Русская душа. Памяти жертв террора

 
Русская душа. Памяти жертв красного террора
100 лет назад большевики начали в России красный террор, что было связано с покушением на Ленина и убийством первого председателя ЧК Петрограда Моисея Урицкого. Официально объявили об окончании террора 6 ноября  1918 года, но в стране шла гражданская война, потому и в 1919, и в 1920 практиковались массовые расстрелы мирного населения. Казнили священников, далёких от политической борьбы, предполагая в каждом из них сторонников белого движения, убивали монахов, крестьян, купцов, учителей, инженеров.
  Кто же были люди первого лагеря, жертвы террора? Практически это была вся прежняя царская Россия, которой вместе с императорской фамилией Троцким, Лениным и другими деятелями революции был вынесен приговор. Подлежали почти полному искоренению духовенство, дворянство, интеллигенция, офицеры, казаки. До крестьян руки дошли только в 1929 году.
Кто были организаторы красного террора? Это были сотрудники ЧК, евреи, поляки, латыши, русские, мечтавшие о полном уничтожении православного царства и даже его остатков, о замене всего русского на советское.
Хотя красный террор и был развязан в ответ на убийство Урицкого, однако его самого можно было назвать родоначальником террора. Он как первый руководитель петроградского ЧК начал этот теророр, особенно против русского офицерства.
Никогда не пресекались до революции жизненные пути молодого и амбициозного еврейского революционера Моисея Урицкого и смиренного служителя алтаря, подвижника, петербургского протоиерея Алексея Ставровского.
Но вот после революции захвативший власть в северной столице Урицкий был убит. По мнению советского правительства, нужна была кровавая месть, нужны русские заложники, которых надо было принести в жертву. Кому и чему? Революции? На эту тему не очень задумывались. Однако ЧК схватила старца священника Алексия Ставровского и ещё сотни людей.
Так эти два противоположных имени оказались рядом. Какими были отец Алексий и Моисей Урицкий? Сегодня мы должны сказать об этом.




Новомученик Алексий Ставровский 
(http://martyr-spb.ru/martyr/1482)
Фамилия отца Алексия в переводе с греческого означает «крестный». И фамилия эта стала  знамением крестного подвига, который исполнил сей дивный священномученик.

Родился Алексий Андреевич Ставровский 2 марта 1834 в селе Сижно Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье священника.
 Образование он получал сначала в Александро-Невском духовном училище, затем в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, и, наконец, в Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую он закончил в 1861 году со званием кандидата богословия. В этом звании он пошел преподавать географию в Александро-Невском училище. Свое преподавание молодой учитель сопровождал увлекательными рассказами об особенностях разных стран и образе жизни населяющих их народов, он ввел в практику составление карт на занятиях.
В 1862 г. Алексей вступил в брак с дочерью настоятеля Петропавловской церкви Второго военно-сухопутного (клинического) военного госпиталя Анной Николаевной, а 14 сентября этого же года архиепископом Могилевским Евсевием был рукоположен во священника к указанной Петропавловской церкви. Еще в начале своего служения о. Алексий проявил усердие к благоустройству храма, устроил в нем хор, обновил внутреннее убранство, в том числе был сделан новый иконостас. Храм претерпел некоторую перепланировку, был увеличен в высоту. Также отец Алексий соорудил новую часовню и крещальню при госпитале. В 1875 году он был возведен в сан протоиерея.
В 1879 г. протоиерей Алексий стал соучередителем и членом Общества попечения о бедных военного духовенства, в котором состоял более 30 лет и принес много пользы в деле улучшения быта военного духовенства. О. Алексий стремился сделать так, чтобы военное духовенство могло дорожить своей походной полковой службой и чтобы в состав его могли вступать лучшие представители священства. Протоиерей Алексий Ставровский принимал деятельное участие в трудах комиссии по выработке нового положения об управлении военным и морским духовенством, в 1883 году создал проект об уравнении служебных прав и окладов содержания военного духовенства с правами и содержанием офицерских чинов.
С 1888 по 1896 годы о. Алексий являлся благочинным Санкт-Петербургского и Новгородского церковного армейского ведомства. С 1896 года протоиерей Алексий Ставровский – настоятель Адмиралтейского собора во имя свт. Спиридона Тримифунтского, благочинный Санкт-Петербургских морских церквей.

