Пунктуальность одна из важнейших добродетелей

"Пунктуальность — одна из важнейших добродетелей".
Дон Маркие

Мы не любим, когда какое-то запланированное дело не совершается в назначенный срок, будь-то ремонт машины, квартиры, встреча с другом или … окончание богослужения. Нас это расстраивает, но мы, сжимая кулаки, терпим. Вот немцы, говорим мы, пунктуальный народ, давайте будем брать пример с них.

Почему так происходит? Возможно безответственность. Вот например, строитель. Почему бы ему не поработать на час дольше, но сдать рабочий объект к запланированному сроку? Ведь хозяин квартиры может мучиться, перебиваясь в каком-то временном жилище. Думает ли он о заказчике?

Конечно, ситуации бывают разные, порой от мастера не зависящие. Но чаще всего при желании и внимательности всё можно сделать вовремя… Можно, но нужно ли? Нужно. Ради порядка, ради человечности, и как не банально это звучит, ради любви к ближнему.

Вчера собрание затянулось на тридцать пять минут. Не первый раз. Многие сжали нервы в кулак. По лицам заметил. Ничего, вытерпим. После, дома, проанализировал, что же способствует подобным явлениям?

Первое. Перебор проповедующих. До сих пор не могу понять, зачем ставить на проповедь четырех, а то и пятерых проповедников? Ведь даже за нашими обеденными столами всего два основных блюда – первое и второе. Салат не в счёт, компот или фрукты – это всего лишь десерт. "Если кто говорит,.. говорите двое, или много трое..." пишет в Коринф Павел. Трое, считает апостол, это уже много...

Четыре проповеди, с учетом средней их продолжительности двадцать минут, это по времени час двадцать. Но ведь кроме проповедей есть же ещё прославление, участие хора, участие личное, есть молитвы и объявления, а богослужение не резиновое и длится всего два часа. Не резиновое - это де юре, а де факто – наоборот и в окончательном своем виде становится похоже на сильно раздутый под напором воды резиновый шар.

Решение проблемы: сокращение штата проповедующих на одном служении до двух. В Талмуде есть высказывание: «не бери учеников моложе шести лет и не вдалбливай в учеников знания как в вола». Ketubol 50,a. Попробую перефразировать: не ставьте четырех проповедников на богослужении, не вдалбливайте в народ знания, он тоже не резиновый»…

Второе. Затяжка происходит по причине долгоиграющих проповедей. Допустим, меня прислушались - проповедников стало двое. Но эти двое - как долгоиграющие пластинки. Кто помнит времена грампластинок, тот подтвердит, что запись на них длилась сорок пять минут. Простая арифметика: 45+45=90. Полтора часа. Полчаса остается на остальную часть программы.

Решение проблемы: ставить одного проповедника, но с объемной, экспозиционной проповедью. Другой вариант: тем двоим «долгоиграющим» умерять свой аппетит, брать ножницы и обрезать конспекты.

Третье. Первая молитва. Частенько она тоже попадает в разряд «долгоиграющих». Первый проповедник, призывая к молитве, выжидает паузу, как бы понуждая народ помолиться. От образовавшейся пустоты становится даже неудобно, и кто-то решается возвысить голос, чтобы разрядить обстановку. Проповедующий думает, что после его проповеди люди должны обязательно помолиться, и, если этого не происходит, значит он плохо подготовился, не понятно выразил мысль. Ждет, ждет проповедник молитв, и вот наконец то они начались. Для кого-то это является мерилом успешной проповеди. После каждой молитвы он снова делает паузу, желая что бы молящихся было как можно больше. А время идёт...

Решение проблемы: утреннее воскресное богослужение торжественно само по себе, это не молитвенное собрание, поэтому брату, который начинает проповедью собрание, хорошо помолиться сразу самому, после заключительного «аминь» своего слова. Желательно стоя и в микрофон.

Добавлю сюда же: в молитве не нужно повторять всю свою проповедь, все те же пункты, подпункты, примеры и мысли… Это будет двойное назидание. Двадцать минут проповедь и пятнадцать молитва, вот вам и тридцать пять минут…

Хорошо бы проводить поучительно-назидательные темы о молитве. О том, как молиться народу на богослужениях. Коротко, по существу, не «кругосветными путешествиями» по всему земному шару.

Четвертое. Служитель должен иметь гибкий план/конспект богослужения. Т.е. если вдруг он видит, что третий брат, по причине «долгоиграющего» второго, не вписывается в регламент, нежно шепнуть ему на ушко: друг, без обид, давай ты скажешь своё слово в следующий раз.

"Когда приходишь на встречу вовремя, жаль, если нет никого, кто бы это оценил".
Франклин П. Джонс

Интересная цитата, но проявление пунктуальности на богослужении совсем другой случай. Здесь есть много людей которые по достоинству оценят порядок.

Возможно у кого то есть свои конструктивные замечания, буду рад прочитать в комментариях.


Рецензии