Музей Рерихов в долине Кулу. Май 2018

Музей Рерихов в Индии  в долине Кулу.
С автовокзала из Дели в столицу долины Кулу город Манали каждый вечер отправляются несколько частных автобусов.  Ночной переезд в комфортабельном автобусе стоил 1500 рупий.
Рано утром 5 мая 2018 года я прибыл в главный город долины Кулу - Манали. Из долины открывается прекрасные виды на двуглавую гору Геланг или гору М, которая замыкает долину в  виде огромной буквы М. В Манали на автовокзале сразу же к прибывшему  автобусу подходят зазывалы из ближайших отелей, предлагая апартаменты  с  завышенными ценами. Я пошел в недорогую гостиницу, в которой останавливался в свой прошлый визит в сентябре 2012, но там в этот раз не оказалось свободного места. Пришлось потратить некоторое время на поиски комнаты. Не сразу я нашел подходящий мне номер. В Манали много гостиниц, но в некоторых гостиницах не было мест, в других отелях были только дорогие комнаты. В основном в Манали приезжают индийские туристы для того, чтобы посетить перевал Ротанг. Наконец, мои поиски увенчались успехом, я нашел то, что мне нужно и остановился в небольшом отеле  недалеко от центра. Большая комната с двухспальной кроватью, в туалете душ, бойлер, горячая вода. Комната стоила 500 рупий, и я был доволен.
Долина Кулу известна с древних времен. Главная артерия долины – река Беас. На берегах реки Беас  жил святой Вьяса, собиратель Махабхараты и многих пуран – исторических легенд, мифов и сказаний. Здесь жил герой Бхагавад Гиты - кшатрий Арджуна и его братья Пандавы. И здесь проходил со своими войнами великий полководец Александр Македонский. Священная долина овеяна мифами. В долине много старинных храмов и памятников культуры более чем двухтысячелетней давности. Долина Кулу также известна своими горячими источниками. Долину Кулу еще называют яблочная долина. Действительно, когда я впервые посетил ее в конце августа в 2012 году, то видел своими глазами огромное количество, реально горы яблок по дороге в Манали. Яблоки на вкус очень приятные и сочные.
  С автовокзала в Манали каждые полтора часа в город Кулу отбывают местные автобусы. Стоимость проезда до Наггара 20 рупий. Через час я вышел в Наггаре. От главной дороги надо подняться вверх примерно два километра до музея-усадьбы Рерихов и института «Урусвати». Я был приятно удивлен, что перед входом в музей недавно открылась  выставка картин местного художника. Я зашел во внутрь зала и познакомился с художником Шив Кумаром. Его выставка проходила с 1 по 7 мая и называлась «Гармония природы». Небольшие по размеру пейзажные картины были выполнены акварельными красками. Пейзажи долины Кулу с тонкими и нежными красками мне очень понравились. Я пожелал художнику успеха и вышел из павильона. Вход  в музей Рерихов стоит 100 рупий. Полное название организации - Международный Мемориальный Трест Рерихов.
 К сожалению, я опоздал на праздник. Программа фестиваля и праздничных мероприятий в музее Рерихов проходила с  29 апреля по 1 мая 2018 года. Программа включала в себя выставку детских рисунков по теме « Индия глазами детей и молодежи России», академический семинар « Рерихи в Кулу: Аспекты креативности». Главный праздник 1 мая начинался с традиционного богослужения по древнему индийскому обряду - Шанти Пуджа, затем следовала церемония поднятия флагов – России, Индии и Знамени Мира. Открылась художественная выставка-продажа Шив Кумара в выставочном павильоне.  Большая культурная  программа  проходила в Зеленом театре. В институте « Урусвати» открылся новый зал – «Химическая лаборатория»
Я прошел к дому Рерихов и встретил там небольшую группу туристов из разных городов России, а точнее туристок. Дом Рерихов утопает в зелени, а вокруг много цветов. Мы поглядели за стеклом гаража на машину Рериха – раритетный додж 1929 года выпуска. Машина хорошо сохранилась. А затем я вместе с женщинами зашли в  дом Рерихов. В этом доме семья Рерихов жила с 1929 по 1948 год.  Дом был построен в 1880 году английским полковником Хенри Ренником, в 1928 году это имение принадлежало местному радже Манди, который не очень то заботился и дорожил  имением. Раджа  продал дом Рериху с мебелью, со всем имуществом и  вещами. Когда Рерих купил дом, то дороги  к дому не было. К дому вела горная тропа, которая вилась по склону. Дом окружал яблоневый сад, разбитый на укрепленных камнями террасой. К самому дому подходил густой лес.
