День второй

      В са­мом на­чале ар­хи­вов бы­ло рас­пи­сано о пе­ре­ез­де преж­не­го хо­зя­ина в этот дом. Мне ка­жет­ся кон­крет­но это мес­то, он выб­рал не слу­чай­но. Я наш­ла па­ру за­писей, на­писан­ных ещё нес­коль­ко де­сят­ков лет на­зад, ви­димо в тот мо­мент, ког­да мой даль­ний родс­твен­ник толь­ко в пер­вый раз по­сетил особ­няк. К мо­ему со­жале­нию, эти бу­маги, впро­чем как и боль­шинс­тво в ар­хи­вах от­сы­рели по не­понят­ным при­чинам, по­это­му мне ос­та­валось чи­тать лишь сох­ра­нив­ши­еся от­рывки до­кумен­тов.

      «… со­об­ща­ли га­зеты и слу­хи, все преж­ние вла­дель­цы это­го особ­ня­ка по­пали в пси­хи­ат­ри­чес­кую кли­нику, ли­бо скон­ча­лись по не­понят­ным при­чинам. Ви­димо имен­но по­это­му дом сто­ил так де­шево, что я да­же пред­ста­вить се­бе не мог. Ве­ро­ят­но, что все это все­го лишь слу­хи, но мне при­дет­ся про­верить их, так как пос­ледней вла­дельцем это­го до­ма бы­л од­ин из са­мых луч­ших про­фес­со­ров, изу­ча­ющих па­рап­си­холо­гию. Он не прос­то про­фес­сор, но и очень хо­роший че­ловек. Я дол­жен уз­нать о при­чине его кон­чи­ны, и имен­но по­это­му мне при­дет­ся вре­мен­но по­селить­ся в этом до­ме. Ду­маю, я здесь на­дол­го не за­дер­жусь, мне дос­тался днев­ник его наб­лю­дений, там на­писа­но, что этот дом…»

      Даль­ше дан­ную за­пись не ра­зоб­рать ни на од­ной эк­спер­ти­зе, слиш­ком уж она раз­мы­та. Пос­ле­ду­ющие до­кумен­ты в этой стоп­ке сос­тавля­ли лишь ка­кие-то циф­ры и ла­тин­ские бук­вы, ко­торые не нес­ли со­вер­шенно ни­како­го смыс­ла, как мне ка­жет­ся. Я по­пыта­лась рас­шифро­вать эти бу­маги, но прос­то не по­нима­ла как, не бы­ло ни од­но­го на­мека на то, как по­нять это. Бро­сив тщет­ные по­пыт­ки раз­га­дыва­ния сим­во­лов, кра­ем уха я ус­лы­шала как про­били ча­сы. Уже пол­ночь. Нуж­но ло­жить­ся спать, ду­маю, я смо­гу про­дол­жить эту ра­боту зав­тра.

      Ак­ку­рат­но сло­жив до­кумен­ты на сто­ле, я взя­ла ке­роси­новую лам­пу и нап­ра­вилась в свои по­кои. Да, с элек­три­чес­твом тут то­же по­яви­лись не­кото­рые труд­ности, по­это­му при­ходит­ся об­хо­дить­ся све­чами. Ро­ман­ти­ка, но ме­ня боль­ше ус­тра­ива­ло элек­три­чес­тво. Из-за то­го, что про­вод­ка сло­мана, а мас­те­ра в та­кую глушь за­манить очень слож­но, мне при­дет­ся ждать це­лую не­делю, при­выкая хо­дить ночью с ке­роси­новой лам­пой, или свеч­кой. Зай­дя в ком­на­ту, я пос­та­вила пред­мет ос­ве­щения на прик­ро­ват­ную тум­бочку, и лег­ла в пос­тель. По­тушив лам­пу, я об­ра­тила вни­мание на лу­ну, ко­торая от­сю­да выг­ля­дела не­обы­чай­но свет­ло.

