Тропа поиска. 11. Мгновения. Диалоги с Бабочкой

 11

 Она в задумчивости смотрела в окно поезда. Муж внимательно наблюдал за ней. Ему доставляло удовольствие рассматривать знакомые черты, до боли родные. Он знал каждую появившуюся морщинку. Его радовало, что их появление не вызывает ее огорчения. Она, смеясь,  говорила, что, наконец, ее безупречной красоте, приходит конец. Она лукавила. Ей удавалось сохранить очарование в любом возрасте, не молодясь, судорожно цепляясь за уходящую молодость, что в других женщинах вызывало его сожаление.
Вот сейчас она о чем-то напряженно размышляла, это было очевидно. Она резко повернулась, обращаясь к нему:
- Перед отъездом мне вновь попалась статья,  по-моему,  Владимира Шевелева*, об эксперименте Джона Кэлхуна, мы читали ее раньше.
- Напомни суть эксперимента, я что-то не припоминаю.
- Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века. В качестве подопытных Д. Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества.
- Вспомнил, он создал мышиный рай.
- Да. Для популяции мышей в рамках социального эксперимента создали райские условия: неограниченные запасы еды и питья, отсутствие хищников и болезней, достаточный простор для размножения. Однако в результате вся колония мышей вымерла.  Мыши странно вели себя. Количество беременностей было незначительным, а вскоре составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали, на 1780 день после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая».
- В итоге все подопытные мыши умерли, находясь в идеальных условиях.
Джон Кэлхун создал, как я помню,  по результатам эксперимента теорию двух смертей. «Первая смерть» — это смерть духа. После наступления первой смерти физическая смерть («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «первой смерти» значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая». Я не путаю?
- Нет, ты все основное вспомнил. Всегда завидовала твоей памяти. Я, как всегда, забыла о статье.
- Не знаю, что лучше. Тебе нужное попадает всегда в самый подходящий момент, ты же знаешь об этом.
- Будем считать, что обмен любезностями произошел. Если ты не возражаешь – я продолжу, - она улыбнулась, мягко коснувшись его руки.
- Внимательно слушаю, продолжай.
- Я полностью согласна с его выводами. Кэлхун провел прямую аналогию с человеком, пояснив, что ключевая черта человека, его естественная судьба — это жить в условиях давления, напряжения и стресса.

 Он подчеркивает, что смерть ДУХА приводит к потере креативности, способности преодолевать и, самое главное, находиться под давлением.
Кроме того, отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления — это «первая смерть» по терминологии Джона Кэлхуна или смерть духа, за которой неизбежно приходит
вторая смерть, в этот раз тела.
- Ты считаешь, что правомерно переносить выводы на поведение человека? Почему статья вновь вызвала такой глубокий отклик в тебе, я вижу?
- Посмотри на нас. Годы испытаний требовали много душевных и физических сил, временами казалось, что я не выдержу. Но мы прошли через все это, мы смогли. Последние благополучные годы не были пустыми, мы пытались наполнить их смыслом.
- Дорогая, тебе не хватило трудностей? Но и забот было много, покой был относительным.
- Это будничные заботы, дорогой. Они опустошают, если к ним не прикладывается что-то еще. Я не забываю слова доктора, которые он сказал мне в Китае. Ему часто напоминал их его отец.
- Интересно, ты никогда мне не говорила об этом.
- Бойся дней, в которые тебе сопутствует ветер. Не теряй бдительность.
- Да, подлинно китайская мудрость. Ты сомневаешься в полезности нашей поездки?
- Ну что ты, твоя идея просто замечательная. Мы так давно не бродили по питерским улицам. Да и в музеи я с удовольствием схожу в очередной раз.
Мне хорошо там дышится.
- Я помню об этом. А мне всегда холодно в Питере. Я принимаю его величие, но душа молчит.
- Ты счастливый человек. Он еще не открылся тебе, у тебя все впереди. Я влюбилась в этот город с первого раза. Мне кажется, и он принял меня, с тех пор, мы с ним дружим, - она смущенно улыбнулась.
- Ты умеешь дружить не только с внуками, но и с городами, я в этом не сомневаюсь.
- Ты смеешься надо мной?
- Нет. К сожалению, разговор придется отложить, мы приезжаем.
- Забыла тебя спросить – мы попадаем в Мариинский?
- Конечно, и не только туда. Все вечера будут заняты. Все, давай собираться. Город уже готов к встрече с тобой.

*http://www.youtube.com/watch?v=0Z760XNy4VM

Владимир Шевелев»

Иллюстрация автора Т. Дума


Рецензии
Великолепно! Просто великолепно!
Других слов не нахожу.

С уважением,

Виктор Песиголовец   19.02.2019 22:07     Заявить о нарушении
Виктор, я вслед за вами перечитывала вчера главы. И представляете - и мне понравилось)))
Если серьезно - рада вас видеть. Завидую вам - у вас еще столько глав впереди.

С признательностью и уважением.

Татьяна Дума   20.02.2019 06:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.