 Павел Беликов и Валентина Князева в книге «Рерих» из серии Жизнь Замечательных людей описывают смешной случай: « В горах темнеет быстро, и европейского путника, который шел в гости в дом Рериха, внезапно настигла ночь. Будучи наслышан о гималайских медведях и прочих лесных обитателях, он подумал, что благоразумнее всего переждать до рассвета на верхушке какого-либо дерева, и залез на ближайшее. Измученный бессонной ночью, гость вздремнул только под утро и внезапно был разбужен подозрительным шорохом. Наклонившись, он увидел чьи-то изумленные вперившиеся в него глаза. Оказалось, что это садовник Рериха Кесанг, а дерево, послужившее ему убежищем, росло в саду неподалеку от жилого дома».
 На первом этаже дома Рерихов сразу у входа находится большая столовая. Большой обеденный стол был сервирован хорошей посудой, которая принадлежала еще предыдущему хозяину дома – местному радже. В столовую  Рерихи  собирались ненадолго на завтрак рано утром, в небольшой перерыв на обед и после рабочего дня по вечерам. Вместе с Рерихами в этом доме жила первое время американка Эстер Лихтман и секретарь Владимир Шибаев, а с 1936 года в доме жил доктор Антон Яловенко,  с которым Рерихи познакомились в Кашгаре во время своей трансгималайской экспедиции. А после смерти Николая Константиновича с 1948 года Яловенко был управляющим домом и поместьем.  Также в доме Рерихов постоянно жили сестры - Людмила и Ираида Богдановы.  Они готовили еду, стирали, следили за хозяйством.
  Первое и единственное помещение открытое для посетителей сразу после входа в дом – столовая. В столовой Рерихи собирались и устраивали семейные советы, общались и обсуждали новости, текущие события, планы и проблемы, потом вместе слушали  патефонные пластинки с классической музыкой. Слушали музыку Вагнера, Скрябина, Стравинского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Грига, Равеля, Дебюсси, Шуберта, Мусорского, Бородина, Баха, Бетховена, Рахманинова, Сибелиуса. В доме было небольшое пианино, на котором играла Елена Ивановна.   На втором этаже находились спальные помещения, библиотека и рабочие кабинеты. Внутренние помещения дома закрыты для входа посетителей, но можно заглянуть во внутрь через окна с балкона.
 Где и как в доме Рерихов можно было помыться, как была наложено водоснабжение, где был туалет, как топили и обогревали помещение зимой? Бытовые вопросы – это повседневная жизнь, с которой приходилось  сталкиваться. В фильме Олега Мартынова «Обитель света» рассказывается о двух бывших  хранителях дома Рерихов  - уроженке Восточной Пруссии Урсуле Айхенштадт и о гражданке Словакии Алене Адамковой. По просьбе С.Н. Рериха Урсула была хранительницей дома с 1989 года, затем энергичная Алена Адамкова сменила пожилую Урсулу  и стала куратором дома-музея с 2002 по 2012 год. В настоящее время куратором работает россиянка от МЦР Лариса Сургина,ей помогает муж, штатный сотрудник, сюда также  часто приезжают волонтеры из России.
