Сказочное мастерство

Наверное, не сыщешь во всей литературе более любимого и близкого жанра, чем сказка. Помните, как мы слушали первые увлекательные рассказы наших матерей и бабушек? Помните, как зачитывали до дыр и без того ветхие книжечки «Курочка Ряба» и «Репка»? Удивительно, но мой литературный путь тоже начался со сказки. Помнится, я тогда писала про маленькую девочку, которая попадает в сад, где живут прекрасные феи. Дело было на литературном кружке в школе. Именно тогда я испробовала и первый художественный приём: гиперболу.

В другой раз со сказкой я столкнулась через несколько лет:  мама оставила меня сидеть с заболевшей сестрой. Я не нашла ничего лучше, как придумывать разные волшебные истории. Сестра меня очень увлечённо слушала, а я так и забыла записать то, что приходило в голову.  Теперь мне уже и не вспомнить свои первые сказочные опыты. Зато любовь к сказкам сохранилась до сих пор. Правда, писать мне их гораздо труднее, нежели рассказы или эссе.

К счастью, или, к сожалению, но никто не может сказать, когда и как была рассказана первая сказка. Именно рассказана, потому что в ту пору ещё не существовало письменности, не было и литературы как таковой. Были только взрослые люди, которым приходилось обучать своих маленьких детишек уму-разуму. Не надо думать, что тогда процесс обучения был менее болезненным, однако сказка помогала не только в доступной, но и в увлекательной форме передать необходимый опыт следующим поколениям.

Сказки делились на три вида: волшебные, о животных и социально-бытовые. Передавались они из уст в уста, поэтому сейчас существует так много вариантов одного и того же сюжета. Позже сказка выходит за рамки фольклора и начинает входить в большую литературу. Форма сказки стала приобретать другие черты, они начинают писаться и для детей, и для взрослых. С помощью сказок поднимались самые глубокие философские вопросы. К примеру, всем известный А.С.Пушкин, написав ряд знакомых нам историй, с жанром сказки распрощался, так как не смог ответить для себя на вопрос о разделении добра и зла. Помните удивительное сказание о Дадоне, Шамаханской царице и Золотом петушке? Обращали ли вы внимание на то, что это единственная сказка, где нет положительного героя? Вот какова роль сказки и особенности жанра.

Мы же с вами поговорим сегодня о традиционной сказке, предназначенной непосредственно для младого племени.

Как можно написать сказку

    «Сказка – ложь, да в ней намёк...». Наставление, поучение должно быть обязательно, только оно настолько завуалировано, что юный читатель даже и не подозревает, что фактически сидит на уроке и слушает знающего педагога. Процесс воспитания с помощью сказок должен осуществляться легко и непринуждённо.
    «Там чудеса, там Леший бродит…». Несмотря на то, что сказки бывают разных видов, мы привыкли, что обычно речь идёт о чём-то сверхъестественном и неземном. Говорящие животные, затейливые перемещения, волшебные предметы и многое из того, что нас обычно удивляет и переносит в другую реальность.
    Добро побеждает зло. Одна девочка на моём уроке литературы спросила, почему нет сказок с плохим концом, почему всегда побеждают хорошие герои, ведь в жизни всё не так! Знаете, я попыталась ей ответить, приводила в пример какие-то аргументы, но в результате запуталась сама. Счастливый конец, наверное, — это всё-таки жизнеутверждающее начало сказок. Так ли обычно в жизни? Нет, не так, хотя нам постоянно и говорят о Высшей справедливости. Однако факт остаётся фактом: сказки заканчиваются Х-О-Р-О-Ш-О.  И это будущему сказочнику надо усвоить.

    Магические цифры. Обычно это всем знакомая тройка: три медведя, три сестры, три препятствия, три дороги или три загадки. Это одна из главных особенностей жанра сказки.

    Верный друг-помощник. Как правило, главному герою всегда кто-то или что-то помогает. Это может быть распрекрасная царевна, джинн из бутылки или мудрый волк. Главное, что рядом всегда находится друг, делящийся своими знаниями и опытом.

    Сказка – это мечта о лучшей жизни. Это представление о том, как должна быть устроена жизнь. Кстати, с пунктом №3 всё становится на свои места. «Каждому, каждому в лучшее верится»… Зачем нам победа над злом, если мы создаём сказку, чтоб на время отвлечься от печальной действительности?

    Средства художественной выразительности. Это и уже названная гипербола, и постоянные эпитеты, и красочные сравнения. Безусловно, для яркости языка могут быть использованы и другие приёмы.
    Красноречивая авторская позиция. Даже в том случае, если автор сказки – народ. В любом случае всегда можно понять, ради чего написана сказка, кого она осуждает, а кого поддерживает. Если в реалистичных жанрах приветствуются полутона, то в сказках лучше держаться ярких контрастов, пусть даже это и не будут только чёрно-белые цвета. Всё-таки вы пишите для детей, у которых ещё не сформировано мировоззрение.

Конечно, можно продолжать говорить об особенностях сказки, но лучше перейдём непосредственно к нашему творчеству и узнаем как написать сказку. Вы решили порадовать ребёнка или прославиться, как писатель сказок, но не знаете с чего начать? Тогда следующая инструкция, надеюсь, внесёт в ваш мыслительный хаос некоторый порядок.

жанр сказки

Как написать сказку

Возраст ваших предполагаемых слушателей?

