Генезис основ
Человек дан всегда в соотнесённости с некой средой или миром. Уже в чисто чувственном восприятии внешних явлений дано и развивается психологическое отношение человека к своей среде, на основе которого и формируется картина мира. Сперва “мир” и “я” тесно переплетены друг с другом и взаимозаменяемы для человека, или,лучше сказать - человеческого коллектива. Потом они отдаляются друг от друга, никогда полностью не теряя своей связи. Если при этом “я” продолжает быть главным во взаимоотношениях человека с его средой, то оно само раздваивается на личное “Я” и “Я” универсальное. Но это не просто что-то теоретическое, а нечто,связанное с практикой людей и отдельного индивида, главная категория которого - деятельностью или, в более узком значении, “творчество”, деятельность,созидающая вещи, шире явления обихода (ремёсла) и - мифически - мира. Это универсальное “Я” получает название “Богов” или “Бога”, который, в частности,становится, во-первых, “божественным духом”, духом, как первичным началом бытия,основой материи, во-вторых - духом-творцом конкретного мира и его частей. С накоплением коллективного и личного опыта, сформировываются и более подробные, логичные “картины мира”, сперва религиозная,затем и атеистическая. Таким образом, религия не просто миф, полное измышление и фантазия неразвитого мышления, но и отражение (с искажением) действительности, то, что возникает закономерно и исторически. Более того, религия не может исчезнуть, пока существует сознание, смешивающее личное “Я” и “Я” универсальное. Поскольку же дано личное “Я”, оно всегда может перерасти в идею и чувство “Я” универсального.
Рецензии