Вечная любовь

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)
               

                Светлой Памяти Шарля Азнавура


Вечером 21 сентября я поднималась на эскалаторе метро, чтобы перейти на «кольцевой» с одной станции на другую. Но как только ступила на первую ступеньку длинной ленты, не спеша увозившей меня вверх, раздались пронзительные звуки скрипки и виолончели. Это был умопомрачительный дуэт. Инструменты явно разговаривали между собой, точнее – пели, заставляя замирать и учащенно биться оглохшее от звуков подземки и городской суеты в час пик, моё маленькое сердце. Они пели-разговаривали по-французски. Я не знаю этого языка, но отчётливо слышала, как виолончель со скрипкой ворковали в унисон: «Жизнь – в любви…»...  Жадно вслушиваясь, я одновременно, словно не поднималась вверх на механическом транспортёре, но возносилась душой вслед за этими чарующими, невероятно эмоционально наполненными словами-звуками.  Да, то была знаменитая песня* Шарля Азнавура, впервые услышанная мной в кинотеатре: она звучала в 2-х серийном фильме «Тегеран – 43». И позднее, каждый раз, где бы и когда бы она не исполнялась – самим ли автором или дуэтом с Мирей Матье – происходило тоже самое: сердце замирало и падало и снова поднималось куда-то высоко-высоко, а на глаза (но казалось, что внутри, «на сердце») наворачивались слёзы.

Вот и сейчас ком поднялся к горлу, однако глаза не затуманились. Напротив, они очень сфокусировано смотрели куда-то, куда уму, наверное, доступа не было, –  поэтому не знаю, куда и на что они так пристально, не мигая, смотрели и что видели. Лишь по бешеному биению сердца можно было смутно догадаться: завораживающее «нечто» – одновременно и очень родное, потому что учащенно бьётся оно не от страха, а… от радости. Очень, очень часто бьётся, при этом парадоксальным образом не сбивая глубокого, будто утягивающего всю меня «в себя», дыхания. Вполне вероятно, что в эти самые мгновения по движущемуся эскалатору продолжала перемещаться только моя оболочка, в то время как существо – было не здесь… 

… Ступив с осевшей, ставшей почти вровень с полом ребристой ступеньки эскалатора, я увидела исполнителей, расположившихся у стены слева: скрипачка, лица её было не разглядеть, но оно словно светилось и лет сорока пяти, абсолютно седой мужчина. Они доигрывали последние фразы… Музыка-диалог сходила на нет, и сутолока метро стала вновь медленно проявляться, возвращая мою душу, слетавшую куда-то на свидание, – обратно. Скрипачка и виолончелист почти не смотрели друг на друга. Мне почему-то тоже было неловко смотреть в ту сторону, где, казалось, только что происходило что-то интимное – некое превращение, свидетелей которому не должно было быть. Я отвернулась. Музыка смолкла. Но нечто, заблудившимся эхом продолжало жить во мне!.. Нет, невозможно описать это состояние словами.

К платформе подошел состав. Вместе с толпой незнакомых, но будто уже и не таких посторонних людей, я вошла в вагон, чтобы продолжить свой путь. Поезд тронулся, набрал ход.

До нужной станции предстояло ехать ещё минут десять, пятнадцать. Но я так и не открыла книгу, которую читала до этого, всё ещё слушая музыку внутри себя, уставившись неподвижным взглядом в одну точку.

Никаких мыслей не было абсолютно: зачем еду, куда тороплюсь. Более того, подай мне Душа слабый знак, я бы тут же, повинуясь не рассудку, а этому странному, надмирному состоянию вышла бы из душного здания метро, да так и осталась под осенним темнеющем небом: теплым, пахнущим то ли морем, то ли воспоминанием о море, то ли о чём-то ещё, но тоже… очень важном и очень нужном.

....................
....................

….А сегодня, в первый день октября я узнала печальную весть: во Франции, на 95 году жизни умер Шарль Азнавур – композитор, великий автор- исполнитель, французский шансонье, лучше всяких политиков наводивший мосты между странами, народами и сердцами людей.




