Проблема

        Михаил, пожалуй, правильнее будет Михаил Александрович, моложавый высокий  мужчина, возрастом под пятьдесят  медленно шел по дорожке, выложенной плиткой кораллового цвета, между стеной и  палисадником храма, в котором только что завершилась воскресная Литургия.   Он  на ней присутствовал и сразу после службы вышел на улицу. Прихожане причащались, из открытых дверей храма слышалось не очень стройное пение: «Тело Христово примите, источника бессмертия вкусите».
       Михаил в первое мгновение был оглушен и очарован ярким солнцем, свежим воздухом и ароматом цветов, буйно цветущих в палисаднике. На дворе начало июня и на солнце уже жарко, но он и не думал снимать пиджак, после зимы и затяжной прохладной весны Михаил еще не успел насладиться солнцем и чувствовал себя комфортно.
Сегодня он не исповедовался, поскольку поставил себе более серьезную задачу,  впервые обстоятельно поговорить с батюшкой, отцом Андреем. Михаил давно хотел принять важное для себя  решение, но как ему казалось, оно противоречило тому, что было написано в Евангелии и это его сильно смущало. В душе  была уверенность, что он прав и это решение все равно принять придется. Зимой он два раза после службы стоял в очереди на беседу, но в это время года храм  переполнен, и к батюшке много желающих поговорить. Михаил представлял, что разговор будет непростой и долгий, ему становилось как-то неловко, и он уходил. Он сознательно дождался лета, уже зная, что прихожан на службах будет намного меньше.
На крыльцо храма вышел Алексей, приятный для Михаила человек с которым он всегда общался после службы. Алексея в этот храм привела его мать еще школьником. Несмотря на возраст, он лет на десять моложе Михаила, Алексей один из самых знающих и уважаемых прихожан, иногда даже как алтарник помогает батюшке в службе. Михаил же воцерковился всего три года назад и с первых дней был под опекой Алексея.
Увидев Михаила, он расплылся в улыбке и быстро сбежал по ступенькам к нему.  Приятели обнялись:
- Что такой грустный ходишь тут в одиночестве?
- Да не грустный я, а сосредоточенный. Хожу, сочиняю речь. Собираюсь пообщаться с батюшкой, проблема есть. А тебя можно поздравить со святым причастием?
- Можно, - продолжая радостно улыбаться,  ответил Алексей.
- Поздравляю!
- Спасибо. Удачной беседы, а я побежал, дела.
Быстрым шагом он пошел к калитке, а Михаил продолжил свой путь вдоль храма и свои размышления. Проблема, мучавшая его последние годы, действительно была серьезная, он хотел по возможности максимально оборвать отношения со своим  родным братом. Но в Евангелие от Матфея на вопрос Петра: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» Иисус говорит ему: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».  Это как раз сдерживало его и смущало. Вопреки давно созревшему решению он продолжал откликаться на все просьбы брата, а в ответ получать одни неудовольствия и претензии.
Брата звали Сергей.  Был он на семь лет младше Михаила и с детства находился под его опекой, причем  часто, совсем не добровольной. Мать, большая любительница общаться с подругами и ходить по магазинам, его,   восьмилетнего, использовала  как няньку по полной программе. Он вынужден был выучиться малыша  развлечь, накормить, а иногда и спать уложить. А как же хотелось после школы бегать с друзьями во дворе.
Братья росли в одной семье, но с детства были абсолютно разными людьми и разница эта с годами только увеличивалась. Несколько лет назад она достигла такого градуса, что даже общение стало невозможным. Это примерно так, как попытка поговорить русского с китайцем, где и язык непонятен и культуры разные. Пример этот яркий, но  действительным отношениям братьев все равно не соответствует.  Ситуация у них получилась еще сложнее. Там два разных языка, но шанс договориться и понять друг друга есть, а здесь парадокс какой-то – родные братья, один язык, а шансов договориться  нет. Чтобы ее, эту ситуацию, понять приходиться дать краткое описание каждому из братьев.
