Материнство как первооснова

Это традиция давняя как в литературе, так и в науке. Мать, Мать-богиня, образ Матери-Земли, а сколько слов производных: материя, материк, материал, матица и даже материнская плата… Это общая идея первоначала. Философские взгляды на материнство присутствуют в русских языковых традициях, и вообще славян, с глубокой древности. Летописная фраза о матери городов, утверждающая начальную древность Киева, не история, а метафора. К реальной истории метафоры отношения не имеют. Достаточно вспомнить о десяти вариантах ПВЛ Татищева из аврхива «Миллеровские портфели». [40, с.13]

Поздняя сказка о т.н. «Киевской Руси» это претензия на Восточную Европу. Рассмотрим философию материнства уже в наше время, звучащую в модной фразе:

«Мать Церковь» должна помочь своим «детям». Фраза напоминает летописное — «мать городов русских». А как по церковным канонам?

Говорит епископ УПЦ МП Павел:

«У Церкви нет никакой „матери“. Есть Церковь Христова. Мы все равны. Есть главенствующий епископ, равный со всеми, но первый среди равных. Его избирают, чтобы решать совместно вопросы, собирать Синод. Но никто не давал ему права властвовать над кем-то. Почему мы называем — Единая Соборная Апостольская Церковь, а не патриаршая, например? Потому что все решает Собор епископов, а не кто-то единолично». Источник: [https://varjag2007su.livejournal.com/2961677.html]

Чужеродность фразы ПВЛ для седых веков очевидна, она противоречит традициям как языческим, так и христианским. На русской земле всё решал собор (вече), и не было у одного города права — всё решать единолично за весь народ Русский. О том говорит сам Русский язык:

Соборность — основа уклада Русского народа. Уклад: Ук_Лад, Ук, уключина — опора весла кормчего, ключ к ладу к единому порядку. А что написали иноземные редакторы, не ведавшие русского языка и народных традиций?

Неуклюжая летописная фраза о материнском старшинстве старшего брата Кия не история, а государственная философия в интересах не русской политической географии.


Рецензии