*) в заголовке использовано название той самой знаменитой песни Шарля Азнавура…

Послушать исполнение песни Азнавура и Матье можно здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=bKAdlyDcas4
 

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)
               

                Светлой Памяти Шарля Азнавура


Вечером 21 сентября я поднималась на эскалаторе метро, чтобы перейти на «кольцевой» с одной станции на другую. Но как только ступила на первую ступеньку длинной ленты, не спеша увозившей меня вверх, раздались пронзительные звуки скрипки и виолончели. Это был умопомрачительный дуэт. Инструменты явно разговаривали между собой, точнее – пели, заставляя замирать и учащенно биться оглохшее от звуков подземки и городской суеты в час пик, моё маленькое сердце. Они пели-разговаривали по-французски. Я не знаю этого языка, но отчётливо слышала, как виолончель со скрипкой ворковали в унисон: «Жизнь – в любви…»...  Жадно вслушиваясь, я одновременно, словно не поднималась вверх на механическом транспортёре, но возносилась душой вслед за этими чарующими, невероятно эмоционально наполненными словами-звуками.  Да, то была знаменитая песня* Шарля Азнавура, впервые услышанная мной практически, ещё в детстве, в кинотеатре: она звучала в 2-х серийном фильме «Тегеран – 43». И позднее, каждый раз, где бы и когда бы она не исполнялась –  самим ли автором или дуэтом с Мирей Матье – происходило тоже самое: сердце замирало и падало, и снова поднималось куда-то высоко-высоко, а на глаза (но казалось, что внутри, «на сердце») наворачивались слёзы.

Вот и сейчас ком поднялся к горлу, однако глаза не затуманились. Напротив, они очень сфокусировано смотрели куда-то, куда уму, наверное, доступа не было, –  поэтому не знаю, куда и на что они так пристально, не мигая, смотрели, и что видели. Лишь по бешеному биению сердца можно было смутно догадаться: завораживающее «нечто» – одновременно и очень родное, потому что учащенно бьётся оно не от страха, а… от радости. Очень, очень часто бьётся, при этом, парадоксальным образом не сбивая глубокого, будто утягивающего всю меня «в себя»,  дыхания. Вполне вероятно, что в эти самые мгновения по движущемуся эскалатору продолжала перемещаться только моя оболочка, в то время как существо – было не здесь… 

… Ступив с осевшей, ставшей почти вровень с полом ребристой ступеньки эскалатора, я увидела исполнителей, расположившихся у стены слева: скрипачка, лица её было не разглядеть, но оно словно светилось  и лет сорока пяти, абсолютно седой мужчина. Они доигрывали последние фразы… Музыка-диалог сходила на нет, и сутолока метро стала вновь медленно проявляться, возвращая мою душу, слетавшую куда-то на свидание, – обратно. Скрипачка и виолончелист  почти не смотрели друг на друга. Мне почему-то тоже было неловко смотреть в ту сторону, где, казалось, только что происходило что-то интимное – некое превращение, свидетелей которому не должно было быть. Я отвернулась. Музыка смолкла. Но нечто, заблудившимся эхом, продолжало жить во мне!.. Нет, невозможно описать это состояние словами…

К платформе подошел состав. Вместе с толпой незнакомых, но будто уже и не таких посторонних людей, я вошла в вагон, чтобы продолжить свой путь. Поезд тронулся, набрал ход.

До нужной станции предстояло ехать ещё минут десять, пятнадцать. Но я так и не открыла книгу, которую читала до этого, всё ещё слушая музыку внутри себя, уставившись неподвижным взглядом в одну точку.

Никаких мыслей не было абсолютно: зачем еду, куда тороплюсь… Более того, подай мне Душа слабый знак, я бы тут же, повинуясь не рассудку, а этому странному, надмирному состоянию, вышла бы из душного здания метро, да так и осталась под осенним темнеющем небом: теплым, пахнущим то ли морем, то ли воспоминанием о море, то ли о чём-то ещё, но тоже… очень важном и очень нужном.

....................
....................

….А сегодня, в первый день октября я узнала печальную весть: во Франции, на 95 году жизни умер Шарль Азнавур: великий автор- исполнитель, французский шансонье, композитор, лучше всяких политиков наводивший мосты между странами, народами и сердцами людей своим неподражаемым пением….




*) в заголовке использовано название той самой знаменитой песни Шарля Азнавура…

Послушать исполнение песни Азнавура и Матье можно здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=bKAdlyDcas4


Рецензии