Михаил хорошо и охотно учился, окончил престижный технический институт, много читал и вообще тянулся к культуре. Сразу после его окончания женился. Жену звать Светлана, она тоже православная и прихожанка этого же храма. На сегодняшний день он работает в НИИ начальником конструкторского сектора и растит двух детей.  Дочь оканчивает институт, а сын школу.
         Сергей учиться не хотел, с трудом осилил восьмилетку, с детства околачивался по дворам в компании с такими же никчемными пацанами.  Работать на постоянной работе до сих пор не желает,  живет  халтурами и подачками родителей, но  имеет две страсти – пьянство и женщины. Пьет запоями, из которых вытаскивает его, как правило, мать. Уже трижды был женат и родил четырех детей, которых знать не желает. Понятно, что находится в постоянной тяжбе по поводу алиментов с бывшими женами. Претензии за постоянные проблемы в своей жизни, нимало не смущаясь, предъявляет родителям и брату. Отца обвиняет в том, что тот до сих пор не купил ему престижную машину, мол, все нормальные родители своим детям покупают, а брата в том, что находит ему плохие халтуры,  и не желает пьянствовать с ним за одним столом.
Думаю теперь понятно, какая  сложная задача стоит перед Михаилом Александровичем. Не очень пространно рассказать все это отцу Андрею, да так чтобы не перехвалить и вознести себя грешного и дополнительно не перепачкать брата. Вот он и ходит, и размышляет. Очень хочется Михаилу отметить что-то положительное в своем брате. Раньше он об этом не думал, а сейчас удивляется на то, что не может найти в нем ничего доброго, у всех окружающих его людях он это легко находит, а у брата   не может. Ему даже кажется, что виноват он сам своим предвзятым  отношением и не может быть такого, что у человека исключено все положительное.
Прогуливаясь, он посматривает на часы и на выходящих из церкви прихожан. Наконец, решает, что пора, быстро поднимается на крыльцо, крестится и заходит в храм. В нем не больше десяти человек. Отец Андрей сидит на лавочке и внимательно слушает пожилую женщину, что-то ему говорящую. Михаил обрадовался, что рядом с ними никого нет, значит,  следующий он.
Внимание его на короткое время переключилось на батюшку.  Михаил почитал его как человека редкостного, уникального  и  на службе не мог удержаться, чтобы не  полюбоваться им.  Отец Андрей высокого роста, плотно сбитый, с шапкой слегка вьющихся густых темно русых волос на голове и с такой же вьющейся густой бородой. Кроме этого он еще  как-то особенно естественен и гармоничен своему храму. Общаться с батюшкой не менее приятно, как и видеть его, он умеет слушать, быстро понимать суть проблемы, с которой к нему пришли и дать толковые советы.
Действительно, ждал он не больше пяти минут. Увидев, что батюшка начал что-то говорить женщине, а она, склонив голову, слушает, Михаил медленно пошел в их сторону. Наконец она встала, несколько раз кивнула головой, должно быть благодарила и пошла к выходу. Отец Андрей увидев его, улыбнулся и правой рукой показал на место рядом с ним. Михаил быстро подошел и сел.
- Что за проблемы, дорогой? – спросил священник, глядя на него сквозь очки добрыми проницательными глазами.
- Да вот, батюшка, пришел за советом, решил я полностью порвать отношения со своим родным братом, а в Евангелии от Матфея Христос говорит, что брату прощать надо бесконечно.
- Брат старший, младший?
- Младше на семь лет.
- Малышом вы его нянчили?
- Да, действительно, было дело.
- Михаил, позвольте задать несколько вопросов по вашей семье?
- Конечно, конечно, любые.
- Вы росли в полной семье?
- Я считаю, что в полной. Отец ушел из семьи, когда я перешел в 10-й класс.
- Отец жив? И кем он работал?
- Жив, Слава Богу, и до сих пор работает главным конструктором в проектном институте.
- Михаил, не возражаете, если я попытаюсь воспроизвести ситуацию в вашей семье?
- Что вы! Что вы! Батюшка, конечно.
- Отец с матерью женились рано, познакомились случайно. Мать ваша красивая.