      Сон так и не шел ко мне, что-то тре­вожи­ло ме­ня, что-то, что я не мог­ла ус­лы­шать, а толь­ко по­чувс­тво­вать. Стран­ное все-та­ки нем­но­го это мес­то, но мне боль­ше нег­де жить, при­дет­ся до­воль­ство­вать­ся тем, что есть.

      Ут­ро бы­ло не очень удач­но, нес­мотря на то, что я прос­ну­лась око­ло по­луд­ня, прос­пав при этом боль­ше сред­неста­тис­ти­чес­кой нор­мы, я со­вер­шенно не выс­па­лась. Да­же боль­ше, бы­ло ощу­щение, что я вов­се не спа­ла. Воз­можно, это все из-за ре­аби­лита­ции и сме­ны об­ста­нов­ки при пе­ре­ез­де. Днём мне бы­ло со­вер­шенно не­чем за­нять­ся, ко­неч­но, я мог­ла бы сра­зу сесть за ра­боту, но пред­почла это­му прой­тись по ок­ру­жа­юще­му ле­су, ос­мотреть мес­тность. Тем бо­лее, что ночью это де­лать не очень хо­телось.

      Осень вы­далась весь­ма хо­лод­ной, по­это­му нуж­но бы­ло оде­вать­ся теп­лее. Да и что уж там, в до­ме то­же бы­ло не осо­бо теп­ло, по­лы бы­ли ле­дяные, так как отоп­ле­ния здесь то­же ещё не бы­ло, при­ходи­лось хо­дить в обу­ви по особ­ня­ку, на­дев нес­коль­ко пар шер­стя­ных нос­ков. Вый­дя из до­ма, я вдох­ну­ла све­жий, чис­тый воз­дух, сов­сем не та­кой как в го­роде, это ра­дова­ло. От вхо­да шло все­го две тро­пин­ки, и од­на, нас­коль­ко я уже ус­пе­ла про­верить, ве­дёт к трас­се, по ко­торой я собс­твен­но и при­была сю­да. Вто­рая же ве­ла ку­да-то глу­боко в лес, ду­маю не заб­лу­жусь, да и заб­лу­дить­ся здесь осо­бо нег­де. При­рода, кра­сота, все это очень ра­дова­ло глаз.

      Осень - прек­расное вре­мя го­да для про­гулок на­еди­не с са­мим со­бой. Мож­но по­думать о чем-то да­лёком, о сво­ём, о том, что ни­кому кро­ме те­бя не из­вес­тно, те мыс­ли ко­торые у те­бя воз­ни­ка­ют толь­ко в оди­ночес­тве. Ка­чание де­ревь­ев из-за вет­ра, за­пах опав­ших кра­соч­ных листь­ев, все это да­вало осо­бен­ную ат­мосфе­ру. Соз­да­валось ощу­щение, что лес жи­вой, что он чувс­тву­ет ме­ня, мое при­сутс­твие. Мне ка­залось, что кто-то сле­дит за мной, и это от­нюдь не при­рода, чей-то взгляд про­едал ме­ня нас­квозь, но ни­кого не бы­ло поб­ли­зос­ти. Ни еди­ной жи­вой ду­ши. Ни­кого. Толь­ко я и лес. Есть все-та­ки в этом ле­су неч­то за­вора­жива­ющее, то, что буд­то шеп­чет те­бе, гип­но­тизи­ру­ет при­ходить сю­да сно­ва и сно­ва, про­ник­нуть­ся осен­ней ат­мосфе­рой.

      Мои мыс­ленные рас­сужде­ния прер­ва­ла кап­ля, упав­шая мне на го­лову. Од­на, вто­рая. Я под­ня­ла го­лову вверх и пос­мотре­ла на не­бо, ко­торое за­поло­нили тем­ные гус­тые дож­де­вые ту­чи. На­чал­ся дождь, да­же нет, ли­вень, при­чем очень мощ­ный. Ми­гом со­ри­ен­ти­ровав­шись, я пош­ла на­зад по сво­им сле­дам, к до­му. Я уш­ла дос­та­точ­но да­леко, а в раз­мокшей зем­ле ед­ва-ед­ва прос­матри­валась тро­пин­ка.

