Письмо И. С. Тургеневу

Эссе

Любезный, Иван Сергеевич!

По делам службы путей сообщения, а служу я на Белорусской железной дороге, случилось мне  зимою – январе месяце 1997 года быть в Вашем губернском городке Орле, на прикомандированном ко мне  заводе «Управляющих вычислительных машин». В понедельник поутру, в двадцатых числах января, я успешно провёл служебные дела. Оставалась свободной вторая половина дня и, я засобирался навестить Вас, в деревеньке Вашей,  Спасское–Лутовиново. Много наслышался о красотах тамошних мест и желанием выказать Вам мою любовь и признательность за труды Ваши – литературу интереснейшую и мною любимую с детской поры. Расспросил персонал участка гарантийного ремонта принтеров, как добраться до заветного местечка. В ответ услышал слова не утешительные по затеянной мной поездке к Вам. Скорее всего, в этот день недели в усадьбе Вашей не приёмный день, а если я опоздаю на последний транспорт обратно на Мценск, то и останусь там куковать неизвестно где и, у кого. На дворе зима, дело не шутейное поехать в первый раз за семьдесят вёрст от губернского городка, в полную неизвестность дальней дороги. Делать нечего – смирился с горькой новостью. Вышел за ворота проходной завода и пошёл бродить по городу, родине великих писателей земли русской.
В таких случаях для меня, любителя русской литературы, спасительным местечком времяпрепровождения являются книжные магазинчики, особенно букинистические. Порыться на книжных развалах моя истинная страсть, говорю искренне, без всякого лицемерия. Долго бродил в поисках книги о достопримечательных местах земли орловской. И вот удача – в магазинчике по московской улочке нахожу заветное издание «Душа моя, все мысли мои в России», издательство «Планета», г. Москва, 1985г. 256 стр.
Внимательно просматриваю, радуюсь редкой находке и решаюсь до отхода поезда на Москву, посидеть за чашкой чая в кафетерии  вокзала. В обстановке полного умиления и восторга осторожно переворачиваю страницы книги, изданной на мелованной бумаге со вставками цветных фотографий по всему тексту. Издание книги шикарное -  с прошитым нитками переплётом полноцветной глянцевой обложки, украшенной в левом верхнем углу миниатюрным портретом нашего любимого писателя.
Подошло время к отходу поезда. С невыразимой жалостью не состоявшегося посещения родового имения Ивана Сергеевича  покидаю  старинный город Орёл, под звуки оркестра, исполняющего «Прощание Славянки», здесь так заведено провожать вечерний фирменный поезд на Москву. Такие проводы под стать этой благодатной земле. Пассажиры и провожающие с радостным настроением общаются на платформе вокзала, поглядывая на оркестрантов.
По ходу движения поезда поужинали  в купе с попутчиками, поговорили о разных разностях, мне не терпелось скорее лечь и предаться осмыслению  прочитанной, интересной книги, купленной на родине писателя. Это вернуло меня к памяти школьных лет, когда мы деревенские детишки впервые  прикоснулись к творчеству Тургенева.
 «Записки охотника»  нашего классика навсегда отложились в сознании, как легко читаемая  книга по описанию природы, человеческих чувств и поступков крестьян, в их тяжёлой   жизни при крепостном праве. Выписанные автором  образы   вызывали у нас, детей, жалость  и любовь к ним,  закабалённым бесправием, многодневной  изматывающей до бессилия  работай на барина – помещика, дворянина, вдовствующих  богатых дамочек. В этой безрадостной жизни простой народ сохранил в себе талант певцов, искусных кузнецов, ремесленников, непревзойдённых охотников, умеющих показать своё  мастерство  во всей его русской красоте.
Вот что пишет автор после наблюдения за личностью Хоря, в рассказе «Хорь и Калиныч»: «Из наших разговоров я вынес одно убежденье, которого, вероятно, никак не ожидают читатели, — убежденье, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо, то ему и нравится, что разумно, того ему и подавай, а откуда оно идет, - ему все равно».
Тургенев исследовал растлевающее влияние помещичьей власти на все стороны жизни. Особое внимание он уделял тому, что крепостничество буквально уродовало отношение мужика к труду.
Жизнь рядом с помещиком порождала в крепостных не только чувство тупой покорности. Из поколения в поколение в барине привыкли видеть человека особой судьбы и даже породы, его жизнь считали чем-то вроде воплощенного идеала. Это неизменно возбуждало чувство преклонения перед господами. Сильнее оно давало себя знать в среде дворовых людей; именно в ней чаще всего встречались лакеи — не только по должности. Такие, например, как камердинер Виктор из рассказа «Свидание». В нем воплотилась сама душа лакейства.
