1. Сборник мифов об Академгородке Михаила Аронова

Сейчас я проанализирую обширную выдержку из книги Михаила Аронова , которая представляет собой квинт-эссенцию мифов об Академгородке. Для удобства моих ответов на эти мифы я ввёл нумерацию пунктов.

Михаил Аронов пишет:

1. «Надо сказать, что в 1967 году Галич уже побывал в Новосибирске и с большим успехом пел на частных квартирах. Тогда ему пообещали, что в следующий приезд обеспечат более широкую аудиторию. Но для того чтобы выполнить своё обещание, организаторы должны были преодолеть значительные сложности во время переговоров с властями, для чего им нередко приходилось проявлять хитрость и даже конспирацию. Наконец, удалось утвердить новую дату — 8 марта 1968 года (начало фестиваля специально приурочили к «Международному женскому дню»).

На самом деле, было так: Галич не бывал в Академгородке ни до фестиваля бардов, ни после. Это была выдумка И. Грековой (Елены Сергеевны Вентцель, математика и писателя), которую подхватили многие. И организаторы фестиваля преодолевали сопротивление властей не для того, чтобы выполнить обещание, якобы данное Галичу.

2. Поскольку Академгородок работал на оборонную промышленность, там долгое время позволялись многие вещи, которые в Москве или в Ленинграде никогда бы не прошли безнаказанно. Например, свободно проходили просмотры и обсуждения зарубежных фильмов. В картинной галерее Дома учёных (ДУ) организовывались выставки запрещённых или полузапрещённых художников: Павла Филонова, Николая Рериха, Роберта Фалька, Михаила Шемякина, Марка Шагала.

На самом деле, было так: В Академгородке «позволялись многое вещи» вовсе не потому, что он работал на оборонную промышленность. На оборонную промышленность работали и продолжают работать во многих областях и краях, но это нигде не приводило к ослаблению цензурного надзора или к появлению инакомыслия.  И совсем не этим объясняется появление киноклуба «Сигма» и его тесная связь с Госфильмофондом, стремление режиссёров кино показать жителям Академгородка свои новые работы. И не этим объясняется создание картинной галереи, прославившейся показом выдающихся художников нонконформистов.

3. В то время Академгородок был одним из немногих в Советском Союзе «островков свободы», в котором вообще не действовала цензура. Ну где ещё в 1965 году можно было свободно обсуждать такие вопросы: «Кому вы доверяете по политической информации — ТАСС, Голосу Америки, Би-би-си, Пекину?», «При каких условиях демократия является фикцией и как с ней бороться?», «Зачем комсомол стране, зачем комсомол нам?».

На самом деле, было так: Неверно, что в то время Академгородок был одним из немногих в Советском Союзе «островков свободы», в котором вообще не действовала цензура. Мы просто работали на грани запретов, но эту грань не переступали. До поры до времени мы не бросались в глаза, не афишировали свою деятельность, тем более, не пропагандировали её. Кстати, я не помню, чтобы у нас обсуждались в 1965 году вопросы, сформулированные в книге Аронова: «Кому вы доверяете по политической информации — ТАСС, Голосу Америки, Би-би-си, Пекину?», «При каких условиях демократия является фикцией и как с ней бороться?», «Зачем комсомол стране, зачем комсомол нам?» Такие вопросы могли возникнуть по ходу дискуссий, но названия дискуссий обычно вуалировалось более приемлемыми формулировками. Нас практически не контролировали до поры до времени, потому что доверяли. К 1967 году доверие, видимо, было исчерпано.

4. 1 декабря 1963 года, по инициативе молодого учёного-химика Анатолия Бурштейна, на Морском проспекте, 24, в двухэтажном здании столовой № 8 Института гидродинамики открылось  кафе-клуб «Под интегралом». Хотя чиновники всячески тормозили осуществление этого проекта, но после того, как в дело вмешался председатель Сибирского отделения АН академик Михаил Лаврентьев, клуб удалось создать.

На самом деле, было так: Как создавался клуб «Под интегралом», я уже подробно писал. И не был он вначале в здании столовой напротив Института гидродинамики (это не была столовая Института гидродинамики), а был в ППО микрорайона «В». И создан он был, не благодаря вмешательству академика Лаврентьева, хотя он и поддержал его создание по просьбе академика Воеводского, а благодаря помощи объединённого комитета профсоюза.

5. Структура его была намеренно сделана пародийной: во главе стоял президент, дальше шёл кабинет министров вместе с премьером и т. д. Это шутовство какое-то время охраняло клуб от идеологических ортодоксов, которые не знали, как к нему подступиться. Уравновешивало ситуацию и то, что первый секретарь Новосибирского обкома Федор Горячев был членом ЦК КПСС, а руководитель Академгородка Михаил Лаврентьев — кандидатом в члены ЦК.

