Рабыня Изаура. Ретро-рецензия на сериал

   Итак, ровно тридцать лет назад на экраны тогда ещё СССР вышел первый латиноамериканский "мыльный" сериал. О судьбе простой бразильской рабыни по имени Изаура. Страна, что называется, вкусила и познакомилась.
Перед показом, как было принято в то время, выступил какой-то дяденька критик-киновед, который поведал нам, что это только у нас "многосерийные фильмы" (из коих самыми длинными были "Семнадцать мгновений весны" и "Тени исчезают в полдень"), а "у них" там - сериалы, которые идут, бывает по году и больше!
"Ужас!" - подумала я тогда - "Никто же уже не помнит к концу, с чего всё началось!".
  А дяденька поведал, что изначально, для внутреннего, так сказать, употребления, сериал, который нам сейчас покажут, насчитывал не то сто пятьдесят, не то все двести серий. Но потом, для Европы, его сократили до пятидесяти серий, а для нас и вовсе до пятнадцати, оставив только основную сюжетную линию. После чего пожелал нам приятного просмотра и мы стали смотреть.

    Сейчас это, может показаться странным, но за всё время действия Леонсио так ни разу и не овладел своей рабыней Изаурой. НИ ОДНОЙ постельной сцены, или сцены насилия за весь сериал! Хотя, возможно, их и вырезали специально из "нашей" версии. Если кто не в курсе, то зарубежные фильмы, выходившие время от времени на наши экраны, доходили до советского зрителя в весьма изменённом виде. Многие, даже вполне невинные по нынешним меркам сцены, безжалостно вырезались. Цензура не просто бдела. Это так, к слову.
 Итак, Изаура. Рабыня в доме богатого фазендейро, или по-нашему помещика. девушка-квартеронка (на четверть негритянка) воспитанная женой владельца и получившая прекрасное образование и воспитание. Она уже не рабыня, она, скорее воспитанница и компаньонка. Она знает иностранные языки (французский), умеет играть на рояле, ездит верхом, у неё прекрасные манеры, плюс красота и обаяние. Словом - она НИЧЕМ не похожа на рабыню. ОНА ВОСПИТАНА КАК СВОБОДНАЯ. И главное - У НЕЁ ЕСТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА. Не удивительно, что в такую красивую, умную и образованную девушку влюбляется сын соседа хозяев - сеньор Тобиас.

    И тут в дом отца - командора Карреа ди Алмейдо, возвращается беспутный сын - сеньор Леонсио. несколько лет он пытался получить образование в Европе, но что-то у него там не задалось.
Встреча Леонсио и Изауры происходит на первый, или второй день его появления в доме.

   И вот тут я хочу сказать, что насилия в сериале предостаточно. Но это не физическое, или сексуальное насилие. Это насилие психологическое и показано оно с предельной откровенностью и натурализмом. В фильме присутствует ещё одна сюжетная линия, хоть и сильно "урезанная" - это история двух негров-рабов: Андре и Санты. Их владелец разорился и его имущество - в том числе и живое - рабы - выставлено на торги. Андре покупает командор ди Алмейда для работы на плантации, хотя он до этого ни разу в поле не работал, а занимался работами по дому, а Санту покупает приятель командора в качестве горничной для дочери. То, что Андре и Санта любят друг друга никого не волнует. Нет, в конце-концов им удастся встретиться и даже пожениться,но это скорее киношный ход. В жизни такое бывало крайне редко.
 А Изаура?
Леонсио с удивлением обнаруживает, что девушка как личность стоит гораздо выше него! И это его сначала удивляет, а потом начинает откровенно бесить: как?! - эта никчёмная рабыня, никто, она благороднее его - родовитого Леонсио ди Алмейды?!
 Он не прощает Изауре её достоинства, её внутренней свободы. И весь сериал идёт борьба характеров. Ничтожный Леонсио против прекрасной благородной Изауры.
 Если бы он её просто изнасиловал, это было бы не то. Но он последовательно "опускает" девушку: сначала её отправляют прясть и ткать вместе с другими негритянками, потом мыть полы и посуду на кухне, потом и вовсе - работать в поле - убирать сахарный тростник. Но все испытания, выпавшие на её долю, Изаура переносит с достоинством.
Леонсио подсылает убийц, чтобы те убили её возлюбленного - сеньора Тобиаса, пусть даже при этом погибает и его жена - сестра Тобиаса Малвина, которая искренне пыталась помочь влюблённым. Леонсио препятствует воссоединению Изауры с отцом, который служит управляющим в имении Тобиаса. Тогда отец похищает Изауру и вместе с Андре и Сантой, которые к тому времени становятся мужем и женой, они бегут в другой конец страны.
Но Леонсио и там их находит.
 К тому времени Изаура встречает новую любовь - не менее достойного и благородного сеньора Алваро. Алваро предлагает за выкуп Изауры фантастическую сумму, но Леонсио не желает отпускать свою добычу. Апофеозом его изощрённых издевательств должна была стать свадьба Изауры с безобразным стариком. Но Алваро не допускает этого. Он узнаёт, что дела Леонсио сильно расстроены, он фактически банкрот и просто перекупает все долговые обязательства, делаясь единственным кредитором ди Алмейды.
 Всё заканчивается свадьбой и хэппи-эндом.
   Сериал снят по мотивам книги известного бразильского писателя Бернардо Гиморраэнша и, как водится, "в книге всё не так". У автора Изаура погибает, но погибает непобеждённой. Но в кино другие правила.
 Какая у этой басни мораль?
 А весьма неожиданная.
 Сериал, напомню, вышел на экраны в 1988 году. Это - разгар приснопамятной "перестройки". Пройдёт ещё какие-нибудь два-три года и страна ухнет в тартрарары.  И вот тогда-то, в окаянные 90е, и станет ясно "кто есть ху". Кто достойный человек, а кто так... И достаточно большое число людей превратилось в обычных нытиков, ищущих виноватых. Но это уже совсем другая история.
      


Рецензии