Предикат цивилизаций

-И так студенты, занятие окончено. Всего доброго. Ах да, чуть не забыл сказать. На следующей неделе у нас будет Кант. Так что не забудьте подготовиться.
Старый профессор, единственного городского университета принялся укладывать огромную кипу книг в сумку. На дворе начало темнеть, так как уже была зима. За окном весь мир был укатан в белоснежное покрывало, которое всё щедро осыпалась новыми хлопьями белого снега. После долгого рабочего дня, хотелось поскорее прийти домой, поужинать в тепле, прилечь, отдохнуть, почитать любимую книжку, правда, нужно было сначала окунаться в этот лютый мороз, который пробивался сквозь самую толстую шерстяную броню и окутывал всё тело. Ну что же, хочешь не хочешь, а идти придётся. Профессор начал направляться к выходу, как вдруг его перехватили два студента:
- Профессор Эрлейх, ходят слухи, что вы были там, и что там по улицам ходят роботы, и они же делают всю работу за людей, и все люди счастливы, потому что у них есть много времени и машины. Они легко могут общаться друг с другом. Говорят, там есть специальная сеть, с помощью которой они получают все знания о мире. Там наверно живут лучшие из лучших. И вы там были.
- Вы про “Энквитен”?
- Да, мы про Энквитен. Говорят, это самый загадочный город на планете. Там есть всё, что пожелаешь.

Профессор вдруг понял, что так просто от студентов не отделаться. Они смотрели на него жадным взглядом, словно он был пророк, который вот-вот откроет им смысл жизни. Эрлейх был честным человеком, и он также любил студентов, которые серьёзно относились к учёбе. Так что для него было бы грехом не поделиться с ними рассказом, о таком загадочном городе как Энквитен, тем более, он жил в нём какое-то время, и что самое странное, он единственный, кто оттуда вернулся обратно.
- Ну что ж, Давайте присядем. – Сказал профессор. Он снял с себя толстую шинель, достал термос из сумки и разлил по чашке горячего чая для студентов. Довольные студенты, с чашкой чая в руках, уселись на свои места, и принялись слушать старого профессора.

– Это случилось, когда мне исполнилось 24 года. Я и мой друг, его, кстати, звали Френсис, были молоды и амбициозны. Мы хотели повидать мир, увидеть его суть, разобрать его не мелкие кусочки, а затем собрать заново. Так случилось, что он окончил четвёртый курс университета, факультет “Информационных технологий”, и очень даже хорошо разбирался в технике. Я же, в свою очередь, окончил философский факультет, и устав от размышлений, хотел повидать мир своими глазами. Взять его в свои руки, встряхнуть со всех сил, а затем взглянуть, что получится. – В этот момент ветер за окном достиг своего апогея, и послышался свист, от того, что воздух на большой скорости рассекал пространство. Задребезжали окна, да так, что один студент с испугу чуть не выронил чашку чая из своих рук. Аудитория потихоньку остывала, так как орава студентов больше не согревала её. Там было всего лишь три человека, вооруженные чаем и не поддельным интересом ко всему происходящему.

- Мы оба решили, что первым делом должны отправиться в Энквитен. – Продолжил профессор. - Об этом городе ходило много разных мифов. От того, что там живут только роботы, до того, что его вообще не существует. Мы решили проверить это на своей шкуре, и оба направились покорять “загадочный город”. Почему он так загадочен и одновременно всем известен? Это от того, что Энквитен – самый развитый город на планете. Это единственный город, которого не задела мировая война. Вам хорошо известно, что после мировой войны, все города и страны очень сильно пострадали. Большинство были отброшены на полтора века назад. Но не Энквитен, он не только не откинулся назад во времени, но ещё и преуспел в развитии. И да, в этом городе – государстве, все говорили на мировом языке. Нас ещё с детства ему обучали, поэтому язык не был для нас преградой, а даже наоборот, дополнительным стимулом посетить этот город. И каково было наше первое впечатление, когда мы только въехали в город. В тот момент, всё, что о нём говорили, оказалось одновременно правдой и ложью. Это был самый, что ни на есть красивый город. Я помню, в центре города была огромная статуя – человек, который стоя на одном колене, держал над собой земной шар, и смотрел куда-то вдаль. Это был символ нашей цивилизации.
- Что-то вроде Эйфелевой башни в бывшем Париже?
- Да-да, именно так. Но Энквитен, примерно, в 20 раз больше Парижа. Там, повсюду, были огромные небоскрёбы, красивые парки, мириады машин, которые словно муравьи, следовали каждый своему маршруту. И да, машины сами возили людей, людям больше не нужно было получать права. Ещё там были космические тросы. Они растянулись от земли до неба, куда-то в космос, и по ним то вниз, то вверх летали специальные капсулы. Их было не много, и почему-то никто не знал, зачем они нужны. Что ещё бросалось в глаза, так это то, что город буквально зиял разноцветными красками, повсюду были рекламные щиты, их было так много, что ни одна улица не была ими обделена. В общем, это был настоящий город будущего. Но люди в нём были странные.