 Зимой в долине Кулу выпадает снег. Второй этаж Рерихи отапливали керосиновыми печками, но все-равно там было довольно холодно. Камин  использовали только на первом этаже дома. Освещали дом керосиновыми лампами. Туалет был на улице. Это очень неудобно особенно зимой. Туалета в доме не было  и приходилось использовать горшки. Воду приносили в кувшинах из горного ручья, согревали  на огне и мылись, поливая воду из кувшина  в тазик.
  На второй этаже дома  находится балкон или переходная галерея. Галерея построена  в 1996 году индийцами по периметру дома. Посетители могут подняться по лестнице, пройти и с балкона заглянуть в окна и увидеть внутреннюю обстановку жилых помещений семьи Рерихов, холл и библиотеку. Обстановка внутри там очень скромная без каких-либо излишеств, пошлости и роскоши. В спальной комнате Николая Константиновича и Елены Ивановны стоят две простые и раздельные кровати. Шкаф с одеждой расположен рядом с книжным шкафом. Книг в шкафах очень много. У каждого в семье Рерихов был свой личный рабочий кабинет. На стенах много картин Н.К.Рериха и буддийских танков.  На столе и полках лежит много больших и красивых кристаллов горного кварца, буддийские манускрипты и статуэтка Будды. В просторной библиотеке есть одна небольшая и старинная фамильная  икона,  лампада висит на стене, а две другие иконы стоят на полке. Там стоят стулья и кресла за небольшим столиком и рядом расположен небольшой диван.
Е.И. так сама описывает свою ежедневную работу: « Занята с утра до вечера. Записываю Беседы в особые тетради, собираю очередные книги для издания, корректирую переводы их на другие языки и пишу длиннейшие письма по вопросам Учения моим многочисленным корреспондентам. Ведь все книги давались на основании моего опыта, и непосвященным в нашу жизнь многие места не ясны. Но главная моя работа  - это ведение дневника моего огненного опыта  с описанием всех воздействий и реакций на организм, всех ощущений и видений и их разнообразного характера, так же как и записывание слышимых и видимых мной некоторых деталей жизни Великого Белого Братства. Все эти годы я жила почти в полной изоляции, редко, очень редко, видела я кого-либо из посещавших нас. На моем организме тяжко сказывались не только атмосферные колебания и перемена токов, но особенно тяжки были вибрации, вносимые посторонними людьми. Забота Учителя сказалась не только в выборе места,но и подборе лиц, непосредственно окружавших меня. Такая относительная изоляция дала возможность пройти без тяжких последствий через открытие и возжжение нервных центров».
 Елена Ивановна много работала с самого раннего утра и до вечера. Она была скромной и не любила фотографироваться, когда приезжали гости. На многих фото она пряталась за спинами сыновей под зонтиком во втором ряду. Известны лишь несколько ее персональных фотографий. Одна из самых известных фотографий была снята 1928 год в Дарджилинге – Е.И.Рерих сидит в кресле, в центре ауры, хорошо видимого большого и светлого круга.   В жизни Елены Рерих было очень много необычного и загадочного, далеко выходящей за рамки обычного сознания простого человека и привычной, суетной земной действительности.
  Это прежде всего ежедневное общение и сотрудничество с махатмами Шамбалы. Известны не только фото,  но и картины Елены  Ивановны, которые написаны с огромной любовью ее любимым младшим сыном Святославом.