      Зай­дя на по­рог до­ма, я зах­лопну­ла дверь и пос­пе­шила снять с се­бя нас­квозь про­мок­шую одеж­ду. Пе­ре­одев­шись в су­хие ве­щи и взяв круж­ку с ко­фе, я от­пра­вилась греть­ся. Ос­та­ток дня я про­вела в теп­лом оде­яле. Око­ло де­сяти ве­чера, я по­дума­ла, что са­мое вре­мя за­нять­ся ра­ботой. Как го­ворит­ся ра­боте вре­мя, а по­техе час. Прих­ва­тив плед с со­бой, я взя­ла лам­пу и нап­ра­вилась в ар­хив. На этот раз ме­ня прив­лек не­боль­шой блок­нот, как ви­димо, это бы­ли лич­ные наб­лю­дения и за­писи преж­не­го хо­зя­ина, что-то вро­де днев­ни­ка или за­меток. Здесь то­же бы­ло мно­го че­го раз­мы­то, но из-за ко­жаной об­ложки блок­но­та, боль­шинс­тво за­писей хо­рошо сох­ра­нились. Пос­та­вив чаш­ку на стол, я на­чала изу­чать на­писан­ное.

      «Прош­ло нес­коль­ко де­сят­ков лет с мо­его пе­ре­ез­да. За это вре­мя я до­бил­ся ров­но ни­чего. Еже­месяч­но я свя­зывал­ся с кол­ле­гой, ко­торый изу­чал па­рап­си­холо­гию, собс­твен­но по его прось­бе я и при­был сю­да. Он прос­ве­щал ме­ня в под­робнос­ти об этом до­ме, ко­торые ус­пел уз­на­вать за ме­сяц. Ин­форма­ции бы­ло ма­ло, да­же очень. В биб­ли­оте­ке на вто­ром эта­же мно­го книг, во всех них бы­ла ин­форма­ция об ок­ру­жа­ющей сре­де и стран­ных яв­ле­ни­ях. Ду­маю, ещё за па­ру лет я ус­пею про­читать их все. Го­ворят, где-то здесь и дол­жен на­ходить­ся тай­ник с ка­кой-то важ­ной ин­форма­ци­ей об ис­то­рии до­ма. Но где? Нуж­но ис­кать, в мо­ем воз­расте у ме­ня уже очень пло­хое зре­ние, я мно­гого не ви­жу. К луч­ше­му ли это? У ме­ня пло­хой сон, что-то ме­ня тре­вожит. Нет, кто-то. Я не уве­рен, но мне ка­жет­ся что в этом до­ме есть кто-то кро­ме ме­ня. Воз­можно это все моя фан­та­зия. Я дол­го изу­чал этот дом в те­ории, в те­чении мно­гих лет.

      Са­мой пер­вой его хо­зяй­кой бы­ла жен­щи­на с па­ранор­маль­ны­ми спо­соб­ностя­ми. Она мог­ла ви­деть приз­ра­ков, об­щать­ся с ни­ми. Эта жен­щи­на бы­ла связью с иным ми­ром. Ме­ди­ум. Не знаю, прав­да ли это, дав­но уж очень бы­ло, но с каж­дым днём все это зву­чит прав­до­подоб­нее. Мно­гие прос­то не уме­ют смот­реть. Они смот­рят и не ви­дят. У ме­ня нес­по­кой­ный сон, но мне нуж­но спать, я ду­маю толь­ко это по­может мне, спа­сёт ме­ня. Сон — единс­твен­ное средс­тво от…»

