2. Каштанчик

   
                1               
            Каштанчик жил на здоровенном Каштане. С высоты ему казалось, что все внизу – маленькие, а он большой, всевидящий и всё превсё понимающий. Поспевал потихоньку, бултыхаясь под ветром, пока не наступила осень, и он не упал вниз, на голубой асфальт. Упав с трёхметровой высоты, Каштанчик нисколько не пострадал. Только чуть треснула его зелёная курточка-скафандр.
Откатившись на краешек тротуара, он рассмотрел окружающее. Увидав ставшие вдруг огромными травинки и камушки, Каштанчик почувствовал себя беспомощным и никому не нужным. Мимо прошла собака, дотронулась до него лапой, взвизгнула и отбежала.
– Не такой уж я беспомощный, – подумал Каштанчик.
            Подскочила Ворона, несколько раз щёлкнула его клювом, стараясь вынуть гладкую коричневую сердцевину из одёжки. Ворону отпугнула кошка.
– А тут страшно, – подумал малыш – совсем не то, что у меня дома.    
 К дереву подошла девочка. Посмотрела вверх, вниз и стала собирать коричневые каштановые кругляшки в ведёрко.
– Какая большая! – удивился Каштанчик, – вот бы с ней подружиться!
Вскоре девочку позвала бабушка, и она ушла домой.
Над ним наклонился хрупкий Хвощ, росший на обочине тротуара: «Эники – бэники – фэксом, стань поскорей человексом!» – прошелестел Хвощ. И Каштанчик с удивлением обнаружил у себя ручки и ножки. Закрутил головой во все стороны, не понимая, как это он вдруг вырос и преобразился, и вопрошающе уставился на Хвоща.
– Остатки древних знаний, – скромно потупился Хвощ, – захотелось помочь. Сейчас ты сможешь узнать обо всём, что тебя интересует.
Он хотел ещё что-то сказать, но Каштанчик убежал, не дослушав и даже не поблагодарив за внезапное превращение.
Другой бы на месте Каштанчика долго оглядывал своё тело, удивляясь жёлтым пряжкам на башмачках, неизвестно как образовавшимся пальчикам на руках, бархатным зелёным штанишкам и курточке, привыкая к своему облику и осваиваясь в нём.  Но Каштанчик принял подарок Хвоща как должное.