 Перед входом в дом Рерихов установлен флагшток, на котором развиваются государственный флаг России, флаг Индии и рериховское Знамя Мира. После приобретения дома в долине Кулу в декабре 1928 года Н.К и Ю.Н. Рерих уехали по делам в Америку, там был разработан текст проекта пакта Рериха по охране культурных ценностей во время военных действий. Вместе с пактом Рерих предложил и отличительный флаг, который был назван «Знамя Мира». Флаг представлял собой белое полотно с красным кольцом, в центре которого расположены соприкасающиеся три красных круга. Происхождение этого символа теряется в древности. Символ не принадлежит какой-то народности, определенной религии или секте, подобные изображения разбросаны в разных уголках земли. Символ триединства интернационален и над религиозен, его можно встретить на древних тибетских, кавказских, скандинавских фибулах, на предметах древней Византии и Рима. Это знак триединства раннего христианства. Им украшено изображение Страсбургской Мадонны. Знак триединства можно увидеть на иконах святых и подвижников православия в России. Символ претворен в иконе. Его можно встретить на тамге Тамерлана и в буддийской символике. Знак триединства универсален, его расшифровывают по разному.  Рерих считал, что он обозначает прошлое, настоящее и будущее в круге вечности. Другое истолкование символа: Синтез Религии, Искусства и Науки, которые  объединяет  Культура. Знамя Мира не имеет авторского права и не может принадлежать ни одной рериховской организации.  Знамя Мира служит эволюции, сотрудничеству и объединению всего прогрессивного человечества, всех  культурных и светлых людей во всем мире, независимо от национальности, мировоззрения и вероисповедания.

 « Знамя Мира несет лучшее будущее» - писала Е.И.Рерих.         
 «Мир, великий мир, живет там, где обитает истинная Культура. Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце» - писал Н.К.Рерих.
  Без жертвенного  служения культуре, религии, искусству, науке  любое общество постепенно деградирует. Культура стимулирует развитие и эволюцию общества.  Памятники  культуры должны быть под защитой государства и власти.  Само слово «КУЛЬТУРА»  состоит из двух слов – культ и ура. Ур на санскрите свет . Культура – культ света.  Культура беззащитна от нападений тьмы и агрессивного зла.
 Щитом света, защитить памятники Культуры призвал Пакт Рериха – международный договор об охране художественных и научных учреждений, исторических памятников. Пакт Рериха был подписан в Вашингтоне в 1935 году. Для объектов охраны предложен знак – Знамя Мира.  Пакт Рериха был принят Комитетом по делам музеев при Лиги наций.
Идея Рериха нашла широкую поддержку в прогресивных кругах мировой общественности. Р.Роллан, Б.Шоу, Т.Манн, А.Эйнштейн, Г. Уэлс и многие другие приветствовали начинание русского художника. Это предложение Рериха вызвало резонанс. Парижский университет  выдвинул Николая Рериха на получение Нобелевской премии в 1929 году.
В обращении Парижского университета говорилось: " Николая Рерих своими литературными произведениями, лекциями, исседованиями, картинами и многосторонней деятельностью действенно призывал принять доктрину всемирного братства. Его пропаганда мира охватила свыше двадцати стран и была широко признана. О ее воздействии свидетельствуют многочисленные послания к Рериху со стороны самых различных учереждений. Мы твердо верим, что окончательный международный мир придет через поднятие культурного уровня народов и постоянную действенную  пропаганду братства, рожденного культурой и возвышенной красотой во всех областях жизни. Тридцателетняя трудовая деятельность Н.Рериха была мощным призывом к взаимному сближению народов".
  Рабиндранат Тагор писал Николаю Рериху: « Я искренно радуюсь, что этот Пакт принят Комитетом Лиги Наций по делам музеев, и я глубоко чувствую, что он будет иметь огромные последствия для культурного взаимопонимания народов».
 Из 36 западных стран Пакт Рериха не поддержали только Англия и Германия.
После возвращения из Америки в Европу в 1930 году, оказалось что лукавые англичане не хотят Рериха и его старшего сына пускать в Индию. Рерих подключил все свои международные связи, кто только за него не просил. Рерих долго и упорно, но бесполезно  добивался въездной визы в Индию. Великобритания также упорно не давала визы Рериху и его старшему сыну. Елена Ивановна Рерих  по состоянию здоровья, чтобы быть по дальше от англичан, которые предложили ей покинуть дом,  переехала жить в труднодоступный горный поселок Кейлонг за перевалом Ротанг и там продолжала трудиться. Рерих справедливо писал, что западная цивилизация постепенно утрачивает всякую человечность. Художник изменил свою тактику борьбы за визу. Из Европы он въехал во французскую колонию в Индии в 1931 году. После короткого месячного пребывания там Рериху отцу и сыну, наконец, были выданы  въездные визы в Британскую Индию с условием, что в случае необходимости покинуть  её в течении трех месяцев. Эта была победа! Наконец, семья Рерихов вновь  соединилась в долине Кулу.