-Профессор, а что с ними не так? Они же самые умные. -Спросил один из студентов.
-Сначала и я так думал. Пока вплотную не познакомился с обществом. Оно разительно отличается от нашего. Я как-то раз, завёл разговор с одним парнем, и спросил у него:
- Вы местный? Давно здесь?
– Если честно, то не припоминаю чтобы я сюда приезжал. Да и не сказать, что я здесь родился. Хотя… да, кажется, я родился здесь. Вроде как лет 20 назад.
Это было очень странно. Ладно, подумал я, единичный случай, парень просто перегорел, ему нужен отдых. Но как оказалось, это был не единственный человек, который не помнит, как он там очутился. Более того, некоторые даже не могут ответить, чем они занимаются. То есть, они говорят, что например, сейчас идут за покупками, потом смотрят любимую телепередачу, а потом играют в игры, или ещё что-то типа того. Но вот чем действительно каждый из них занимается по жизни, например инженерным делом, или ботаникой, мне никто так и не ответил. И это было очень странно. Хотя в целом, все были очень даже общительны, и никто никогда не ругался. По крайней мере, я такого не замечал.

-А почему вы уехали оттуда?
- С моим другом Фрэнсисом, начало твориться что-то странное. Первые дни всё было нормально, мы гуляли, общались с людьми, ближе узнавали город. Но чем ближе мы его узнавали, тем меньше мне там хотелось оставаться. Фрэнсису же напротив, всё нравилось. Для него это был технологический рай. В тот момент, он был готов променять всё, чтобы там пожить ещё пару недель. Он убеждал меня, что не нужно уезжать, что путешествие подождёт, мы так молоды, что ещё успеем объять необъятный мир. И поначалу я с ним согласился. Не лишать же моего лучшего друга счастья, ведь ему там действительно нравилось. С людьми он быстро находил общий язык. Мне же наоборот, было гораздо труднее. Я их не понимал. Я также не мог понять, во что они верят, о чём думают. Вот, например, когда я спрашивал их о политике, они то отвечали мне недоумевающим взглядом, то просто переводили на другую тему. У них не было своего мнения по поводу того, что творится в мире, хотя по факту, они даже и не знали. Я даже сомневаюсь, слышали ли они вообще про мировую войну. Литературу они не читали, хотя книг было больше, чем где бы то ни было. В Энквитене, есть самая большая библиотека, причём бесплатная. Если кто-то хотел забрать книгу с собой, то ему всего-то нужно было оставить свой отпечаток пальца, и в случае просрочки, человека просто находили за пару минут, и выписывали штраф. Но самое примечательное то, что она была почти пуста. За исключением работников библиотеки, её от силы, посещало человек 20 в день. И то, половина из этих людей, искала комиксы. Другая же половина, искала только научную литературу, которая нужна им была для занятий в “вузе”. Остальные книги, просто простаивали, словно их собрали здесь только для коллекции. Я начал проводить там всё больше и больше времени, и всё реже виделся с Фрэнсисом. Он в свою очередь, пытался проникнуться обществом, добраться до самого его сердца. И ему это, к сожалению, удалось. Когда мы с ним встречали, становилось всё труднее и труднее найти общий язык. Обычно мы любили переговорить с ним о том, что происходит в мире, и что нам ждать в будущем. Мы часто спорили с ним, по поводу, разных идей, которые выдвигались великими учёными и мыслителями, которые жили до нас. Генерировали свои идеи, и тут же оспаривали их. В общем, мы любили с ним потолковать о всяком. Но город изменил его, общество его изменило. Его больше не волновало, что происходит вокруг, всё, что ему было интересно, так это последние новинки техники, какие-то раздутые скандалы среди звёзд телевизора, которые пугают нормального человека своей фальшью, новая коллекция одежды от какого-то бренда, и всё в таком духе. Он старался слиться с обществом, и у него это получилось. Он стал одним из них. Всё чаще проводил время в игровой комнате, которая, кстати, по последнему слову техники переносила нас в виртуальную реальность, которая едва отличалась от нашей. Меня пугала эта фальшь.
По факту, всё было не настоящее. Мнения людей, если они имелись, были всего лишь пересказом, каких-то “Экспертов”, которые еженедельно публиковались в электронной газете. Одежда была не надёжная и быстро рвалась, из-за чего приходилось покупать новую. С техникой тоже самое. Еду больше не надо было готовить. На каждом углу была забегаловка, которая за невысокую цену готова была накормить тебя чем угодно. Оставалось только гадать, кем был повар и из чего всё приготовлено. Мода менялась, чуть ли не каждую секунду, и для того, чтобы быть в тренде, приходилось постоянно, покупать что-то новое. Покупать, покупать и ещё раз покупать. Нет денег? Не беда. Есть рабочие места. Их много. За ночь можно было найти работу, и уже утром приступать к обязанностям. Заработанные деньги обычно не копились, а только тратились. Я устроился работать в библиотеку, и на заработанные деньги купил себе телефон. Это такое устройство, если вы знаете, с помощью которого можно было легко получить доступ к любой информации. Я об этом долго мечтал. Больше не нужно было таскать эти книги, писать конспекты, искать источник. Всё было в руке. За то время, что я там пробыл, мой телефон успел устареть, и мне потом не раз на это намекал мой друг и его знакомые. – Меняй это старьё, кричали они мне. Копишь хлам, словно скряга. Да, точно, скряга. – Так я и получил свою первую кличку, за то, что не хотел менять и так рабочий, телефон.