За большие заслуги перед Церковью и Отечеством на пастырском, педагогическом, законодательном по ведомству протопресвитера венного и морского духовенства и многих других поприщах в 1899 году награжден митрой, в 1902 г., к 40-летию служения в священном сане, орденом св. Анны первой степени, в 1904 – орденом князя Владимира второй степени, в 1912 г., ко дню 50-летия служения в священном сане, орденом св. Александра Невского (исключительный случай).
Он был одним из тех 300 человек, которые в день трехсотлетия царствования Дома Романовых получили честь быть представленными Государю как выдающиеся общественно-государственные деятели. Семейству отца Алексия Ставровского, за его заслуги перед Отечеством, было даровано потомственное дворянство.
В 1918 году после убийства в Петрограде Урицкого по постановлению Петроградской ЧК за одну ночь было расстреляно 500 ни в чем не повинных людей, взятых новой властью в качестве заложников. В их числе был арестован и 84-летний военный священник отец Алексий Ставровский. Вместе с группой арестованных он сначала содержался в одной из тюрем Петрограда, а затем был переведен в Кронштадт. Во время своего заключения он сохранил удивительную бодрость духа, утешал сотоварищей по узам и даже причащал их запасными Святыми Дарами. Вскоре после перевода заключенных в Кронштадт они были выведены из тюрьмы, построены в ряд, и им было объявлено, что в виде репрессии за убийство Урицкого каждый десятый из них будет расстрелян, а остальные освобождены. Отец Алексий стоял девятым, а после него - десятым - стоял молодой священник. Обратившись к нему, отец Алексий сказал: "Я уже стар, мне недолго осталось жить; в жизни я получил все, что было можно; жена моя старуха, дети мои все на ногах; иди себе с Богом, а я стану на твое место". И, сказав это, он встал на место молодого священника и был расстрелян. Дата его смерти точно не известна, но вероятно это было в конце сентября или в октябре 1918 года. Место погребения тоже неизвестно, вероятнее всего, оно в водах Финского залива, на траверсе Толбухина маяка, где в 1918 году предположительно были потоплены баржи с заложниками.
Мы не знаем точной даты и точного места смерти отца Алексия. Но молимся ему, новомученику Российскому. Согласно церковному постановлению, память святого Алексия Ставровского отмечается 14 октября, на Покров.