 Вновь Рерих посетил США в 1934 году.  Посещение Н.К.Рерихом Белого дома в Вашингтоне в 1934 году было связано с вопросом финансирования Департаментом Земледелия США экспедиции Рериха в Китай для сбора семян сухостойких трав  в засушливых районах Китая. После большой экспедиции в Маньчжурию и Китай в 1934-1935 годах Н.К.Рерих возвращается в свой дом в долину Кулу и  там безвыездно живет. Началась вторая мировая война, прервались международные связи, Рерихи оказались отрезанными от своих корреспондентов и учеников в Европе...

Недалеко от дома Рерихов расположен Зеленый театр  –  открытая деревянная веранда с резными колоннами и сцена для выступлений артистов.  В верхней части цоколя украшает изящное изображение индийской богини Мудрости Сарасвати.
В 2004 году по подсказке местных жителей были обнаружены мемориальные каменные плиты недалеко от Нагара, которые были перевезены на территорию музея. Их положили недалеко от Зеленого театра. Возраст плит ученые определили от 500 до 1000 лет. Плиты посвящены раджам и правителям Кулу, а также их бедным женам, которые шли на смерть в огонь по традиционному обряду Сати вслед за мужем. Расположены 52 плиты в три ряда, также как они и были обнаружены в долине Кулу недалеко от древнего замка.
Рядом с домом Рерихов, в пристроенном  павильоне также через окна можно увидеть раритетный автомобиль «Додж», который принадлежал Рериху. Рядом с входом в дом находится собрание каменных скульптур, посвященных легендарному покровителю долины Кулу – Гуга Чохан и его сестре Рани Радж Мате.
Тропа вверх ведет от дома Рерихов среди деодаров к институту гималайских научных исследований « Урусвати».
 Основание института  - 24-го июля 1928 года в Дарджилинге. Урусвати на санскрите значит "Свет утренней звезды".   Урусвати – так гималайские махатмы называли Елены Ивановну Рерих.  Уникальные находки и коллекции, которые были собраны на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции были размещены в институте. В институте Рерихами были открыты отделы – археологический, естественных наук, медицины, научная библиотека, музей для хранения  вещей. В медицинском отделе была организована лаборатория по изучению психической энергии человека и биохимическая лаборатория, в которой  изучали средства борьбы с раком.
 В институте выставлены фотографии и картины Н.К и С.Н. Рерихов. Одну картину следует выделить  особо. Она называется «Три короны». Три короля скрестили мечи, а от них в небе в  виде облаков уплывают их короны. Этот пророческий сон Е.И.Рерих увидела еще до начала первой мировой войны. Она рассказала свой яркий и необычный сон Н.К.Рериху, и он написал эту картину. После окончания 1-ой мировой войны, этот сон стал реальностью: Три короля – три императора остались без тронов и корон. Россия, Германия и Австро-Венгрия перестали быть империями с агрессивными амбициями и  сменили государственный строй.
На первом этаже института «Урусвати» сейчас располагается этнографическая экспозиция, которая знакомит посетителей с русским и тибетским национальным фольклором. На втором этаже находится раритетная вещь - паланкин Е.И.Рерих. Паланкин – устройство для переноски человека, которые были приняты на Тибете и в Гималаях. Сохранилась фотография, которая сделана в 1923 году в Сиккиме: Елену Ивановну несут в этом паланкине шерпы-носильщики. Также на втором этаже была открыта в этом году  восстановленная химико- биологическая лаборатория.