                2

  Девочка пообедала, выглянула в открытое окно и увидела мальчика в зелёном бархатном костюме, в башмаках с ярко-жёлтыми пряжками, который то внимательно всматривался в окружающее, то пританцовывал на одной ножке, то вприпрыжку бежал.
– Какой странный – подумала она и поспешила выскочить на улицу, чтобы получше его рассмотреть. У неё было ощущение, что она знает этого мальчика в старинном костюме. 
– Конечно, знаешь! – шептал Хвощ. – Вон сколько каштанчиков насобирала бабушке на лекарство. Так этот бархатный – такой же! И рубашечка коричневая, атласная, блестит, как каштановая кожица! Неужели не видишь? Я на него надеюсь. Давно нам, растениям, хочется подружиться с вами, людьми. Да не получается, контакт слабый. А тут такой случай – очень энергичный малыш подрос!
 Однако девочка не понимала языка трав и не слышала, о чём говорил  колыхаемый ветерком Хвощ под её окном. Просто очень хотела познакомиться с Каштанчиком, который перебежал на другую сторону тротуара.
– Подождите! – крикнула она. – Куда Вы спешите?
И поразилась своему «Выканью». 
Мальчик остановился, внимательно посмотрел на неё, поклонился и сказал:
– Добрый день. Спешу, куда качусь.… Куда глаза глядят, то есть. Куда ноги идут!
– А можно с Вами?
– …? Только если… Вы не боитесь приключений?
Наблюдающий за детьми Хвощ облегчённо вздохнул: «Каштанчик неплохо говорит на человечьем языке и быстро думает. Может, подружатся,… и их взаимопонимание поможет разумному общению между нашими мирами – миром растений и миром людей…».
– Даа? Вы кто?  – Выдохнула девочка.
– Мне бы хотелось вобрать в себя всё, что вижу и унести с собой, – серьёзно ответил мальчик, не зная, как объяснить, что он – обыкновенный каштановый орех.
– А куда? На другую планету или в прошлое? – пошутила она.
– Если мой мир считать другой планетой…  Я не знаю, когда исчезну, поэтому спешу.
– Как только начнёшь жадничать, или сам захочешь стать каштаном, – пробормотал Хвощ, – снова превратишься в растение.
Каштанчик, запнувшись, продолжил:
– Может и не надо спешить. Что пойму, то и ладно.
– Я тоже люблю спешить, меня зовут Эля. А Вас?
– Каштанчик.
– Вы артист? Откуда-то я Вас знаю. 
– «Жизнь – театр». Я тоже видел Вас раньше. Но мы были слишком разные. А сейчас я большой.
– И я была когда-то маленькой, но уже в третьем классе учусь…. В детском саду мы не встречались, в школе тоже…. Не знаю, откуда я Вас знаю. Позвоню Бабушке, отпрошусь, скажу, что ушла гулять. Ладно?
Эля позвонила по мобильному телефону Бабушке, сказала, что встретила интересного мальчика, гуляет с ним возле дома и намерена гулять долго. Но Бабушка   предложила пригласить нового знакомого в гости, сказав, что она тоже хочет с ним познакомиться.
   Каштанчик с удовольствием принял приглашение. Они с Элей подошли к двери квартиры и позвонили. Бабушка, увидев Элиного знакомого, удивилась странному виду необычно одетого мальчика, но быстро справилась с волнением.
– Здравствуйте, проходите, чаю попьём, – заулыбалась Бабушка.
– Спасибо, я не пью и не ем.
– Почему же?
– Я сам еда в некотором роде – Каштанчик.   
И Каштанчик отвесил низкий поклон.
– О, да Вы юморист! А в каком классе учитесь? 
– Учился в самом высоком, неподалеку от Вашего дома, но я уже выучился.  Перешёл на следующий уровень и вот... появился у вас. 
– Какой фантазёр! – воскликнула Бабушка. – Наверное, много играете в компьютерные игры?
– Играть очень люблю, особенно с листьями Каштана и с Ветром, а вот что такое «компьютерные игры», не знаю.
– Идём, покажу, - сказала Эля. Она внезапно перешла на «ты» и повела Каштанчика к компьютеру. Включила компьютер.

