Иерусалимский паломник

Святые – так с давних пор зовётся в Боеве одно семейство, причём наречено оно так не в насмешку, а по великому признанию
и уважению. Слава же об их прародителе – Митрофане Дееве – в своё время разлетелась окрест на сотни вёрст.
      
Ещё до революции Митрофан, имея в душе истинное убеждение в земную жизнь Иисуса Христа, не единожды совершал
паломничество в места его мученической казни, в далёкий древний город Иерусалим.

О «походах» деда хорошо помнила его внучка – Анна Яковлевна, скончавшаяся два года назад в 93-летнем возрасте.
Но в память о любимом дедушке остались её устные рассказы, которыми со мной охотно поделилась дочь Анны Яковлевны –
Александра Ивановна Агупова, шестидесятичетырёхлетняя жительница Боева.
   
Перед тем, как пуститься в странствие, рано овдовевший Митрофан до конца исполнил свой отцовский долг: выдал замуж
всех троих дочерей, женил единственного наследника Якова (отца ещё не родившейся Ани). И сказал тогда Митрофан сыну:
«Оставляю на тебя всё хозяйство, а мне давно пора по-настоящему послужить Господу».

Наутро, усердно помолившись Богу, он покинул родимую избу, стоявшую неподалёку от боевской церкви. Минуло больше года,
пока Митрофан вернулся домой. Пришёл он не с пустыми руками. Бесценный огромный кипарисовый крест с Распятием Иисуса Христа доставил паломник из Иерусалима в родное село. От села к городу, от города к селу провожал православный люд Митрофана, неся поочерёдно деревянный крест. Распятие Митрофан передал местному храму, где оно хранится до сих пор.

Через несколько лет Митрофан вновь засобирался в знакомую дальнюю дорогу. На сей раз принесённое им таким же образом святое Распятие он пожертвовал в Давыдовскую церковь.

В тридцатые смутные годы внучка уже ушедшего из жизни паломника Митрофана – Анна, прослышав про разгром этой церкви, с сестрой и ещё одной женщиной отправилась к местному ктитору и слёзно вымолила у него Распятие Спасителя. Не представляла Анна, как им, слабым женщинам, даже от пола приподнять тяжеленный крест, не говоря уже о его доставке из Давыдовки в Боево. Но совершилось великое чудо: стоило им взять Распятие в руки, как оно словно само полетело по воздуху… 
   
…Более полувека в «красном» углу дома Анны Яковлевны стояла эта святыня, обладающая целительной силой. Сказывают, многие односельчане избавлялись от хворей, прикоснувшись к Иерусалимскому кресту.
      
Когда в Давыдовке открылся храм, его священнослужитель долго уговаривал бабушку Анну вернуть Распятие давыдовским прихожанам. Согласилась старушка при одном условии – не подвергать его реставрации. Однако Распятие всё же обновили, и оно потеряло свои чудодейственные свойства, равно как и его отреставрированный боевский аналог.
    
Несмотря на преклонные лета Митрофана его близкие не препятствовали сборам старика в Иерусалим, видя в том искреннюю потребность его чистейшей души. С тоской расставалась с милым дедуней Аннушка, с огромной радостью встретила его лишь через две зимы.
      
Навек запомнила девочка пророчества деда, услышанные им в чужедальней стороне. Вся родня, окружив Митрофана, с большим интересом ловила каждое его слово. Затаив дыхание, внимала и Аня.
   
- Придёт время, - утверждал старик, - и весь мир окутает тяжёлая паутина (линии электропередач). Зайдёт сатана в дом, сначала – с голосом, а потом и всем телом (радио и телевидение).
   
- Да что ты такое гутаришь, папаня? - возмутились дочери. - Да разве ж мы того допустим, перекрестим нечистого, он и изыдет вон.
      
Тяжело вздохнув, Митрофан продолжал: «Не только впустит его народ, все со вниманием будут слушать и созерцать. По небу полетят железные птицы. Греховные матери станут есть во чреве своё дитя».
    
- Ну больно, папашка, помилуй, какие страхи сказываешь, быть того не может, - вновь перебили его женщины.
   
- Я до тех пор не доживу, и вы вряд ли захватите, а вот она, - Митрофан указал на Аню, - воочию во всём убедится. Так оно и вышло, до современных благ цивилизации и её пороков дожила из рода святых одна Анна Яковлевна, до скончания часа своего твёрдо верившая в Бога, искренне выполнявшая все заповеди Иисуса Христа. 
      
Дед Митрофан в четвёртый раз отважился на пеший ход в иерусалимскую даль, имея за плечами тяжёлое бремя прожитых девяноста с лишним лет. Но назад он уже не добрался. На обратном пути, на подступах к Воронежской губернии, совсем занемог. По воле умирающего, похоронили его чужие люди как странника, поставив на могиле православный крест.
 
… Позже многие дети и внуки Митрофана за непоколебимые религиозные взгляды были брошены в тюрьмы, сосланы в ссылки. А одного из внуков прямо на месте в Боеве подвергли смертельным избиениям. Не выдержала режима Соловков дочь Митрофана – Вера, мать 17-ти детей. Чудом удалось тогда остаться на свободе Анне Яковлевне.          
---------------      
Октябрь 2003 год, с. Боево, Воронежская область.
---------------
Картинка из интернета. Спасибо Автору!


Рецензии
Удивительная история!
Спасибо,Ниночка.

Рада Марванова   03.06.2021 11:39     Заявить о нарушении
Дорогая Радочка, благодарю за проявленный интерес к судьбе Митрофана!

Нина Пигарева   04.06.2021 20:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.