока глубокий.
Пехота вязла, не набрав, разбег,
И даже конные, тяжелые наскоки,
Не дали им желаемый успех.
С утра, князь, закрутилась заваруха,
Удачно, вовремя оставили заслон,
Не ждали немцы эту оплеуху,
И мы там жизнь поставили на кон…

Сейчас им не до нас. Там дел хватает…
Свои, чужие … пока всех разгребут,
Убитых, раненых пересчитают,
Живых в порядок приведут. 
А Домаш сразу пал. Подробностей не знаю...
Какой-то лучник выцелил его.
Вельми в дружинах был он уважаем,
Не пасовал перед любым врагом».

«Людей твоих, скажу, в обоз отправят.
Залечат раны и в себя придут.
Ты не казнись… У нас одно здесь право –
С мечом стоять – другого не поймут!»

               6
«Поехали! На месте оглядимся.
Андрей, начальные полков со мной!» -
Тепло, по свойски Невский обратился
Ко всадникам, стоявшим, за спиной.

Вороний Камень, Таборы – деревня,
Направо лес – урочище Узмень,
Напротив озеро и поле без деревьев
Большое. Объехать, нужен день.

«На этом поле встретим их атаку,
На Камень, глядя, развернём полки
Спиной к воде, лицом к востоку,
Дружины встанут с той и той руки.
Свей привычке, немцы, не изменят,
Пойдут «свиньёй» - излюбленный приём.
Он помогал им не в одном сраженье,
А мы им нашу хитрость поднесём.

Засадный полк, Андрей, укрой за лесом,
Урочищем Узмень. И носа не казать!!
И только немцы плотно в драку влезут,
Дружины с флангов станут наседать.
Андрей! Следи во все глаза за схваткой,
Момента главного не прозевай,
Когда смешаются у них порядки,
Тогда и ты работу начинай.

Задача наша их на лёд подвинуть,
Тяжёлых рыцарей не выдержать ему
Да ты ударишь немцам в спину,
Тогда и чёрту станет тошно самому…

Прости мя Господи! Не к часу он помянут,
Но враг свиреп, страшнее сатаны.
К тебе с молитвой силы наши пусть воспрянут,
Как в битве невской станем мы умны»

Апрель на псковщине зело коварен,
Особенно на холод и тепло.
С утра мороз, с обеда небо хмарит,
Глядишь – дождит и тучи нанесло.


Рецензии