- А что такое всемирная сеть? Говорят, там есть всё. – Поинтересовался студент.
- Действительно, там есть много информации. – Продолжил Эрлейх. Но ребята, даже без сети, информации было слишком много. Буквально всё вливалось в мои глаза и уши, и оставалось оседать где-то внутри меня, и я уже не мог собраться с мыслями. Информации было так много, что я начал избегать её. Назойливая реклама, звучала у меня в ушах, и я в тот момент знал буквально каждую наизусть. Плюс ко всему, транслировались какие-то сумасшедшие передачи, которые совершенно не вязались со смыслом. Сплошная реклама и какие-то реалити шоу, которые были не понятно о чём и не понятно зачем. И да, все телепередачи, или вернее сказать, интернет-телепередачи, были нацелены на развлечения. Искусство? Куда уж там. Классические фильмы? Увы. Научно-популярные шоу? Нет, извините, вы не туда попали. Сплошной юмор и веселье. Нет, вы не подумайте, что юмор и веселье это плохо. Ведь это плохо лишь в том случае, когда нет альтернативы. В таких условиях, убивается мышление. Вы скажите, что альтернатива есть. И я отчасти согласен, вот только она как будто тщательно скрывается, а иной раз не доступна. А всё из-за огромного количества информации. Человек не может побыть наедине со своими мыслями, чтобы обдумать хорошенько, чего ему на самом деле хочется и что ему нужно.

Человеческие потребности – это единственное что было достойно рассмотрения. Желания стояли в центре системы, и их нужно было удовлетворять. А вы знаете, что происходит, когда человек идёт на поводу своих желаний? Он умирает. Умирает изнутри. В каждом из нас есть уникальный, огромный мир, внутренний мир, наше внутреннее я, то самое, что делает человека личностью. Ничего не было личного, всё было в открытом доступе, вся информация о любом человеке, как на ладони. Это самое “я”, не выживает в таких условиях. Личность умирает, и человек становится частью единого механизма, точно муравей, который просто выполняет какое-то действие, не задумываясь зачем, и не видя всей картины в целом. Весь этот город напомнил мне одно большое муравьиное гнездо. Я не смог принять вызов этого общества, и был вынужден ретироваться оттуда навсегда.

- Но как же так профессор, у них есть доступ ко всем знаниям мира, ко всем технологиям, ко всему что угодно, ведь мы считаем, что цивилизация вновь к нам вернётся, именно оттуда. – Промолвил студент тихим голосом, явно не довольный услышанным. В аудитории стало холодно, мороз приступил к захвату здания, усиливая свой натиск с каждой секундой. Чай только едва согревал тело, ещё чуть-чуть и придётся окутываться в тёплые меха.
- Парадоксы в нашу жизнь не ново. И это был одни из них. Чем больше свободы доступа к информации и знаниям, тем выше уровень невежества среди людей. Нам не стоит ждать прихода цивилизации оттуда, эти люди сосредоточены на удовлетворение своих потребностей. Им чужд наш мир, словно они люди, а мы неотёсанные дикари, недочеловеки, которым суждено рыться в грязи, копать себе могилы. Мы даже не достойны их внимания. Что уж там, они не знают о нас ничего. Не ждите, что они придут к нам, отстроят мир заново, раскроют секрет технологий, поделятся знаниями. Этого не будет. Всё только в наших руках. Вы знаете больше чем они, ведь среднестатистический человек из нашего мира, на порядок умнее их человека. Поэтому, в Энквитене больше нет смысла, ему недолго осталось, а знаете почему?
- Почему? Там же есть технологии…
- Если бы вы меня попросили охарактеризовать их цивилизацию одним предложением, я бы ответил, что это регресс, скрывающийся под маской прогресса.

И они все трое пустили задумчивый взгляд в окно, снаружи была метель, а улицы окрасились цветом ночи, и только яркий огонек светился где-то вдалеке. Источник света был настолько сильным, что казалось, его можно было разглядеть прямо с космоса. Это были огни ночного города. Того самого загадочного города, о котором слагалось столько мифов и легенд. Свет нёсся, преодолевая огромное расстояние, и попадал прямо в сетчатку глаза, а затем погас.


Рецензии