В Тибете и в долине Кулу крайне редко люди  болеют раком. Этот факт Рерих заметил. Когда он сообщил о нем, то эта информация вызвала большой  общественный и  научный интерес в США. В то время рак пытались лечить ультразвуком. Нашлись крупные меценаты, выделившие большие суммы на биохимическую лабораторию в Нагаре. Новые исследования способов лечения рака лекарственными растениями долины Кулу начали проводиться в «домашних условиях», так как биохимическая  лаборатория еще не была построена. Авансы меценатов должны были быть подтверждены конкретными результатами. 16 мая 1931 года - в день Сергия Радонежского была заложено здание биохимической  лаборатории. Основной этап строительства лаборатории закончился к осени 1932 года, а завершающие работы по постройке здания – к августу 1933 года. Оставалось поставить лабораторное оборудование.  Возглавить лабораторию должен был высокообразованный биохимик и опытный квалифицированный доктор Владимир Перцов. Однако без электростанции в Нагаре, настоящая исследовательская работа не могла начаться. Финансовый кризис в Америке, а затем предательство финансиста Луиса Хорша  ударили и разрушили все планы Рериха по строительству в долине Кулу. Суд с Хоршем Рерих проиграл и лишился огромной части картин и недвижимого имущества в Нью-Йорке.
 Директором института «Урусвати» был Юрий Николаевич Рерих. Недалеко от института раньше стоял дом, в котором жили тибетские ламы, которые помогали Юрию в его лингвистических исследованиях.  Крупные ученые вели переписку и сотрудничали с Институтом «Урусвати». Среди западных ученых можно назвать А.Эйнштейна, Р.Милликана, Л.Бройля, президента Американского археологического  института Р.Магоффина, путешественника Свена Гедина, профессора С.Метальникова, академика Н.Вавилова и других. Первое, что нужно было сделать – построить здание лаборатории. Для публикации результатов работы была необходима  типография. Публикации научных исследований экспедиции было нужно доводить до научных кругов Запада.  Это требовало немалых денег.  Н.К. и Ю.Н.Рерих отправляются в Нью-Йорк вновь за поисками меценатов. Президент США Герберт Гувер принял в Белом Доме Н.К. Рериха.  Рерих подарил президенту США свою картину, но американское гражданство Н.К.Рерих так и не получил.   В 1931 году в Нью-Йорке вышел первый номер ежегодника института. После постройки здания химико-биологической лаборатории в Кулу  выяснилось, что денег на содержание института у Рерихов явно не хватало. В Америке разразился экономический кризис. Поддержка меценатов закончилась. Святослав Рерих увлекся игрой на бирже, и в момент кризиса потерял немалые суммы денег. Акции рериховских организаций стремительно падали. Здание музея в Нью-Йорке приносило только убытки. Инфляция  сжигала все доходы. Банк отказал в займе. С трудом удалось получить займ, но погашать задолженность было не чем.  После предательства президента музея Рериха в Нью-Йорке - финансиста Луиса Хорша, с супругой  и Эстер Лихтман, Рерих потерял более 1000 картин и 24-этажное здание «Мастер-дом» в Нью-Йорке, где находился  музей Рериха. Луис Хорш объявил о закрытии всех рериховских учреждений. В 1936 году Рерих проиграл суд и потерял всё свое имущество. В связи с неуплатой налогов его объявили банкротом.  Отказав ранее Рериху в американском гражданстве с него янки потребовали уплатить налоги. Это парадоксальное решение на государственном уровне  характерно для политики двойных стандартов и высокомерного лицемерия  американского правительства. Въезд в США для Рериха был закрыт. В 1939 все фонды  института «Урусвати»  были законсервированы. Началась вторая мировая война, и многие связи с Европой почти полностью прервались.
