C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Комета и судьба

Действие фильма бразильского кинорежиссера Карлуша Дьегиша «Шоу Мистико» начинается в 1910 году, когда в небе стояла комета Галлея, которая показана, как некое знамение, под знаком которого прошла жизнь нескольких поколений его героев, тем самым связав их судьбы с небесами и вечностью.
И тут я вспомнил, что очень давно, в свои молодые годы, живя летом на даче, я не мог отвести глаз от феерической картины: после захода солнца на закатном небе хвостом вверх повисла ярко сиявшая комета. Это зрелище было настолько из ряда вон выходящим, что порождало у меня чувство нереальности происходящего, но и на  следующий вечер комета, почти не изменившись, вновь оказывалась в западной части неба, лишь ненамного сместившись к Северу. Так продолжалось несколько дней; с появлением крупной хвостатой звезды не только небо, но и весь мир стал казаться другим, нежели прежде.  Я уже, было, начал привыкать к этому новому состоянию мира, пока однажды, подняв глаза к небосклону, не обнаружил, что видение исчезло; - от кометы остались - лишь точка и какие-то  жалкие пятнышки - обрывки некогда роскошного хвоста. А еще через день она  скрылась из виду насовсем.
Явление кометы произвело на меня сильнейшее впечатление, врезавшись в мою зрительную память; я и сейчас вижу внутренним взором, как на фоне выцветающего заката сверкает точка, над которой светится облачко, напоминающее язычок ярко-белого пламени, как бы от легкого дуновения отклонившийся к Северу.
Тем не менее, мне даже и в голову не приходило придать этой картине какой-либо судьбоносный смысл, что не очень-то понятно, и вот почему.
Как показали изыскания, проведенные мною в процессе написания этого рассказа, это была комета Вильсон-Хаббард , наблюдавшаяся с 23 июля по 1 августа 1961 года, а это было судьбоносное время, - как для  меня лично, так и для страны. Я тогда учился на четвертом курсе Университета, готовясь к вступлению во взрослую жизнь. СССР же в 1961 году переживала эпоху невиданного подъема: запустив в космос Гагарина, страна закрепила свое преимущество над США в области ракетной техники; кубинская революция, произошедшая два года назад, провозгласила себя социалистической, приблизив социалистический лагерь вплотную к США, где в должность президента вступил «голубь» Кеннеди, победивший на выборах 1960 года «ястреба» Никсона (это, возможно, предопределило исход будущего Карибского кризиса); тело Сталина вынесли из мавзолея, а Хрущев провозгласил: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при Коммунизме!».
То, что в 1961 году ни я, ни СССР  не придали явлению кометы знака судьбы, видимо, объясняется тем, что, находясь на подъеме, мы не  нуждались в хороших предзнаменованиях, так как ни на йоту не сомневались в своем светлом будущем,  а для плохих предзнаменований время еще не пришло; - оно наступило лишь 25 лет спустя, вместе с кометой Галлея, но в 1986 году ее не было видно невооруженным глазом, и тревожный сигнал нами принят не был.
                Сентябрь 2018 г.


Рецензии