Пискарь

 Когда читаешь «Поднятую целину» Шолохова, то невольно влюбляешься в образ деда Щукаря и без его образа и деревня ,как бы не деревня. А ведь в каждом селе есть такие же персонажи, стоит только приглядеться.
Есть и в нашем селе Свистулькино такой же. Разница лишь в том, что зовут его дед Пискарь.  Кличка эта ему досталась от знаменитого прадеда, у которого была до революции водяная мельница, там водились пескари. Так и прилипло, Пискарева мельница. Правда у того прадеда был брат с ветряной мельницей и, когда не было ветра, этот брат с завистью смотрел на водяную, которая круглые сутки крутила колесо. В конце концов он ее сжёг. И, если бы не революция, неизвестно чем бы это кончилось. Но об этих распрях своих предков дед Пискарь предпочитал умалчивать.
Дед Пискарь был самым беззаботным и веселым человеком деревни Свистулькино. Он никогда не был женат. Не обременял себя заботами. Летом он подряжался пасти овец, 1 р. за голову и по очереди кормёжка. Зимой сторожил, свежее молоко на ферме всегда было.
Но временами он начинал чудить. Все уже знали его причуды, но ,как под гипнозом, верили. Его облупленная хатенка покосилась, но ,удивительно, кривые окна как бы улыбались этому взбалмошному миру. Когда Пискарю говорили, что надо подмазать хату, он останавливался, долго размышлял, а потом говорил: «Равномерно глину положить нельзя- нет. Значит, по закону физики при ветре начинается вибрация. Дом может упасть и нанести урон соседу. А это моральный и материальный ущерб. Нет и еще раз нет!.»
Чудил он по настоящему. В нашем Свистулькино выращивают кабачки, а затем отвозят в город и сдают на консервный завод. И вдруг дед Пискарь стал ходить по дворам и просить по паре кабачков. Все решили, что набирает для завода на магарыч. Что ,только 2 кабачка, возьми 3 или 4. Но, странное дело, он их начал носить на огород.Уложит рядком, накроет березовыми листьями, а вечером с кумом на лошади едет на речку за водой. Привезет бочку и поливает эти самые кабачки и листья. Утром собирает и та же процедура вечером. А на уличной  двери каждый день мелом: сегодня принес 10 кг = 500 р., на следующий день написано 20 кг. = 1000 р. Никто не поймет, откуда такие астрономические цены. На заводе в двадцать раз дешевле. Но как- то вечером  Пискарь проболтался. Он готовит свою продукцию на биофабрику, но нужно готовить  по технологии, тогда образуются ферменты, нужные для изготовления лекарств. Вот почему такие цены.
Но деревня есть деревня. Утром с зорькой село таскает с огорода кабачки. Укладывают по линейке шахматным порядком. Мужики как с покоса, уже тянут вязанки с березовыми прутьями. К обеду все уложили, укрыли. А к вечеру все на речку с флягами, бочками. Туда 1 км  и оттуда столько же .Со стороны чисто великое переселение. Поливают кабачки. Да и мужики как-то приосанились, стали степеннее, завели блокноты, ручки. Смотришь, идет мужик, остановится, пишет ручкой в блокнотике, считает что-то. Поднимет мечтательно глаза в небо и издает всего лишь одно слово: «Да!».
И вдруг, как гром среди ясного неба: Пискаря нет. Дом на замке и кабачки исчезли. Деревня ошарашена, Пискарь всех опять обул. Увез продукцию на фабрику.
С рассветом потянулись повозки. Верные спутницы, жены, как водится у нас, проводили мужей до околицы и ушли домой, когда те скрылись, и осела пыль. К обеду и мужики и лошади подморились, растянулись, и со стороны было похоже на отступление Наполеоновской армии.
Вот и фабрика. Увидел такое народное ополчение возле ворот, вышел директор. Узнав суть дела, он долго хохотал. Успокоился и говорит: «Три года не смеялся, с тех пор как нас обанкротили. Мы, мужики ,теперь на фабрике грибы выращиваем». Ну и что? Побесились мужики, помахали кулаками, да и отвезли кабачки на консервный завод. А Пискарь пропал. Появился недели через две. Злость  прошла: мужики наши отходчивы.