Первый чекист Петрограда

Моисей Соломонович Урицкий (1873 -1918), родился в богатой купеческой семье, окончил юридический факультет  университета, однако увлекся идеями коммунизма, и вступил в РСДРП.
Валентин Зубов, директор музея Гатчинского дворца при Временном правительстве, вспоминал о своём аресте и допросе:
"В Смольном нас привели в здание начала XIX века, некогда занятое классами. В каждом этаже стеклянные двери с двух сторон открывались на широкий коридор. Нам представилась странная декорация: густой табачный дым, через который едва просвечивали электрические лампы, стоял в воздухе, полы точно мягким ковром были покрыты окурками, обрывками бумаги и главным образом шелухой подсолнухов; все это было плевками связано в одну массу. Взад и вперед сновали фигуры, старавшиеся придать себе значительный вид: солдаты с пулеметными лентами через плечо, типы, то одетые в прекрасные верхние одежды, видимо недавно «реквизированные» в каком-нибудь буржуазном доме, то в отрепья, что могли завтра замениться, благодаря игре случая при обыске, ценными шубами. Пестрая картина, которой только общая распущенность придавала некоторое единообразие. Нас провели во второй этаж в большую классную залу, середина которой была занята огромным столом.
Налево перед серединой стола сидело существо отталкивающего вида, поднявшееся, когда мы вошли; приземистое, с круглой спиной, с маленькой, вдавленной в плечи головой, бритым лицом и крючковатым носом, оно напоминало толстую жабу. Хриплый голос походил на свист, и, казалось, сейчас изо рта станет течь яд. Это был Урицкий. Налево от него сидел секретарь, С.Ф. Каплун, очень жирный и большой еврей с черными вьющимися волосами, немного напоминавший Зиновьева".
Моисей Урицкий имел немалый стаж революционной деятельности.Поначалу был меньшевиком, а  с 1912г. – активный троцкист. Участвовал в революции 1905-1907 гг., руководил созданной им группой  боевиков,  грабивших инкассаторов.
Жил в эмиграции  – в Дании и Германии; в Дании находился под наблюдением полиции, подозревавшей его в связях с контрабандистами. Во время Первой мировой войны – «пораженец», то есть, он желал поражения своей страны в войне с Германией.
После февраля 1917 г. вернулся в Россию, где примкнул к большевикам, и был избран в состав ЦК  партии большевиков. В октябре 1917 г. стал членом Петроградского военно-революционного партийного центра,  руководившего подготовкой вооруженного восстания, а затем – членом Военно-революционного комитета (ВРК). В ноябре-декабре 1917 г. Урицкий  руководил разгоном Учредительного  Собрания, для чего был создан (во главе с Урицким) Чрезвычайный военный штаб большевистской партии.
С созданием Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК),  Урицкий – один из самых активных ее функционеров. В марте 1918 г. его назначают председателем Петроградского ЧК, а с апреля – одновременно – Комиссаром внутренних дел Северной области. Таким образом, в его руках оказался полицейский контроль над огромной территорией: Северная область включала не только Петроград, но и Мурманск, и Архангельск.  По выражению Луначарского, «Урицкий был железной рукой, которая держала за горло контрреволюцию».
Однако террор, развязанный Урицким (задолго до его официального объявления большевиками) был направлен вообще против всех, кто хотя бы потенциально мог не поддержать новую власть. По его приказу были расстреляны рабочие демонстрации в защиту Учредительного собрания (жертв – многие сотни), закрыты все независимые от большевиков газеты, сразу же после разгона Учредительного собрания Урицкий произвел массовые аресты «подозрительных»; за их освобождение  требовалось внести «контрибуцию» – то есть, выкуп. Примечательно, что в этот момент он еще не являлся председателем Петроградской ЧК, и его действия даже с чисто формальной точки зрения были чистейшим произволом.
В марте 1918 г., по его распоряжению, подвергнуты пыткам, а затем убиты офицеры Балтийского флота и члены их семей. Несколько барж с арестованными офицерами были потоплены в Финском заливе. Аресты  с тех пор шли круглосуточно, и попавший в Петроградскую ЧК имел очень мало шансов вернуться оттуда живым. По рассказам современников, само имя Урицкого вызывало ужас. Аналогичные действия Урицкий            предпринимал по всей Северной области, а  в Архангельске по его распоряжению уже в апреле 1918 г. был создан первый концлагерь; создание концлагерей планировалось и в районе Петрограда (Шлиссельбург и Ораниенбаум, Тихвин), но осуществить этот замысел Урицкий не успел: был застрелен молодым офицером Леонидом Канегисером.  В качестве «ответной меры» чекисты только в Петрограде расстреляли 900 человек.
Урицкий был похоронен с государственными почестями в центре Петербурга, был объявлен траур (и арестовывались те, кто оказывался  его соблюдать),  Лениным лично приехал на похороны , и в своей траурной речи назвал Урицкого «примером настоящего большевика»; в честь него  были названы улицы и поселки в разных местах.

   ...Вот такие две истории жизни. Люди совсем разные. Всю свою жизнь смиренный протоиерей Алексий посвятил Богу и ближним. Он молился о спасении душ людей, утешал, помогал, вразумлял. Исповедовал, причащал в храме множество прихожан, в том числе военных моряков. Крестил младенцев, венчал, отпевал усопших, служил молебны и благословлял воинов. Очень заботился о своём любимом соборе святителя Спиридона Тримифунтского, соборе адмиралтейства, о нуждах военного духовенства, о духовном укреплении Флота Российской Империи. Все было во имя Бога и для процветания Православной России.
  Настали времена потрясений и богоборчества. Старцу 84- лет коммунисты не дали умереть своей смертью, но схватили и расстреляли. А он и перед лицом мучений остался христианином, пошёл на смерть сознательно вместо другого человека. Это был пастырь широкой, по- настоящему русской души. Его принял Христос, и он вошёл в Царствие Небесное.
Про Моисея Урицкого, честно говоря, нет желания много рассказывать. Был профессиональным революционером, стремился захватить власть и захватил. Удерживал власть с помощью расстрелов. И его смерть была кровавой.
Убил Урицкого  юнкер Михайловского артиллерийской училища, поэт и патриот России 22- х летний Леонид Канегиссер. После убийства он был задержан и в октябре 1918 года расстрелян.
О мотивах, побудивших молодого человека к этому поступку, сказал в очерке «Убийство Урицкого» писатель Марк Алданов, хорошо знавший Каннегисера:
"Леонид Канегиссер застрелил Моисея Урицкого, чтобы, как он заявил сразу же после ареста, искупить вину своей нации за содеянное евреями-большевиками: «Я еврей. Я убил вампира-еврея, каплю за каплей пившего кровь русского народа. Я стремился показать русскому народу, что для нас Урицкий не еврей. Он — отщепенец. Я убил его в надежде восстановить доброе имя русских евреев».
— Цит. по: Д-р юрид. наук Аркадий Ваксберг, «Из ада в рай и обратно»
 Еврей по национальности, Канегиссер любил Россию и переживал за её судьбу, воспевал в своих стихах:
СНЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ

Зима и зодчий строили так дружно,
Что не поймёшь, где снег и где стена,
И скромно облачилась ризой вьюжной
Господня церковь — бедная жена.