                3

  Каштанчик с любопытством осматривал квартиру, которую видел впервые в жизни.  Девочкин дом не был похож на его родной Каштан. Было трудновато дышать.  Обилие живущих на подоконниках в цветочных горшках цветов радовало. Непривычные запахи и ощущения порождали непривычные чувства. Каштанчик начинал понимать, что быть человеком гораздо сложнее, чем висеть каштаном на дереве. Хотя сходство между заботой Бабушки и заботой старого дерева о своём потомстве было несомненным.
  Хвощ пытался подсказывать Каштанчику, как говорить с людьми. Но смуглый мальчик в новом, дарованном ему теле, должен был сам это понять.
  Бабушка закрыла окно, и помощь Хвоща ослабла. Зато домашние цветы разговорились, усилив свои ароматы.
  Из окна Элиной комнаты виднелись родные каштановые ветки.
Эля подвела мальчика к компьютеру и показала, как им пользоваться, как печатать текст. Каштанчик на удивление быстро впитывал понятия о буквах и цифрах. Он шевелил пальчиками, запоминая всё очень быстро. Так, что домашние цветы перешёптывались: «Гений, конечно, гений».
  Но надолго ли Хвощ превратил его в мальчика? И что, если вдруг он внезапно, в любой момент, превратится в обыкновенный плод, в каштан? Тогда Эля испугается, и что станет с ней?
  Компьютер напоминал природу. Внутри него было всё. И огонь, и воздух и даже вода. Каштанчик видел своё родное дерево, сфотографированное Элиным отцом, когда дерево было ещё юным саженцем.  Но имелась ли у компьютера душа? У Эли точно была душа. И у цветов, и у него, Каштанчика, и у Бабушки.
  Вещи похожи на камни. И компьютер тоже….
  Когда Каштанчик, падая на землю и катясь по ней, стукался о камни, он наблюдал живые картины: откуда взялись камни, кто бродил мимо них ранее и многое, о чём люди не подозревали.
  Сумеет ли Каштанчик оправдать надежды Хвоща, всего растительного царства?  Но пока что ему можно радоваться, ходить, разговаривать, думать по-человечьи ….
  Дети понимают друг друга независимо от того, к какому миру принадлежат: миру животных, миру растений или миру людей. Поэтому Каштанчик зря беспокоился об Эле.
  Она любила собирать каштаны, часто игралась с ними в дочки-матери. Каштан, который побольше размером и поколючей, обыкновенно был в её играх отцом, поменьше и тоже колючий – мамой. Большая лысая каштановая сердцевина назначалась на роль бабушки, а маленькие коричневые кругляшки были детками. Эля катала их в миниатюрной кукольной колясочке и пела им колыбельные песни.
  Но Каштанчик об этом не знал. И они с Элей стали играть в какую-то огородную компьютерную игру. Сажать репу, редиску, морковь. Потом Эля показала ему другие игры, показала сайты, на которых можно было дружить с людьми всей планеты, рисовать картины, даже продавать вещи.
  «Как много всего интересного у людей… – восхищённо думал Каштанчик, – не то, что на дереве. Там только воздух, птицы, солнце, облака, да вкусный сок, который движется от корней прямо к нему, Каштанчику, и к таким, как он, чтобы они поспевали и смогли дать жизнь новым деревьям…».
  Однако Правила существовали как в его прошлом мире, так и в нынешнем. Когда дети растут, они впитывают Правила, поддерживая существующий порядок.
  Каштанчик стал посредником между мирами: растительным и человеческим. Он дотошно исследовал сходства и различия. Думал о том, как устроено растение и человек. Что – мягкое, что – твёрдое, что – текучее, в чём разница между древесиной дерева и костями и мышцами человека? Кожа человека такая же, как кора дерева? Ему было интересны отношения между людьми.    
Эля помогала ему, не подозревая о том.