Первым из всех русских писателей Тургенев вывел на авансцену большое количество разнообразных типов крестьян и описал их так подробно и с такой симпатией, что его современники, можно сказать, наконец-таки открыли для себя сословие, которое ранее редко рассматривалось как достойное изображения в художественной литературе. Важно и нам, современному читателю, знать особенности жизни и быта своих предков.
В каждом рассказе «Записок охотника», представлены удивительные описания природы. Это всегда стихия, живущая по своим собственным таинственным законам. Но одновременно и часть жизни человека, а часто и прямое отражение его внутреннего состояния. В рассказе «Бежин луг» пейзаж меняется много раз в зависимости от ситуации. Удачная охота проходит во время безмятежной погоды, в лучах солнца и ласкового тепла. Но когда герой к вечеру сбивается с пути, картины природы приобретают зловещие черты. А такие образы, как пустырь, заросший кустарниками и высокой травой, и бездна, в которую едва не проваливается охотник, передают читателю чувство тревоги и неопределённости.
В  рассказах Ивана Сергеевича присутствует главный персонаж — лирический герой, в котором читатель узнаёт самого писателя, страстного охотника, странника, открытого и общительного человека, любителя природы и собирателя житейских историй. Композиция рассказов имеет общие черты: начинаются они с небольшого описания обстоятельств, при которых автор отправился в очередной раз на охоту со своей верной собакой. Затем он попадает в необычные обстоятельства или вполне узнаваемые, но с любопытными персонажами. И дальше читатель вместе с автором наблюдает за этими персонажами — их внешностью, поведением, разговорами. Заканчиваются рассказы из цикла «Записки охотника» раздумьями автора, его впечатлениями, эмоциями и описанием того, как он покидает место, где происходили основные действия.
Из подробных портретных характеристик в «Бежином луге» можно узнать и о достатке человека, и о его образе жизни.  Последнее обстоятельство не удивительно, ведь автор много внимания уделяет разговорам героев сюжета — крестьянским мальчишкам. Всего их пятеро: Илюша, Павлуша, Костя, Федя и Ваня.
Все они, кроме Вани, который тихо спит под рогожкой, с удовольствием у костра рассказывают друг другу различные страшные истории. Одни из рассказов навеяны реальными событиями, другие — деревенскими слухами. Но, как водится во время ночных бдений со «страшными историями», любой неожиданный звук в темноте становится поводом для новой щекочущей нервы фантазии. Так, вдруг начинают от тревожных звуков волноваться кони, которых выгуливают на лугу мальчишки, и Павлуша без промедления кидается в ночь их успокаивать. А по возвращении говорит, что всё в порядке: он думал, там волки, но их не оказалось. Именно этого мальчика автор отмечает особенно.
Портрет Павлуши строится на контрасте: внешне он самый непривлекательный из всех ребят, есть в его пропорциях какая-то асимметрия, но зато у него умные глаза и замечательный характер. Павлуша — смелый, самостоятельный и ответственный мальчишка. Читатель невольно вместе с писателем проникается к нему симпатией, и тем более становится обидно за этого мальчика, когда весёлый тон повествования заканчивается оговоркой автора о том, что Павлуша, к сожалению, умер в тот же год, упав с лошади.
Эта последняя фраза вполне укладывается в стилистику «страшной истории» как жанра разговорной речи. Она часто заканчивается трагическим событием, которому было предвестие. И природа этого события загадочна и необъяснима. Так, в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» соединяются черты реализма и романтизма.
В нашей школьной библиотеке была красочно оформленная книжка «Бежин луг», она зачитывалась нами с приближением лета - мы так хотели попасть на службу к конюху нашего Заводоуспенского лесничества дяде Луке и, выезжать вместе с ним в ночное, пасти лошадей его околотка. Ребятам постарше такая удача выпадала, а мы, мелюзга, потом встречали всю ночную выездку ребят и смотрели,   как они поят лошадок на пруду, возле мостика Октябрьской улицы. Выпадало нам и такое счастье – дядя лука усаживал нас на лошадь верхом  по очереди, ведя коня под уздцы, прокатывая нас до конюшни лесничества, благо, что она размещалась на нашей Октябрьской улице. Это было вершиной детской радости в ту далёкую пору.
Любовь к деревенской жизни, людям нас окружающих, занятых крестьянским свободным, посильным  трудом в радость, привили нам рассказы Ивана Сергеевича Тургенева. Его охотничьи рассказы прочитывались нашими старшими братьями как настольная книга начинающего охотника. Образ Ивана Сергеевича Тургенева воспринимался нами как живой человек, всё видящий и понимающий в нашей жизни, живущий  не далеко от нас, где-то совсем рядом. Такова сила реализма во всех произведениях нашего непревзойдённого классика.

30.09.18 г    Игорь Назаров, Беларусь, г. Орша. E-mail: nazarov_52@inbox.ru


Рецензии