Последнее чудачество произошло год назад. Начал Пискарь вести ученые разговоры. То рассказывает, как в пробирке козла вырастили, то в Одессе кошку, которой заложили код и она разговаривает. И каждый раз у него все новая информация. И так он ударился в науку, что мужики стояли подумывать, как бы чего не получилось с головой у него.
     И вдруг Пискарь уехал в город. Вернулся  задумчивый, неразговорчивый, непонятный. Не иначе, что-то случилось. А тут весна, солнышко. Выгнали коров утром. Стоят мужики покуривают. Смотрят, идет наш неутомимый Пискарь с колышком, а на нем табличка с надписью. И сразу вопросы. Куда? Зачем? И рассказал он им удивительную историю: « Скажите, мужики, раньше мы и не слыхивали о колорадском жуке? Правильно?» « Да!»- согласились все.» « Значит, его нам подбросили? Точно. А теперь наши недруги пошли дальше. Засаживают код в голову жука и он ведет отряд в точно в определенное место. Приказано быть в Свистулькино, значит кровь из носа, а выполняй. А в Кузькино идет другой. Но я придумал, как спасти свой огород.» Сказал и пошел. Ошарашенные мужики  гуськом следом. Дошел и на краю огорода воткнул кол с дощечкой. А там надпись: «Это не Свистулькино. Свистулькино 3 км вправо». И нарисованная стрелка точно показывает на Кузькино. «Чихал я теперь на жука!». Сказал и ушел.
    У мужиков был такой вид, как у быка, когда бьют его по лбу топором. Но, как известно, любой пример заразителен. На другой день колышки с указателем были по всем огородам. Затем некоторые решили усилить свои объявления. Васька Клоп рядом с объявлением, что это не Свистулькино, поставил знак ГАИ: «Въезд   запрещен!». У соседа рядом приписка с объявлением: «До Свистулькина 3 км, через огород Васьки Клопа полтора». Но самое убийственное было на огороде Леши Крота. Добавление к стреле было очень жестким: «Куда прёшь, козел, смотри на карту!»
  Шофера, проезжающие мимо, увидев, что это не Свистулькино, останавливались, брались за голову, терли виски, смотрели на себя в зеркало. Что за напасть? Вечером приезжали- было Свистулькино, а сегодня вся деревня утверждает, что оно это не оно. Никто не хотел быть козлом, поэтому доставали карту и не понимали где Кузькино, где Свистулькино. Но потом все они сходились на том, что 3 км не крюк. Поедем. И чисто с нашей смекалкой выбирали путь не в 3 км, а в  полтора, через огород Клопа. Молва по селам быстро бежит. Приехав  в Кузькино, перед селом увидели такие же объявления. Это, дескать, не Кузькино, а 3 км влево.
Но однажды все прояснилось. Мужики, уверенные, что жук в Кузькино, перестали ходить на огород. Зачем Ваське Карасю понадобилось сходить на огород, он и сам не помнит. Но, когда он увидел целую армию «бойцов», уничтожавших листья картошки, у него стали подгибаться колени. Через час вся деревня стояла у дверей Пискаря. Но четкая надпись на дверях гласила: «Жители с. Свистулькино, я могу дать объяснение в двух вариантах:
1. Это происки империалистов.
2. Скорей всего, главный жук, командир отряда, потерял карту или пеленгатор в башке дал сбой.
Я, конечно, косвенно причастен к этому, вины не снимаю, и поэтому ухожу навсегда. Прощайте, любимые мои Свистулькинцы!».
Прошел месяц, второй. Собрались мужики на выгоне ,сумуют: «Какая-то  ,  жизнь стала  , мужики,у нас скучная. Как будто потеряли что-то». Дед Савелий сделал предложение: заслать агентов и найти Пискаря. Но как агентура ни билась, в радиусе 15 км не нашли. Тогда решили создать следственную группу во главе с бывшим завхозом милиции Васькой Вьюном. Нашли. За 30 км от Свистулькино.Там  дед Пискарь стерег овец. Упросили ,привезли назад.      А на утро на выгоне дед Савелий внес предложение:» Пусть все скажут, кто в селе самый нужный и ценный человек?». Все в один голос ответили: «Пискарь!» «И поэтому - продолжил  дед Савелий, - предлагаю Пискаря объявить Почётным Гражданином Свистулькино. Есть возражения? Нет! Тогда ,да здравствует Пискарь!»


Рецензии