Это немаловажный момент, потому что ребёнок – это понятие растяжимое. Дети будут и недельном возрасте, и даже в 20 лет. Всё зависит от самоопределения. Писать для пятилеток, это не то же самое, что например, писать для детей трёх или десяти лет. Ваша задача понять, на какую аудиторию вы нацелены. Отталкиваясь от этого, вы уже сможете выбрать уровень сложности сюжета, рассматриваемых проблем и язык.

О героях

Лучше избегать избитых персонажей, известных со времён Царя Гороха. Нет, конечно, если вы сумеете обыграть уже известных героев и внести нечто эксклюзивное, — это замечательно. В противном же случае, следует подумать над тем, чтобы создать кого-то самому. Пусть это будут необычные толстячки с сундуками муки или остроумные великаны с двумя головами. Оживляйте цветы и ягоды, раскройте все необычные стороны жизни, покажите ценность нашей с вами действительности. Не бойтесь придумывать говорящие дома или ускользающие дороги. Не так давно мне пришла в голову мысль, чтобы сделать главной героиней дождевую каплю. Точнее просто каплю воды, которая будет и частью океана, и росой на траве, и снежинкой, и ещё многими другими героинями. Идея пока так и остаётся идеей, хотя лично мне она кажется весьма интересной.

Героев сказок лучше называть какими-нибудь забавными и звучными именами. Пусть эти имена вызывают улыбку у маленьких читателей и заставят подумать о своих значениях.

Детально продумайте как главные, так и второстепенные образы. Будьте однозначны в своей оценке и собственных симпатиях. Положительный герой должен быть исключительно со знаком плюс, даже если он и не лишён изъянов и заблуждений.

О чём пойдёт речь?

Когда вы придумали своих незабываемых героев, стоит изобрести для них череду увлекательных приключений, не лишённых смысла. Пусть весь круговорот событий будет подчинён общей идее, которую вы хотите донести до своих слушателей.

Не бойтесь проявлять свою буйную фантазию и устраивать фейерверк из своего повествования. Пусть с небес падает солнце, а звёзды растут на земле. Главное, чтоб внимание ребёнка было приковано к вашим словам, и он не заглядывал в конец книги, ожидая, когда же мама уже перестанет его мучить чтением нудных историй.

При этом помните о поучительной стороне своего творчество. Заложите нехитрый урок в то, что вы пишите. Ваш читатель (или слушатель) не должен поймать вас на том, что вы кормите его знаниями и строите из себя моралиста. Поверьте, моралистов ему уже хватает и без вас! Подарите ему несколько часов веселья, приключенческой радости и капельку житейской мудрости, которую он обязательно усвоит.

Как сказку назовёшь…

Действительно, как назвать? Что следует учитывать при выборе заголовка своему произведению? Лучше всего интригу. Название должно привлекать внимание, цеплять воображение. Ваша сказка должна манить к себе, обещать время радости и «духозахватыванья». При этом важно, чтобы в названии как-то отражались главные события. Читатель должен заранее настроиться на заданный лад и вообразить себе некую ситуацию, которую вы позже старательно опишите. Заманили в свои словесные сети? Теперь другая задача – не отпустить и не разочаровать!

Задумайтесь о своём стиле!

Если вы склонны к замысловатым стилистическим фигурам и приёмам, то лучше отказаться от написания сказок. Или хотя бы поработать над своим стилем. Сказка интересна тем, что читать её легко и приятно. От неё веет непринуждённостью, наивностью. Она, как воздушный шар, должна взмывать к облакам вместе с читателями. Взрослые хотят отвлечься, малыши просто желают побывать в других мирах. Подарите им эту возможность. Не надо использовать длинных предложений, запутанных ассоциацией и лирических отступлений. Захотелось порассуждать? Отложите сказку и напишите эссе. Сказка – это одно сплошное действие, без остановок и пауз. Читайте и перечитывайте много раз, следите за динамикой и не пугайтесь переделывать, если хоть что-то отдаёт косностью и кажется тяжеловесным.

О кульминации

Самая напряжённая сцена в сказке должна действительно быть самой напряжённой. Пусть маленькое сердечко подпрыгивает в ожидании, а рот уже давно открыт, боясь пропустить всё самое интересное. Кульминационная сцена должна щекотать нервы и дарить массу острых эмоций. Пожалуй, ради кульминации иной раз и читаются сказки. Как выкрутится герой? Что он предпримет в последний момент? Когда уже он обретёт свободу и счастье? Кстати, сами свобода и счастье уже мало, кого интересуют. Главное, это знать, что всё позади, а дальше ничего плохого случиться уже не может. Теперь становится ясно, как можно написать сказку.

Говорят, что сказочниками становятся люди только с позитивным взглядом на жизнь.  Я уверена, что придумать сказку может каждый человек, который желает подарить маленькое чудо подрастающему человечку. Мы все выросли на сказках, так почему бы нам не внести свой вклад и не начать придумывать добрые и светлые истории, далёкие от нашествия кровожадных инопланетян и ненасытных шестиглавых монстров? Оглянитесь вокруг: жизнь даёт нам лучшие сюжеты. Просто не проходите мимо!

Ирина Смирнова



Рецензии
Большое спасибо за статью,Ирина! Очень полезная информация. Теперь стало гораздо понятнее, как писать сказки.
С уважением,

Елена Филимонова   25.12.2018 16:44     Заявить о нарушении