В 1942 году дом Рерихов в долине Кулу посетили высокие гости – Джавахарлал Неру и его дочь Индира Ганди. Это особая веха в жизни и знаковое событие в жизни семьи Рерихов. Уважаемые, высокие гости жили две недели в гостях у Рерихов.
« Все наше народонаселение вышло провожать с цветами, с добрыми пожеланиями, - писал Н.К.Рерих. Добро, добро – около Пандиджи. Все чуют, что он не только большой человек, надежда Индии, но и честнейший, добрый человек. Эти два ощущения очень важны в наши дни. К доброму сердцу тянется и все доброе, естественно. Мечтают люди о справедливости и знают, что она живет около доброго сердца. Трогательно, как народ восклицает:
- Да здравствует Неру!»

После окончания второй мировой войны художник стал хлопотать о визе и переезде в Советский Союз. В это время Индия обрела, наконец, независимость от ослабевшей после войны Великобритании. Это событие важности не только для истории страны, но и для всего мира. Однако затем после первой национальной эйфории в Индии последовала национальная трагедия - кровавая межрелигиозная и гражданская война, ужасная резня в духе средневековья. Этот хаос расколол страну по религиозному принципу и  привел к огромным массовым миграциям...Прекратилась работа почты и телеграфа в Кулу. Рерихи были полностью отрезаны от мира. Для картин Рериху требовался холст, который  оказался дефицитом в разоренной войной Европе.
  Одна из последних картин Рериха – «Приказ Учителя». На краю  пропасти над горной рекой сидит риши, святой  подвижник. Он не медитирует, его голова наклонена вниз. Он находится в глубокой задумчивости. Кажется, что он смотрит вниз  и задает себе вопрос: «Что дальше делать?»  В далеке на светлом фоне видны снежные вершины сияющей  горной страны, оттуда к ученику летит как светлая птица – приказ Учителя. Приказ Учителя – «Помоги стране русской».
 Рерих неизменно следует к исполнению приказа Учителя. Он с нетерпением ждет решения по въездной визе в СССР и готовит свои картины к отправке в СССР. Но он был не нужен России. Сталин своей рукой оставил  резолюцию на письменную просьбу Рериха приехать в СССР: «Не отвечать».  Рерих об этом не знал и продолжал надеяться получить добро и  визу, чтобы приехать на Родину.  Он не думал о  реальной угрозе попасть там в руки НКВД.
В июле 1947 года Рерих перенес сложную операцию.  Ему удалили опухоль предстательной железы.  От рождения у художника было слабое здоровье, в последние годы жизни у него была сердечная недостаточность. Врачи приписали ему постельный режим после операции. За день до своей смерти художник позвал своего слугу и выбрал вековые деревья деодары для своего погребального костра...
Николай Константинович Рерих ушел из жизни на 74-ом году жизни 13 декабря 1947 года. На месте кремации или самадхи был местными жителями принесен издалека большой камень. Елена Ивановна писала в Америку: « Посылаю Вам, родные, и последние снимки в него, уже лишь оболочки. Но оболочка эта настолько просветленная и так отражает его сущность, что мне они ближе многих других. Таким он был последние месяцы жизни, когда я писала вам,что он стал таким красивым старцем. Кротость, великое смирение запечатлелись на его лике. Прекрасная оболочка его была предана огню на обширной горной площадке нашего поместья с широким видом на три снежные гряды. На месте сожжения был водружен большой красивый осколок скалы с надписью на хиндустани по Знаком Знамени Мира. Скалу эту тащили издали примитивным способом. Люди с соседних деревень тащили скалу железными канатами и на валиках  из больших деревьев, подталкивая камень такими же рычагами. Двигали по полдюйма с большими роздыхами. Тащили несколько дней, и все же осилили и водрузили на каменное основание, под которым остался пепел от сожжения всего костра.