На самом деле, было так: Создатели клуба не считали свою структуру с советом и кабинетом министров пародийной, и не предполагали, что шутовство, обнаруженное Ароновым, охранит клуб от «идеологических ортодоксов, которые, по мнению Аронова, из-за этого не знали, как к нему подступиться. До поры, до времени противодействия работе клуба не было. Отношение изменилось только в середине 1967 года после дискуссии «О социальной вялости интеллигенции».

6. В «Интеграле» существовало около 20 подклубов: литературный, дискуссионный, социологический, журналистский, танцевальный и другие. Существовал и клуб песни, «министром» которого был Валерий Меньшиков.

На самом деле, было так: Верно, что в клубе «под интегралом» было много подклубов. Только б;льшая их часть была создана независимо от «Интеграла» в составе ДК «Академия», как и сам клуб «Под интегралом» и присоединились они к «Интегралу» (это никак не оформлялось), потому что это было им удобно. К их услугам в «Интеграле» был и знаменатель, и даже числитель, при необходимости. Вхождение некоторых было простой формальностью, например, Театра-студии Арнольда Пономаренко или клуба «Гренада».

7. В 1965–1966 годах в «Интеграле» начали проводиться первые фестивали джаза и авторской песни, шли представления самодеятельных театральных студий, проходили поэтические вечера и научные диспуты с небывалой для тоталитарного общества свободой мнений, постоянно приглашались учёные и деятели культуры из дальнего зарубежья и «соцстран», писатели, музыканты, экономисты и даже корреспонденты Би-би-си… Ежегодно 8 марта в клубе проходили конкурсы красоты, на которых выбирали «мисс Интеграл».

На самом деле, было так: Вся художественная самодеятельность была в ДК Академия», поэтому и в фестивалях джазовой музыки участвовали коллективы ДК, а не «Интеграла». А вот фестиваль авторской песни организовывал Интеграл, но без содействия ДК «Академия» и Дома учёных фестиваля бардов просто бы не было.

8. Стал знаменитым лозунг «министра иностранных дел» Германа Безносова: «Перекуём мечи и орала на интегралы!» Были и другие лозунги, с которыми в дни праздников клуб выходил на демонстрацию: «Люди, интегрируйтесь!», «Перекуём орало на интеграле!», «Радость — народу!».

Вот это не миф. Так и было. И это вызывало неудовольствие райкома КПСС.

9. В 1966 году многие городковские учёные выступили в защиту Синявского и Даниэля, а позднее — авторов и распространителей самиздата А. Гинзбурга, Ю. Галанскова, В. Пашковой и А. Добровольского.

На самом деле, было так: «Многие академгородковские учёные» в 1966 году не выступали в защиту Синявского и Даниэля. По крайней мере, открытых выступлений не было. А вот, позднее — в защиту А. Гинзбурга, Ю. Галанскова, В. Лашковой и А. Добровольского действительно, выступили с «письмом 46».

10.    Когда же в январе 1968-го состоялся суд над этой четвёркой, на стенах зданий появились лозунги: «ЧЕСТНОСТЬ — ПРЕСТУПЛЕНИЕ», «СОВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РАВНО ФАШИСТСКОМУ», «БЕЗОБРАЗНЫЙ СУД НАД ГРУППОЙ ГИНЗБУРГА-ГАЛАНСКОВА — ЕЩЕ ОДНО ПЯТНО НА КРАСНОМ ЗНАМЕНИ СВОБОДЫ», «НАМ НУЖНЫ УЧЁНЫЕ, А НЕ ПОЛИТИКИ».

На самом деле, было так: Когда в январе 1968-го состоялся суд над этой четвёркой, на стенах зданий действительно появились лозунги, приведённые Ароновым. Но их написали не молодые учёные, а четверо студентов НГУ Александр Горбань, Алик Петрик, Юрий Мешанин и Леонид Попов.
Надписи появились и в августе 1968 года после ввода войск в Чехословакию. Их написали двое студентов НГУ Степан Пачиков и Израиль Шмерлер.

11.     В то время за это полагалось от трёх лет лагерей, но виновных в Академгородке так и не нашли. А тут ещё знаменитое «письмо 46-ти», подписанное представителями интеллигенции Академгородка в связи с «процессом четырёх».

К сожалению, Михаил Аронов и здесь ошибся: «виновников» появления лозунгов на стенах домов нашли, и они сполна расплатились за своё свободолюбие. О январских надписантах и о судьбе Александра Горбаня и его товарищей я написал в 20 книге, а об августовских подписантах напишу в одной их следующих книг.
В заключение, должен сказать, что были и другие примеры вольнодумия жителей Академгородка.

Например, обычно мало говорится о деятельности киноклуба «Сигма» и театра-студии Академгородка.

Практически не упоминается деятельность ДК «Академия» и его директора В.И. Немировского, почти совсем не упоминается деятельность Объединённого комитета профсоюза СО АН. А ведь именно они – ОКП СО АН и ДК «Академия» – стояли во главе всей деятельности по превращению Академгородка в крупный центр культуры и сврбодомыслия, именно они были авторами недолгой «оттепели» в Академгородке.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/10/01/168


Рецензии