83. Люди с чистой совестью. Валерий Басенко

ФОТОРОБОТЫ БАНДИТСКОЙ ЭПОХИ. Портрет № 83
НА КАМНЯХ НЕ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ

ВАЛЕРА БАСЕНКО, хирург Севастопольского военного госпиталя, однажды решил заняться бизнесом. Для этой цели он отправился в Москву для закупки лекарств. Там он и остался. Дело было в далеком 1993 году.

Живя в гостинице "Измайловская", Валера познакомился с неким коммерсантом, который пожаловался ему на тяжкую долю Российского предпринимателя: бандиты требуют, коллеги не платят, и даже нет того самого порядочного человека, который поможет решить все эти вопросы...

ВАЛЕРИЙ посмотрел в зеркало на свою огромную фигуру, сдвинул брови и, протянув коммерсанту свою крепкую руку, представился: "Валера Хирург. Можно просто ГЛЫБА. Помогу решить все вопросы".

Коммерсант вначале не поверил, но бывший одессит сумел заболтать его, что работает с "Измайловскими" и сейчас они на его территории. А чтобы решить вопросы, надо Валеру с друзьями приодеть, дать мобильники и выделить пару тачек, чтобы одна из которых обязательно была "БМВ-525". С этого момента дела коммерсанта на самом деле пошли в гору - долги стали возвращать.

"Тряся" должников, ВАЛЕРИЙ с друзьями не забывали и о себе любимых. Они забирали под свою "крышу! магазины и автосалоны, причем на чужой территории. Несудимый до этого Валера рассказывал о своих знакомых авторитетах и связях в криминальном мире Украины и России.

Скоро денег стало много. И их надо было куда-то вкладывать. В 1993 году ГЛЫБА познакомился с кинопродюсером Александром ШКОДО, у которого он вымогал 8000 долларов. Тот, чтобы бандиты от него отстали, предложил им стать их коммерческим консультантом, рассказав, куда лучше вкладывать деньги.

С этого момента ГЛЫБА стал скупать золото. Причем килограммами. Его кольцо на мизинце весило 75 граммов. Крест на шее был размером с ладонь. А в довершении образа Глыба украсил весь свой рот золотыми зубами. Оставшиеся бабки он вкладывал в иномарки и наркоту. После очередной дозы Глыбу слегка заносило - то он был киллером итальянской мафии, то тренировал якудз, то вообще был бойцом элитного спецподразделения, воевавшего в Анголе.

Спустя полгода к первому коммерсанту ГЛЫБЫ приехали "Измайловские" и очень удивились, что он с ними уже работает. ГЛЫБЕ пришлось все вернуть. Весомым аргументом стал пылесос "Вихрь", поднесенный к его заднице, так как боли ГЛЫБА не чувствовал.

В 1994 году, лишившись всего, банда БАСЕНКО попыталась "рэкетнуть" одну водочную фирму, но попалась. Оказавшись ненадолго в тюрьме, ГЛЫБА молчал и сказок о своих знакомых авторитетах больше не рассказывал, чем заслужил уважение заключенных. Он даже свел настоящее знакомство с несколькими авторитетами. И выйдя, занялся тем, что он умел делать лучше всего.

Для начала он решил "рэкетнуть" знакомого Шкодо, некоего турка, главу строительной компании.Его похитили и вывезли на дачу в деревне Терехово. Турка избивали молотками и резали ножами, выбивая из родственников в Анкаре 200 тысяч долларов.

Следующим преступники "наехали" на руководителя одного из столичных хоккейных клубов Андрея Румянцева. Тот решил не платить и обратился к одному из своих друзей детства, подмосковному авторитету ГАНСУ. Тот съездил в Терехово на машине, вернулся пешком.

После этого бандиты приехали домой к Румянцеву и вывезли на дачу, показав сидящего в подвале окровавленного турка. Добычей стало 40 тысяч долларов и два автомобиля.

На этом банда не остановилась. В поселке "Воскресенское" Тамбовской области они похитили президента фирмы "Восток", который кинул местное отделение сбербанка на 480 миллионов рублей.

За его жизнь бандиты потребовали 50 тысяч долларов. Родственники сумму не собрали и заложника пришлось убить.

Следующей их жертвой стал владелец гаражного кооператива в Ясенево. По ошибке они похитили его водителя, которого тоже пришлось убить. Сам хозяин все понял и решил, что проще заплатить бандитам, которые поставили его на край выкопанной могилы.

Турка тем временем продолжали пытать. Деньги у бандитов кончались быстро, поэтому ГЛЫБА с компанией решили "трясонуть" своего финансового консультанта ШКОДО. Для этого ГЛЫБА, "ширнувшись", разыграл целое представление. Он похитил сотрудников фирмы Шкодо и сказал, что это сделала "Новокузнецкая " братва, и теперь требует бабки. Но бизнесмен понял, в какую игру с ним играют...

Говорят, при освобождении заложников важную роль сыграл "Солнцевский" вор ДЖАМАЛ. Вместе с сотрудниками Шкодо был отпущен и турок. Жертв просто выкинули на трассу из автомобиля, в котором собирались перевозить в другое место.

Тем временем ГЛЫБА решил, что во всех его бедах виноваты свои. Крайний был найден очень быстро. Им оказался некий ЛЮДКЕВИЧ, самый молодой член банды. Его с подругой вызвали в Терехово. Люткевича убили сразу, подругу изнасиловали, потом убили. И попытались скрыться. По пути в Нарофоминск, ГЛЫБА чуть не застрелил милиционера, который случайно разбил зеркало на их автомобиле.

Отсидевшись несколько месяцев и пополнив свою банду новыми преступниками, БАСЕНКО решил наехать на директора одного из столичных вещевых рынков. При встрече тот рассмеялся ему в лицо. И сказки про связь ГЛЫБЫ с элитой преступного мира слушать не стал. А на выходе из офиса, ГЛЫБУ ждал сюрприз - его задержали.

Следствие шло с 1997 по 1998 год. В 1998 году дело передали в МосГорСуд, но слушания по нему все время откладывались по причине занятости судей. На скамью подсудимых Басенко сел только в 2000-м.

Из каждого слушания он устраивал шоу - раздевался, устраивая публичный стриптиз, оскорблял судей, пытался укусить конвойных и делал все, чтобы вернуться назад в камеру СИЗО "Матросская тишина". Как выяснилось, он и там нашел себе "работу", вымогая с сокамерника, рыбного предпринимателя с Дальнего Востока, 25 тысяч долларов, представляясь на этот раз "Солнцевской" братвой. Денег он, конечно, не получил. Но на передачи предпринимателя всегда мог рассчитывать. При этом Басенко продолжал срывать судебные слушания. Он продолжал раздеваться, пел "Интернационал" и лаял на конвойных.

Судья по достоинству оценил его актерские способности. 29 марта 2002 года БАСЕНКО вынесли окончательный приговор - 23 года лишения свободы в колонии строгого режима.


Рецензии