День сожжения выдался исключительно прекрасным и парадным; ни малейшего дуновения ветра, и все окружающие горы оделись в свежее снежное покрывало. Никогда раньше я не видела сожжения и должна сказать, что зрелище было грандиозно и прекрасно. Население сложило огромный костер из деодаров, густо политых ароматическими маслами. Когда его носилки, покрытые белыми цветами, были поставлены на кострище, костер был зажжен с четырех сторон, огромное пламя, как крылья охватило его, скрыв его от нас, и устремилось ввысь, в безоблачную синеву. Ни малейшего дыма, ни малейшего угара,кроме прекрасного аромата деодарового и сандалового дерева. Через два с половиной часа все было кончено. Обычно сожжение берет больше времени до шести часов. Народ вынес свои заключение. Ушедший был большим Риши, и поэтому тело его настолько чисто, что огонь сразу охватил его, и не было не дыма, ни угара. На второй день мы собрали пепел, часть оставили на месте сожжения, а другую взяли с собой. Жутко было вернуться в дом опустевший. Жутко было смотреть на стеклянную дверь его мастерской, из-за которой он больше не выглянет, не выйдет полюбоваться на горы и небеса, освещенные огнем огненного заката.
Наш Светлый и Любимый будет жить в памяти народа. Просветленные сознания поймут, какой великий Дух ходил по Земле среди людей и будил их сознание ко всему Прекрасному и тем самым вливал в них Эликсир Жизни. Махатма Ганди, после его убийства,  стал Спасителем Мира, но еще большим станет наш Светлый и Любимый, когда будет собрано воедино все им созданное и оповещенное во Благо Человечества. Истинно, он заложил основание Новой Эпохи, Нового Мира.

  Место сожжения его светлой оболочки охраняется и станет местом паломничества для многих почитателей...Мне еще трудно писать о его болезни и последних днях. Напишу позднее. Но прошу...для всех друзей и почитателей установить формулу, прекрасную и истинно верную, - «Сердце не выдержало количество яда, порожденного обезумевшим человечеством»...Щемит сердце лютая тоска об утрате лучшего многолетнего друга. Он ушел на зов Великого Владыки в три часа утра во сне, в самый торжественный день по индусскому календарю – в день рождения Шивы! За неделю до смерти  он видел Преподобного Сергия, стоявшего между нашими постелями и сказавшего: « Родные, зачем Вам мучиться здесь? Пойдемте со Мной, ко Мне, теперь же!» Дух его хотел уйти; очень огорчался он хаотическим положением в Мире – а мы еще скрывали все ужасы, творившиеся в нашей долине и в непосредственной близости от нас... Сердце не выдержало последних нагнетаний и лютой тоски за утеснение всего культурного, несущее спасение молодому подрастающему поколению».
 
На лицевой части мемориального камня высечена надпись под знаком Знамени Мира: « Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте  30 м, и устремилось вагхар 2004 викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ. РАМ» На обратной стороне камня высечено: «Этот камень был принесен сюда издалека».

Сразу за мемориальным  камнем  хорошо прижились липы, которые Н.К.Рерих привез откуда-то из Европы. Там много зелени, но цветов нет. Можно сесть на скамейки помолиться, помедитировать и подумать. На маленькой скамейке больше всего любила медитировать Девика Рани, и сюда же она завещала захоронить часть своего праха.
Н.К. Рерих завещал свои картины Родине. Он оставил завет, исполняя приказ учителя:
 « Собственности  у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу. Но вот что завещано всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать её. Путь познавания чужих стран приведёт к Родине, ко всем её несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычайные. Сокровища азийские доверены этим многим народам для дружного преуспеяния. Доверены пространства, полные всяких богатств. Даны дарования во всех областях ко всем областям искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремленность к обновлению жизни. Народы поют  и способны к украшению жизни. Где нарождается красота, там придет расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде познается и мир всего мира. В мире идет строительство и светлое будущее. А где постройка идёт, там всё идет. Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский!»


Рецензии
Вадим, спасибо Вам за интересную статью о Рерихе.

Марианна 2   07.07.2021 21:05     Заявить о нарушении