      За­пись вновь об­ры­ва­ет­ся. По­луча­ет­ся, воз­можно рань­ше здесь жи­ла дей­стви­тель­но не­обыч­ная жен­щи­на. Как пра­вило, про та­ких всег­да скла­дыва­ют го­род­ские ле­ген­ды. Ду­маю, мне сто­ит на­ведать­ся в де­рев­ню зав­тра, воз­можно мне рас­ска­жут там что-то но­вое.
Ко­фе дав­но за­кон­чился. В ар­хи­ве я про­вела ещё нес­коль­ко ча­сов, за это вре­мя ус­пе­ла пе­репи­сать нес­коль­ко не­боль­ших сто­пок бу­маг, в ос­новном это бы­ли наб­лю­дения, как я уже по­няла, про­фес­со­ра, но кто он по про­фес­сии все так же бы­ло не по­нят­но. Здесь не бы­ло ни­чего свер­хинте­рес­но­го, лишь за­писи ка­ких-то наб­лю­дений, при­чем поч­ти все бы­ли од­но­тип­ные. Из до­кумен­тов бы­ло по­нят­но, что преж­ний оби­татель до­ма пол­ностью под­держи­ва­ет на­уку и во вся­кие па­ранор­маль­ные яв­ле­ния не ве­рит. По край­ней ме­ре, не ве­рил до пе­ре­ез­да в этот дом. Не ка­жет­ся ли стран­ным? В его днев­ни­ке го­ворит­ся о биб­ли­оте­ке на вто­ром эта­же, ду­маю, бы­ло бы не­разум­ным ту­да не схо­дить. Ос­та­лось толь­ко уз­нать где ключ от две­ри ве­дущей на вто­рой этаж. Уже вто­рой день мо­его пре­быва­ния в этом до­ме, а я все ещё там не бы­ла, мне ка­жет­ся там на­ходит­ся мно­го че­го ин­те­рес­но­го.

      Я по­ложи­ла руч­ку на стол и за­дума­лась. Ти­шина. Да­же ча­сов на этот раз бы­ло поч­ти не слыш­но, хо­тя при­бор для улуч­ше­ния слу­ха был на­дет мною ещё с ут­ра. Де­ло не во мне. Ощу­щение, что ти­шина в этом до­ме прос­то пог­ло­ща­ет все ос­таль­ные зву­ки, дру­гого объ­яс­не­ния я не на­ходи­ла. Это зву­чало стран­но ко­неч­но, на пер­вый взгляд. Слы­ша толь­ко своё сер­дце­би­ение, я всё ду­мала о стран­ных за­писях, здесь не­обыч­ное не что-то кон­крет­ное, а прос­то все. Дом, его быв­шие вла­дель­цы, ат­мосфе­ра — это все вы­бива­лось из ря­да вон. Вас ког­да-ни­будь ка­сались ка­кие-ни­будь не­объ­яс­ни­мые ве­щи? Мне ка­жет­ся что-то та­кое бы­ло в жиз­ни у каж­до­го хоть раз, но бы­ло что-то од­но, не все сра­зу. Та­кого прос­то не бы­ва­ет. Не дол­жно быть, а оно есть.

      Ча­сы про­били пол­ночь. Глу­боко вздох­нув, я зах­лопну­ла кни­гу, ко­торую наш­ла сре­ди гру­ды ос­таль­ной ма­кула­туры. Взяв свеч­ку, я ак­ку­рат­но вста­ла из-за сто­ла, ста­ра­ясь дви­гать­ся как мож­но плав­нее, что­бы пла­мя све­чи не по­тух­ло. Нуж­но пос­пать. Зай­дя в свою ком­на­ту, я пос­та­вила под­свеч­ник ря­дом и лег­ла в пос­тель. Сон вновь не шел. Бес­сонни­ца. Впро­чем ни­чего уди­витель­но­го, она ме­ня прес­ле­дова­ла и в преж­нем до­ме. Прос­то у ме­ня сби­тый ре­жим. Вы­пив нес­коль­ко таб­ле­ток снот­ворно­го, я вновь лег­ла.