Запела медь, и немота и нега
Вдруг отряхнули набожный свой сон,
И кажется, что это — голос снега,
Растаявшего в колокольный звон.
Нижний Новгород, март 1918
Моисей Урицкий сознательно и целенаправлено разрушал русскую духовность, русское государство, русскую культуру. Однако находятся в наше время люди, которые торжественно чтут память Урицкого. Так, директор Государственного эрмитажа Пиотровский открыл к столетию смерти Урицкого доску, где золотыми буквами выбиты краткие сведения об этом деятеле.
Надпись на ней гласит: «30-го августа 1918 года на этом месте погиб от руки правых эс-эров врагов диктатуры пролетариата – Моисей Урицкий – борец и страж социалистической революции».

 

Открывая мемориальную доску памяти М.С. Урицкого директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил: «Сегодня мы делаем еще один шаг в освоении пространства музея, который называется Эрмитаж. Коллекции есть у каждого музея, но есть музеи у которых имеются потрясающие исторические пространства. В этом смысле с Эрмитажем не может сравниться ни один музей мира. Зимний дворец, Дворцовая площадь, Главный штаб – места, где происходили великие события истории России, в том числе великие убийства и покушения. Покушение на императора Александра II, штурм Зимнего, убийство комиссара Урицкого – очень важно, чтобы все эти исторические события помнились, чтобы о них напоминал музей Вот так, не моргнув глазом, Пиотровский фактически поставил на одну доску организатора геноцида русских Моисея Соломоновича Урицкого и убиенного Помазанника Божия, Императора Александра Второго,  Освободителя. Сравнение получилось кощунственным. Видно, сказалась привычка советских времён - везде и  повсюду прославлять Урицкого.
Восхваления Урицкого потекли ещё со времён Ленина. Именно  он начал петь дифирамбы Урицкому и поддержал идею красного террора, мщения. В СССР все делалось для прославления палачей. Именем Урицкого назвали улицы во многих городах страны. Для увековечения памяти М. С. Урицкого место его убийства — Дворцовая площадь была в 1918 году переименована в «Площадь Урицкого». Однако в 1944 году площади было возвращено её первоначальное название. В 1918 году Таврический дворец был переименован в Дворец Урицкого. Его имя получил бывший царский вокзал Царского Села (Павильон Урицкого) и табачная фабрика. В Урицк было переименовано Лигово (в настоящее время топоним сохраняется как МО «Урицк»). История переименований Лигово вообще интересна.
В 1899 году в Лигово появился дачный посёлок "Новые места". А в 1913 году в честь трехсотлетия Дома Романовых посёлок переименовали в Романовский.
В 1918 году посёлок Романовский был переименован в посёлок Урицк в честь председателя Петроградской ЧК М. С. Урицкого. Постановлением Президиума ВЦИК от 16 июня 1925 года посёлок Урицк был преобразован в город Урицк, в его состав были включены посёлки Сосновая Поляна и Павловская Стрелка.
Город с именем Урицк просуществовал до 1963 года, когда его территория вошла в состав Кировского района Ленинграда. Было бы правильно вернуть этой местности наименование Романовского района в год расстрела семьи Романовых.
Имя Урицкого носят сёла в Оренбургской, Липецкой, Саратовской областях России, а также в Гомельской области Белоруссии. В Орловской области есть муниципальный район, названный в честь Урицкого.Улица Урицкого и теперь есть даже в Мурманске.
Прошло сто лет. Почему же мы никак не можем очнуться от забвения? Построить в Петербурге  храм во имя русского священника Алексея Ставровского, зверски убитого интернациональным сбродом? Назвать одну из улиц Петербурга улицей Ставровского, разместить памятную доску на стене дома? Что для этого нужно? Только пробуждение веры, совести и русского самосознания.
Галина Сиротинская, журналист Введенского храма, Мурманск


Рецензии