                4

– Что такое школа? – спросил мальчик у Эли.
– В ней учат, – ответила Эля.
– Чему?
– Читать, писать, считать, иногда – думать.
– Может – всегда думать?
– Нет, иногда. Иногда бывают странные случаи в жизни, но взрослые не объясняют их. Просят просто запомнить, что можно а что нельзя говорить и делать.
– Например?
– Например, «нельзя знакомиться на улице …». Но бывает, что правило можно нарушить. Иначе, как бы мы с тобой подружились?
– Да, странно. В моём мире таких запретов нет и многие погибают из-за неизведанного. Однажды был сильный ураган, и у Каштана сломалась большая ветка. Сколько маленьких каштанчиков погибло! – проговорился Каштанчик.
Однако Эля не обратила внимания на скрытый смысл фразы, она подхватила:
– Помню, помню, эта ветка царапнула стекло в моём окне! Потом её распилили и увезли.
  И внимательно посмотрела на мальчика, впервые заметив сходство между одеждой Каштанчика и плодами Каштана.
«Кажется, скоро можно будет сказать ей правду», – подумал Каштанчик и с грустью сказал: «А у нас нет школы, мы подвержены любой прихоти чего и кого угодно».
  Бабушка постучала в дверь Элиной комнаты:
– Молодёжь, идёмте пить чай с вареньем!
  Эля вопросительно глянула на мальчика. Он нехотя кивнул, подумав, что надо научиться всему, что умеют люди: «Как я буду глотать?»
  Они направились в столовую, одновременно служившую кухней.
  Чай для Каштанчика стал настоящим событием. Горячий, сладкий, он напоминал сок, поступавший к нему когда-то по жилам дерева. На тарелочке лежали булочки и печенье, в розетке – варенье. Мальчик смотрел, что делала Эля, повторяя за ней каждое движение. Он дул на чай, брал ложечкой из своей розетки клубничное варенье, отправлял его в рот и проглатывал. У него всё получилось! Каштанчик чувствовал себя разведчиком. Он рисковал. Ел печенье, вслушивался в то, как его внутренности отзывались на еду. Еда нравилась, она была подходящей!
 – А жуков вы не едите? – спросил Каштанчик.
Эля засмеялась и чуть не поперхнулась:
– Зачем?
– Ну, я видел, как птицы поедают насекомых…
– Мы же не птицы!
– А-а-а… –  облегчённо вздохнул мальчик.
Хорошо, что бабушка не слышала их разговор, она в это время что-то варила на кухонной плите. Пахло вареньем.
  Дети вышли во двор. Там мальчишки гоняли мяч. Они пригласили Каштанчика встать на ворота, побыть вратарём. Ему забили парочку голов, после чего он, поняв, что от него требуется и угадывая задумки нападающих, ловил мяч в прыжке! Его камзол запачкался, пряжка на башмаке оторвалась.
  В перерыве игры Эля уговорила его снова пойти к ней домой, привести в порядок костюм и туфли. Мальчишки расстроились, что теряют хорошего вратаря, и стали кидать жребий, кому из них стоять на воротах. Всем хотелось только бегать с мячом и забивать голы.
  Каштанчик сперва крутил головой, оборачиваясь к футболистам, но быстро успокоился и решился поведать девочке о себе.  Почему он впервые играет в футбол, почему не знает о компьютере, странно выглядит и разговаривает.
  Приведя в порядок одежду и обувь Каштанчика, причесав его растрепавшиеся вихры, Эля опять вывела его на улицу. Они пошли в магазин за хлебом. По дороге Каштанчик стал рассказывать Эле о себе. Она слушала его как сказочника-волшебника, восторженно, не понимая, что это может быть правдой. Слишком не вписывалась его история в окружающее, в Элины Правила, которые она, однако, часто и с удовольствием нарушала.
  Тем не менее Эля объяснила мальчику, что такое деньги. Он поднял упавший лист клёна и спросил:
– Это тоже деньги?
– Что ты, это лист клёна. Он ничего не стоит.
– Не может быть…,  – сказал Каштанчик, – это очень важный лист. Это как ладошка, которая ловит небесную воду и свет! И он ничего не стоит?
– Деньги делают из бумаги, которую получают при переработке спиленных деревьев  и из металла, который выплавляется из руды, добытой в земле. Чтобы купить хлеба, надо сперва заработать эти деньги, потом пойти в магазин и купить еды. Иначе можно умереть от голода.
  Тут Каштанчик впервые пожалел людей с их преимуществами, не понимающими, что дерево – важнее бумаги с нарисованными на ней цифрами, и ему захотелось стать прежним. Проходя мимо Хвоща, он отчётливо подумал об этом.
  Хвощ откликнулся на его мысли и прошептал: «Эники-бэники- фэкс, ты каштан, больше не человекс».
  И, не дойдя до магазина, Каштанчик исчез, превратившись в круглый маленький коричневый каштан, который остался лежать на земле, а через несколько минут и он пропал! На Элиных глазах!
  Её потрясение было велико. Эля поняла, что её друг ничего не придумывал…. Она обратилась мысленно к Каштанчику, подумала: «Хорошо ли тебе стало?» Ответ пришёл сразу: «Хорошо!»   
  С тех пор Эля стала понимать  язык растений и животных. Она мало говорила, но много делала, любила разговаривать с  Каштаном, что рос неподалёку. В трудные минуты он подсказывал девочке, как ей быть.
 Когда Эля осознала чудесную разумность природы, растений, столь много дающих людям, то это её чувство неизвестным науке способом передалось другим людям. Они стали бережнее относиться к деревьям. Деревья, понимая и принимая человеческую любовь, дарили её птицам, воздуху, всему вокруг. Прекратилась безрассудная вырубка лесов, замусоривание водоёмов. Красиво стало! 


Рецензии