Возникла небольшая пауза, на лице Михаила читалось некоторое удивление.
- Откуда вам это известно? Действительно так, познакомились на танцах. Женились – отцу было 21- окончил третий курс института, а матери - 18.
- Мать ваша кроме школы больше нигде не училась, домохозяйка, брат тоже учиться не любитель. У матери особенные отношения с братом, а у вас хорошие отношения с отцом.
- Батюшка! Ну, вы провидец! Все точно так.
- Что вы! Какой там провидец! Ситуация в вашей семье типовая. Сталкиваюсь с подобным ежедневно, думаете, мы случайно по разводам на втором месте в Европе. Поломали мы все свои мудрые традиции в 1917 году и такой важный вопрос как создание семьи отдали на откуп неразумной молодежи, которой трудно понять, что для настоящей любви и брака необходимо достичь внутренней зрелости и главное в ней не физика, а духовное единение. Вот в вашей семье, как я вижу, все сложилось хорошо, на Литургиях вы вместе с женой, и детки  ваши славные.  Будьте уверены, что порвать отношения друг с другом они не пожелают никогда.  Как я понимаю, брат вас бесцеремонно использует,  не благодарит и если наносит ущерб, то никогда не извиняется.
- Удивительно! все именно  так. А я,  глупый, после литургии ходил по двору думал, как все это рассказать.  Так увлекся, что и крест не пошел целовать, а вам оказывается все без моих рассказов  понятно.
- Вы правильно решили  отказаться от контактов с братом.  Ведь от вашего участия ему не лучше, он взрослый человек и жить за него в этой жизни не надо, тем более  что живете вы в разных мирах, которые не пересекаются. А Евангелие вы не совсем верно поняли. Да, Христос так сказал, но ведь вот в Евангелии от Луки Он говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему».  Так что все верно, но только при условии искреннего покаяния…. Да! Что бы он ни натворил, ни в коем случае  нельзя носить на него обиду, и молиться за него не забывайте.
- Что вы! Что вы! Мне жалко его…. Батюшка, позвольте еще один вопрос? В  семье, в которой я рос, да и в некоторых других, я вижу такую разницу в характере детей, что сомневаешься, родственники ли они? Почему так?
- Видите ли, Михаил, вы подняли очень важный вопрос, ответ на который  хорошо бы знать всем, но, к сожалению, мало кто  понимает даже его значимость. Это вопрос взаимоотношения духа, души и тела. Лучше всех его объяснил святитель Лука в своей книге, которая так и называется – «Дух, душа и тело». Если у вас ее нет, рекомендую  купить, вам она будет полезна.
- Такой книги нет. Дома есть его книжечка,  недавно купил, совсем тоненькая, «Я полюбил страдания» называется. Потрясла она меня, удивительный святой. Батюшка, а у нас в лавке она не продается?
- Сейчас, к сожалению, нет, но думаю, найти ее будет несложно. Так вот в этой книге святитель объясняет нам суть духа. Что дух может существовать отдельно от души и тела, и духовные свойства родителей передаются детям. А ведь это основные черты характера: склонность к добру или злу, способности ума, чувства и воли, какие-то нравственные направления. От духа зависит и форма, или тело. Форму то мы как раз замечаем и обращаем внимание на то, что один ребенок похож на папу, а другой на маму. А вот наследование духа оно как-то не для всех заметно.
Отец Андрей сделал  паузу и внимательно посмотрел на собеседника. Михаил находился в некотором оцепенении, явно переваривал информацию. Священник продолжил:
        - Теперь представьте себе Михаил, что в семье мама с папой абсолютно с разной духовной организацией. Будет ли там лад, взаимопонимание и любовь? А если родятся двое детей, один в папу, а другой в маму?
Михаил качнул головой, улыбнулся:
        - Батюшка, как  все просто и понятно, и нет слов,  как я вам благодарен. Спасибо. Какой же груз свалился с моих плеч.
Оба одновременно встали, троекратно  расцеловались, пожелали друг другу божьей помощи и разошлись.


Рецензии