      В пред­рас­свет­ное вре­мя снят­ся важ­ные для че­лове­ка ве­щи, да и мно­гие счи­та­ют что это вре­мя для сна са­мое по­лез­ное. К со­жале­нию, это по­лез­ное не кос­нется ме­ня. Я прос­ну­лась в пять ут­ра по не­понят­ным при­чинам. Го­ворят, что ес­ли ты про­сыпа­ешь­ся сре­ди но­чи без при­чины, зна­чит на те­бя кто-то смот­рит. Но я же не ве­рю в эту чушь? Нет, не ве­рю. Ес­ли че­ловек не ви­дит че­го-то, то это ещё не зна­чит, что это что-то не ви­дит его. Про­терев гла­за, я по­тяну­лась за спич­ка­ми и заж­гла све­чу. Ком­на­ту оза­рил тус­клый свет. Все в по­ряд­ке, все на мес­те. До рас­све­та ос­тался час, по­том в до­ме ста­нет нам­но­го свет­лее. Мне ка­жет­ся, сон ко мне боль­ше не при­дет, по­это­му у ме­ня есть лиш­ний ча­сик что­бы по­рабо­тать. За­варив ещё ча­шеч­ку ко­фе, я нап­ра­вилась в ком­на­ту. При­сев за ра­бочее мес­то, взя­ла руч­ку и при­нялась вновь пе­репи­сывать ар­хи­вы. Как-то слиш­ком ти­хо. Хо­тя это­му мож­но дать ра­зум­ное объ­яс­не­ние, в этом до­ме и его бли­жай­ших ок­рес­тнос­тях я единс­твен­ная жи­вая ду­ша, боль­ше лю­дям здесь взять­ся не­кому.

      Пе­репи­сав дос­та­точ­ное ко­личес­тво стра­ниц, я ре­шила про­дол­жить чи­тать лич­ные за­писи про­фес­со­ра. Од­на из стра­ниц вы­деля­лась тем, что бы­ла от­ме­чена зак­ладкой, и я ре­шила пер­вым де­лом про­читать ее.

      «…Так же я уз­нал, что пе­ред мо­ей зна­комой этим до­мом вла­дел па­рень, по­пав­ший в пси­хи­ат­ри­чес­кую кли­нику. Он пос­вя­тил мно­го вре­мени изу­чению это­го до­ма и его ок­рес­тнос­тей, мно­го за­писей бы­ло най­де­но мной в од­ной из ком­нат на вто­ром эта­же. Воз­можно мне сто­ит по­боль­ше там по­копать­ся, хо­тя мне ка­жет­ся луч­ше не на­до рыс­кать в прош­лом дру­гих лю­дей, это мо­жет об­ра­тить­ся для ме­ня очень пло­хо, но все же я ре­шил что…

      Се­год­няшний день про­шел труд­но, мне при­ходи­лось пе­ренес­ти не­кото­рые при­боры с пер­во­го эта­жа на вто­рой, мне ка­жет­ся там на­ходит­ся бе­зопас­нее. Я так ус­тал, я хо­чу спать, но мне нуж­но за­кон­чить ис­сле­дова­ния. Лу­на уже не све­тит так яр­ко как рань­ше, это мо­жет быть следс­тви­ем туч, но я не уве­рен что они есть, я пло­хо ви­жу, по­это­му…

      За­чем ты убе­га­ешь? Нель­зя убе­гать от них, да­же ес­ли ты не уве­рен, что они есть. Ес­ли ты без при­чины про­сыпа­ешь­ся пос­ре­ди но­чи, чувс­твуя се­бя стран­но, то ве­ро­ят­но за то­бой кто-то наб­лю­да­ет, из тем­но­ты. Нуж­но не­мед­ленно по­пытать­ся зас­нуть, не пы­тай­ся по­нять что это, прос­то спи…

      ...за­писи в той ком­на­те, пусть и чу­жой по­могут мне, и я смо­гу их ис­поль­зо­вать толь­ко в це­лях по­мощи на­уке, а не в ко­рыс­тных. Хоть прош­лое - это не са­мое луч­шее дос­то­инс­тво, но иног­да оно мо­жет по­мочь…

      ...мне при­ходит­ся но­сить оч­ки, так я боль­ше ви­жу, но иног­да спе­ци­аль­но сни­маю их, что­бы не ви­деть то­го, что мне не нуж­но.»

      Здесь за­пись за­кан­чи­ва­ет­ся, на са­мом де­ле она выг­ля­дит очень эк­сцентрич­но. Это один из при­емов пси­холо­гии, я слы­шала о та­ком, он на­зыва­ет­ся «Трой­ная спи­раль». Этот при­ем зак­лю­ча­ет­ся в том, что­бы за­родить в чь­ей-то го­лове свою идею. Нес­коль­ко ис­то­рий пе­реп­ле­та­ют­ся меж­ду со­бой сог­ласно по оп­ре­делен­ным пра­вилам. Все­го дол­жно быть три рас­ска­за, пер­вый и вто­рой это прос­то обыч­ные при­думан­ные опи­сания или по­вес­тво­вание че­го-ли­бо. А вот в треть­ей ис­то­рии со­дер­жится ключ, или как та­ковая мысль, ко­торая вжи­ва­ет­ся в под­созна­ние чи­тате­ля. По­луча­ет­ся до ме­ня хо­тели до­нес­ти мысль, что не сто­ит об­ра­щать вни­мание на что-то не­обыч­ное, и это мо­жет мне сыг­рать на ру­ку. Что ж, за­пом­ним.

      Ос­та­лось сов­сем нем­но­го до рас­све­та и я пред­почла про­вес­ти их в кро­вати. Стран­но, но я не пом­ню что бы­ло вче­ра, точ­нее пом­ню, но не­кими про­межут­ка­ми. Как же так? На па­мять я ни­ког­да не жа­лова­лась. Ду­маю мне то­же сто­ит вес­ти днев­ник, что­бы не за­бывать ве­щи про­изо­шед­шие со мной, это мо­жет быть по­лез­ной ин­форма­ци­ей. Я взя­ла од­ну из чис­тых тет­ра­док и на­чала за­писы­вать все что се­год­ня ра­зуз­на­ла. Пос­те­пен­но ме­ня на­чало кло­нить в сон. Ну на­конец то. Бу­дет тя­жёлый день, мно­го дел, мно­го ра­боты. Толь­ко я хо­тела лечь и нас­ла­дить­ся пос­ледни­ми ча­сами без­за­бот­но­го сна, как ус­лы­шала гром­кий звук грам­мо­фона от­ку­да-то из глу­бины до­ма. Мне вновь приш­лось встать и пос­ле­довать на шум.

«Не на­до» — проз­ву­чало у ме­ня в го­лове.

      Что это бы­ло? Мо­жет это все сон? Чей это го­лос? Я не дол­жна бы­ла сей­час ни­чего слы­шать, на мне не бы­ло слу­хово­го ап­па­рата. Та­кое ощу­щение что го­лос проз­ву­чал не от­ку­да-то, а имен­но в мо­ей го­лове. Я схо­жу с ума?

      Грам­мо­фон иг­рал ком­по­зицию «People Like You» из аль­бо­ма Thermos Explorer. Толь­ко, кто пос­та­вил плас­тинку? Мо­жет я? Нет, не я. Я бы за­пом­ни­ла это, хо­тя с мо­ей па­мятью. Вык­лю­чив грам­мо­фон, и на вся­кий слу­чай вы­тащив из не­го плас­тинку, я нап­ра­вилась спать.
Мне ка­жет­ся, или пред­ме­ты в мо­ей ком­на­те по­меня­лись мес­та­ми? Воз­можно это я все пе­рес­та­вила, мо­жет я стра­даю сом­намбу­лиз­мом.


Рецензии